Почему у Хуана-Пабло Монтойи не сложилось с McLaren в Формуле 1?
В честь воссоединения колумбийского гонщика с британской маркой в Инди 500 вспоминаем их предыдущий опыт сотрудничества, который закончился не лучшим образом...
Уход Хуана-Пабло Монтойя из McLaren в середине сезона-2006 ради продолжения карьеры в серии NASCAR положил конец его многообещающим перспективам в Формуле 1. Он недоработал даже до конца контракта: провел всего 26 гонок за команду из Уокинга, одержав за это время три победы. Почему так вышло?
Эмоции Монтойи всегда выходили на первый план. «Я не думаю о чём-либо. Я просто принимаю решение и работаю с тем что есть», — сказал сам Монти в подкасте Beyond the Grid пару лет назад.
Даже его решение подписать контракт с Chip Ganassi Racing в 1999 году на три сезона в CART было спонтанным. В Williams, где он числился тест-пилотом, сделали выбор в пользу Алекса Дзанарди. И казалось, что дверь для Монтойи в Ф1 навсегда закрылась. Но Фрэнк Уильямс осознал свою ошибку после того, как Дзанарди в пух и прах был разбит Ральфом Шумахером, а Монтойя стал настоящей суперзвездой CART, выиграв титул с первой же попытки и «500 миль Индианаполиса» годом спустя. В итоге Уильямс позвонил Хуану-Пабло и предложил место в своей команде. Монтойе на положительный ответ потребовалось всего одно мгновение, даже несмотря на то, что его контракт с Chip Ganassi Racing был рассчитан до 2001 года включительно.
Столь же спонтанно Монтойя, разругавшись с командой и Ральфом Шумахером на Гран При Франции 2003 года, попросил своего менеджера обеспечить ему переход в McLaren. Так что его внезапное решение из уйти из Формулы 1 в NASCAR вполне соответствовало его подходу. Он не действует на основе глубоких размышлений и анализа и полагается на интуицию.
День, когда Хуан-Пабло Монтойя отказался сдаваться Михаэлю Шумахеру
То же самое можно сказать про его стиль пилотирование. Его умение агрессивно действовать за рулём всегда было поразительным. «Некоторые вещи, которые я видел в его исполнении на овале, казались просто невозможными. Это серьёзные машины, серьёзные трассы, а он обращается с ними, как с игрушкой», – вспоминает двукратный чемпион серии CART и победитель Инди 500 2003 года Жиль де Ферран.
Сам Монтойя всегда говорил, что чем мощнее двигатель, тем ему проще. Он просто ненавидел машины Формулы 3 со слабыми моторами, а вот Формула 3000 ему нравилась гораздо больше.
Так что, стоит сказать, что неукротимые по своей мощи автомобили Williams образца 2001 и 2002 годов подходили ему идеально. Он без большого количества тестов сел за руль и сходу поехал так, будто выступал в Формуле 1 долгие годы. А уже по ходу дебютного сезона он совершил несколько невообразимых обгонов, которые напомнили фанатам команды сэра Фрэнка о безбашенных маневрах Найджела Мэнселла. Монтойю на трассе можно было сравнить с чистым адреналином.
Но на более «стерильном» автомобиле Williams 2003 года, который позволял бороться за титул, Монтойя наглядно продемонстрировал проблемы своего подхода к гонкам. Как только машина требовала хоть какого-то изящества, он выглядел намного хуже напарника Ральфа Шумахера.
«На одном квалификационном круге, когда у него сложная в управлении машина, Хуан-Пабло справляется лучше Ральфа. Сейчас у нас более стабильная машина, что хорошо заметно по тому, как наши гонщики работают рулем. Теперь им требуется менее резкий стиль пилотирования, и в таких условиях Ральф гораздо ближе к пределу машины, чем Монтойя», — говорил Патрик Хэд, занимавший тогда пост технического директора Williams.
