В шаге от титула. Как Хуан-Пабло Монтойя и Williams проиграли чемпионат в 2003 году
Вспоминаем последний сезон, когда команда Фрэнка Уильямса боролась за чемпионство и даже лидировала в Кубке конструкторов за две гонки до конца...
В 2021 году команда Williams начнет сезон с новыми владельцами. Легендарный коллектив, на счету которого девять завоеванных Кубков конструкторов в настоящее время переживает сложные времена. Команде предстоит пройти еще долгий путь, прежде чем она сможет достичь высот последнего сезона, когда реально боролась за титул и упустила его. В конце сезона 2003 года Патрик Хэд, один из основателей команды, бывший в то время техническим директором, проанализировал в интервью журналисту британского Autosport Найджелу Робаку, причины поражения от Ferrari.
Патрик Хэд всегда был реалистом, не терпел отговорок или пустых разговоров. Поэтому и его оценка сезона 2003 года была такой же жесткой. «Мы начали год очень слабо, затем были весьма сильны в середине сезона, а завершили его просто ужасно. Было совершено много ошибок, было и стечение обстоятельств, но наша работа – предвидеть многое и постараться избежать. Сделать нам это не удалось. В какой-то момент мы опережали Ferrari на 8 очков в Кубке конструкторов, а закончили сезон, отставая от них на 14», — сказал технический директор Williams.
В 2001 году команда одержала четыре победы, больше, чем ожидалось, а следующий сезон откровенно не задался – всего одна победа. Патрик Хэд посчитал, что дело было в слишком консервативном подходе к FW24, и новая машина должна была стать компактнее и более управляемой. В машине была предложена оригинальная концепция переднего обтекателя, когда короткий нос заканчивался до задней кромки переднего антикрыла, которое крепилось двумя изогнутыми плоскостями.
День, когда Хуан-Пабло Монтойя отказался сдаваться Михаэлю Шумахеру
BMW WilliamsF1 Team 🇬🇧 2003 #F1 launch
3. Juan Pablo Montoya 🇨🇴
4. Ralf Schumacher 🇩🇪
Williams FW25
BMW P83 v10
Michelin
Test: Marc Gene 🇪🇸 pic.twitter.com/u1txmGLNoP— F1 in the 2000s (@CrystalRacing) February 23, 2020
«Если вы делаете машину короче, то, как правило, она становится легче и у вас появляется больше пространства для маневров с распределением веса, балансом шасси. Но самым большим достижением можно назвать создание более эффективного отдела аэродинамики», — рассказал Патрик Хэд.
Когда Хуан-Пабло Монтойя ненадолго вернулся к машине FW24, чтобы протестировать, то был поражен. «По сравнению с нынешней FW25 больше похоже на лодку, такая медленная управляемость», — пошутил колумбиец.
«Мы применили в машине различные решения. Некоторые из них оказались полезными, некоторые нет. Мы проводили большую часть наших аэродинамических тестов на установке, которую раньше не использовали. Наша цель была в создании машины с лучшей управляемостью. Дело в том, что если вы сосредотачиваетесь на передней части машины, то меняется вся аэродинамика. Мы сделали и новую заднюю часть машины, но здесь после тестов у нас возникли сомнения, и мы несколько неуверенно продолжали работу. Также была новая коробка передач и задняя подвеска LG7, а с третьей гонки сезона мы использовали подвеску LG7B», — отметил подробности глава технического департамента команды из Гроува.
Juan Pablo Montoya
Williams FW25-BMW
Monaco 2003#F1 #TimeMachine #ThanksWilliams @WilliamsRacing pic.twitter.com/cYUOJ8KMRz— Tweet-By-Wire (@TweetByWire) September 22, 2020
КОГДА ДОЛГО ЗАПРЯГАЛИ
В Австралии все команды должны были привыкнуть к новому расписанию квалификационных сессий и закрытого парка. Но по словам Хэда, все прошло более гладко, чем ожидалось. Команда проделала большую работу и то, на что раньше тратилось от 8 до 10 часов, делалось вдвое быстрее. Многие процедуры были перенесены на четверг. С новыми правилами квалификациями тоже все быстро освоились.
Тем временем, машина начала оправдывать ожидания своих создателей. Хуан-Пабло Монтойя квалифицировался третьим, позади пары пилотов Ferrari, Ральф Шумахер девятым. Но сюрприз преподнесла погода. В Williams рискнули и выпустили своих пилотов на «сухих» шинах. Это принесло свои плоды. Монтойя стремительно сокращал отставание от лидировавшего Михаэля, а когда тот отправился на пит-стоп, вышел в лидеры. Однако дважды затем выезжавшая машина безопасности нивелировала все разрывы.
Гран При Австралии: Самые сумасшедшие гонки за последние 15 лет
А под занавес гонки ошибся уже сам Монтойя, который потерял управление. Колумбийцу повезло, машина не была разбита, но лидерство он упустил, финишировав вторым. Окончание гонки для Ральфа тоже было результативным. Восьмое место принесло команде очко.
2003 AUSTRALIA #F1
Just as Juan Pablo Montoya (Williams) looked set to take the win, 10 laps from home he spun and handed the lead to David Coulthard (McLaren) pic.twitter.com/y9vi8DPYeN— F1 in the 2000s (@CrystalRacing) March 9, 2019
Две недели спустя в Сепанге Шумахер финишировал уже четвертым, стартуя при этом с 17-го места. Хуан-Пабло квалифицировался лучше, но после старта в первом повороте в него врезался дебютант Антонио Пиццония, и гонка для колумбийца была безнадежно испорчена.
В Бразилии Монтойя вновь не набрал очков, тогда как Ральф заработал два очка за 7-е место.
К этапу в Имоле в Гроуве отмечали, что аэродинамическая составляющая машины прогрессирует. Как следствие, оба пилота финишировали в очках, хотя Хэд и отмечает, что ошибки на пит-стопах ухудшили возможный результат. Стартовав со второго места, Шумахер финишировал четвертым, а Монтойя после старта четвертым окончил гонку седьмым. Для братьев Шумахеров этап был вдвойне сложен еще и потому, что в этот день умерла их мать.
20 APRIL, 2003 🗓
Hours after the death of their mother, Michael and Ralf Schumacher go wheel-to-wheel at an emotional San Marino GP#OTD pic.twitter.com/ZHDHjOifPf— Formula 1 (@F1) April 20, 2017
«В Барселоне мы определенно проиграли, несмотря на то, что квалифицировались более-менее (Ральф был седьмым, а Монтойя – девятым). Выбор стратегии с двумя пит-стопами оказался менее выгодным, чем с тремя, которую выбрали наши соперники. В итоге Шумахер финишировал пятым, а Монтойя четвертым, хотя могли подняться и выше. Несмотря на это, в команде появилось чувство оптимизма после первой четверти сезона. И с последующими этапами оно только усиливалось», — рассказал Патрик Хэд.
В Австрии Хуан-Пабло Монтойя был быстр, квалифицировавшись третьим. Ральфу повезло меньше: после неудачи в первой пятничной квалификации он стартовал только десятым.
«Михаэль лидировал вплоть до первого пит-стопа, Хуан-Пабло прессинговал его. А затем был пит-стоп Михаэля, когда загорелся шланг топливозаправщика. Он потерял уйму времени на пит-стопе. После этого мы наращивали отрыв от Кими и Михаэля. Казалось бы, все шло хорошо. Но затем у нас вышел из строя двигатель. Мы знали, что это должно произойти на ближайших 10 кругах. Была утечка в системе охлаждения. Но если бы этого не произошло, то успех был близок. Хотя Михаэль был быстрее нас в тот день, я не уверен, что ему бы удалось справиться. В любом случае, мы знали, что близки к успеху», — объяснил Хэд.
2003 SPAIN
Williams-BMW continued their difficult start to the season, with Montoya & Ralf finishing p4 & p5. This result left them in 4th in the WCC behind Renault. #F1 pic.twitter.com/w3MbGzecQh— F1 in the 2000s (@CrystalRacing) May 4, 2020
ПОБЕДЫ, ДУБЛИ. ТИТУЛ УЖ БЛИЗОК, НО…
Успех пришел уже в следующей гонке. И какой! На Гран При Монако. Последнюю победу Williams на этой трассе принес Кеке Росберг в 1983 году, то есть 20 лет назад. Блестящая гонка для Монтойи, который на последних кругах защищался и от Райкконена, и от Михаэля Шумахера.