В шаге от титула. Как Хуан-Пабло Монтойя и Williams проиграли чемпионат в 2003 году
Так было и в те злополучные выходные в Маньи-Куре в 2003 году, когда попытка Монтойи совершить подрезку Ральфа вопреки инструкциям с пит-уолл привела к разладу в отношениях с Williams и немедленному желанию колумбийца сменить команду.
Сделка с McLaren была заключена почти сразу, но вступила в силу только в 2005 году. В итоге Монтойя провёл сезон-2004 на совершенно неконкурентоспособной машине Williams, но всё же смог выиграть свою последнюю гонку в команде, устроив отличное сражение со своим будущим напарником Кими Райкконеном.
Состав McLaren 2005 года выглядел на бумаге просто великолепно. Да, слияние привередливого и склонного всё контролировать Рона Денниса и импульсивного Монтойи само по себе предполагало, что в команде полетят искры. Но личные отношения Денниса и Монтойи сложились великолепно, несмотря на неудачный старт карьеры Хуана-Пабло в своей новой команде — колумбиец получил травму плеча уже перед третьей гонкой сезона-2005 во время «игры в теннис», хотя все понимали, что на самом деле он упал с мотоцикла.
Во второй половине сезона Монтойя, вынужденный помогать Кими Райкконену борьбе за титул с Фернандо Алонсо, выдал несколько великолепных выступлений. Но первая часть чемпионата была полностью смазана из-за травмы.
Что касается 2006 года, то автомобиль McLaren с восьмицилиндровым двигателем оказался не так хорош, как с V10, да и сам Хуан-Пабло сдал. Он сам говорил, что ему никогда не нравилась машина McLaren, даже в 2005 году. Как и Williams 2003 года, этот автомобиль не подходил грубой манере пилотирования колумбийского гонщика. И когда к этому добавились постоянная недостаточная поворачиваемость и падение мощности двигателя, ему пришлось тяжело. Райкконен пытался выжать из машины хоть что-то, но вот Монтойя был абсолютно незаметен.
Хуан-Пабло Монтойя: Как же я ненавидел машину McLaren 2005 года
Многие понимали, что Хуан-Пабло может обогнать любого на подходящей машине, но новое поколение машин Ф1 ему не подошло. И Хуан видел только один выход из этой ситуации, точно такой же, как и в 2003 году с Ральфом Шумахером и Williams: сбежать.
Монтойя никогда не занимался анализом, глубоким разбором ситуаций, чтобы достичь высокого уровня. Всё делалось спонтанно и на эмоциях, которых, как утверждает сам колумбиец, у него никогда не было. В этом и была главная отличительная черта Хуана-Пабло — колумбиец мог дать бой любому сопернику, но только на своих условиях.
Он мог бы отлично проявить себя в любой серии, где гораздо больше значит талант гонщика, чем техника. Но в Формуле 1 Монтойе так и не удалось сделать последний шаг на пути к успеху. Он даже не признавал, что ему нужно что-то сделать. Вот почему Хуан-Пабло в итоге провалился.
Тогда, в 2006 году, все наперебой говорили, что увольнение Монтойи стало следствием столкновения с Кими Райкконеном на первом круге Гран При США. Но в интервью более поздних лет колумбиец подтвердил, что он уже вёл переговоры со своим старым другом Чипом Ганасси о переходе в NASCAR, а Рон Деннис, узнав об этом, предложил Хуану-Пабло как можно быстрее покинуть команду. И то самое столкновение лишь ускорило процесс.
Конечно, всё это было давно и совершенно в другом гоночном мире. Монтойя искренне наслаждается закатом своей карьеры, и ещё одна попытка в Инди 500 в 45-летнем возрасте вполне могла бы оказаться настоящей сказкой с хэппи-эндом. И, разумеется, Хуан-Пабло будет писать эту сказку на своих условиях и по своему сценарию.
Перевел и адаптировал: Александр Кожевников
Источник: The-Race
«Мне не нравится, я еду очень медленно». Каким был дебют Кими Райкконена в Формуле 1. Часть 1
«Я всё понял, просто голова раскалывается». Каким был дебют Кими Райкконена в Ф1. Часть 2