По узким улочкам Монако на историческом Williams FW08C
#OnThisDay in 2003, Juan Pablo Montoya won the Monaco Grand Prix! 🏁 🇲🇨 #F1 pic.twitter.com/OqkVlEfMye
— Williams Racing (@WilliamsRacing) June 1, 2018
Были пилоты Williams близки к победе и на следующем этапе, в Канаде. Они заняли первый ряд стартового поля. И если Шумахер лидерство сохранил, то Монтойю развернуло и он уступил позиции. На последних кругах пара пилотов Williams активно прессинговала Михаэля Шумахера, но тот довел гонку до победы., несмотря на проблемы с тормозами.
«Я просто закипел тогда и в запале сказал пару вещей, что Ральф не так уж и старался атаковать своего брата и, может, следовало бы пропустить вперед Хуана-Пабло, чтобы тот попытался атаковать активнее. Но когда я потом посмотрел данные, то увидел, что на машине Ральфа было несколько проблем», – говорит Патрик Хэд.
Ральф Шумахер: Стиль управления Williams основан на страхе и деспотизме
Следующие два этапа, на Нюрбургринге и Маньи-Куре, ознаменовались двумя дублями Williams. Ральф реабилитировался в глазах руководства команды, дважды победив. И два дубля позволили команде из Гроу выйти на второе место в Кубке конструкторов.
Хэд полагал, что когда машина испытывала проблемы, Хуану-Пабло удавалось лучше справиться с ними, а когда все заработало как надо, Ральф извлек из нее максимум. Не обошлось без конфликта. Во Франции Ральф по радио сказал, что впереди трафик и спросил, может ли он заехать раньше на пит-стопе.
«Хуану не сообщили об этом, но не специально, просто все происходило очень быстро. Перед пит-стопом он собирался проехать два быстрых круга, рассчитывая, что опередит Ральфа. Но Шумахер остановился кругом ранее и остался впереди. Хуан-Пабло разозлился: он думал, что мы подыграли Ральфу», – объясняет происходившее Хэд.
Pedazo de recuerdo ese 1-2 en Nürburgring en 2003 con victoria de Ralf Schumacher 🇩🇪 y con J.P Montoya 🇨🇴 segundo. pic.twitter.com/Uc5QpxbMDc
— Williams Racing Arg 🇦🇷 (@WilliamsF1arg) October 6, 2020
Продолжить победную серию в Великобритании, в родных для себя стенах, Williams не удалось. В гонке первенствовал Баррикелло, но Хуану-Пабло удалось стать вторым. Ральф же очков не набрал вовсе, финишировав девятым.
А вот гонка в Германии стала звездным часом для FW25, несмотря на то, что до финиша добралась лишь одна машина. Ральф Шумахер пострадал в аварии на первом круге, зато его напарник записал на свой счет хет-трик: победу, поул и лучший круг. Отрыв колумбийца от финишировавшего вторым Дэвида Култхарда составил – 65 секунд! Это была сама убедительная победа сезона. И никто в Гроуве тогда не предполагал, что она станет последней в этом сезоне.
We’ve seen slimmer #F1 drivers than Montoya, but we’ve seen very few faster than him when he was at his very best. #OnThisDay in 2003, at Hockenheim, he drove his Williams from pole to victory, carving fastest lap en route. The gap to 2nd-placed Coulthard (McLaren) was 65sec. pic.twitter.com/EjhYrFGWYC
— Matt Bishop (@TheBishF1) August 3, 2020
«До этого момента старты относительно наших непосредственных соперников Ferrari и McLaren были неплохи. Но у Renault получалось лучше. Нам надо было представить новую стартовую стратегию в Хоккенхайме, но из-за технических проблем в субботу утром, сделать мы этого не смогли. Хуан-Пабло сохранил лидерство, а Ральф сместился со своей траектории влево, чтобы лучше войти в первый поворот, что повлекло завал на старте. Если бы он стартовал лучше, то проблем бы не возникло. Увы, мы пережили период плохих стартов, и это серьезно повлияло на нашу борьбу в чемпионате. В Венгрии было еще хуже. Мы сказали обоим пилотам: что бы вы ни делали, не торопитесь в первом повороте», — наставлял своих пилотов Хэд.
Ральф из-за своей аварии в Хоккенхайме получил штраф в виде потери десяти стартовых мест в Венгрии, но затем штраф пересмотрели, оставив лишь денежное наказание в 50 тысяч долларов.
#OTD Kimi Raikkonen collides at first corner with Ralf. Michael P7 after late race puncture. Montoya wins over DC by 65s (2003 Germany) pic.twitter.com/VNBTUG7csS
— F1 in the 2000s (@CrystalRacing) August 3, 2017
ШИННЫЙ СКАНДАЛ И КРАХ ЧЕМПИОНСКИХ НАДЕЖД
Старт в Венгрии пилоты Williams проиграли. Хорошая квалификация сыграла злую шутку. Ральф Шумахер стартовал вторым, Хуан-Пабло Монтойя – четвертым. Обе машины стояли справа, на грязной стороне трассы, и потому старт не удался. Более того, они едва не столкнулись друг с другом. А затем Ральфа развернуло во втором повороте, в результате чего он откатился в конец пелотона. Монтойя первый круг закончил восьмым. «Я не говорю, что здесь мы проиграли чемпионат, но определенно это повлияло. Я не виню их, они оба были на грязной стороне, но Ярно Трулли тоже был там же, и к первому повороту он обогнал их обоих. Оба пилота хорошо отыгрались потом, Монтойя финишировал третьим, но мы могли выступить лучше», – констатировал технический директор Williams.
#JuanPabloMontoya, 2003, #Williams, #F1 pic.twitter.com/4p274dMD8w
— Imágenes F1 (@ImagenesF1) November 4, 2014
После гонки в Венгрии Михаэля Шумахера и Хуана-Пабло Монтойю разделяло одно очко. Казалось, что вся борьба впереди. Но затем последовал шинный скандал. В Bridgestone подали протест в FIA по поводу того, что шины Michelin в рабочем состоянии становились шире, чем это было разрешено правилами. Вердикт был вынесен в пользу Bridgestone. И это сильно ударило по машинам Williams и McLaren. Особенно перед гонкой в Монце, потому что Michelin пришлось в кратчайшие сроки производить шины с новой структурой. Хэд очень эмоционально отреагировал на решение FIA по протесту, фактически обвинив организацию в помощи итальянской команде.
Затем Williams ждал еще один удар. Накануне итальянской гонки в серьезную аварию на тестах попал Ральф Шумахер. Немецкий гонщик был госпитализирован, и вместо него на старт вышел резервист команды Марк Жене. Монца вообще стала водоразделом, после которого чемпионские надежды Williams начали исчезать. Хотя это это было незаметно не сразу и казалось, что борьба впереди. Шумахера-старшего и Монтойю в квалификации разделило 0,051 секунды.
Juan Pablo Montoya (Williams) & Michael Schumacher (Ferrari) - Monza, Italian Grand Prix - 2003 ~ @WilliamsRacing pic.twitter.com/DrfzWpFdSe
— Classic Formula 1 (@ClassicFormula1) September 5, 2014
«Монтойя наехал на поребрик во втором секторе, это стоило ему времени. Критически важно было завоевать поул, потому что соревноваться на прямой с Михаэлем у Монтойи не было возможности», — объясняет Патрик Хэд.
Большую часть гонки Монтойя преследовал Михаэля, но сделать ничего не смог. Временный напарник колумбийца Жене финишировал пятым. Три очка между Шумахером-старшим и Монтойей, а в Кубке конструкторов и вовсе Williams впереди Ferrari на четыре очка. И это за две гонки до конца сезона.
Но лидировала Williams ненадолго. Гонка в Индианаполисе положила конец чемпионским чаяниям Монтойи. Михаэль стартовал седьмым, Монтойя – четвертым, а вернувшийся в строй Ральф – пятым. Но к концу первого круга Ральф ехал третьим, Михаэль — четвертым, а Монтойя только седьмым.
Disaster for Williams- Ralf crashes & Montoya is hit with a drive-thru penalty as rain hits the track. Jenson Button leads a #F1 race for the first time in his career, as the Bridgestone-shod cars benefit from their superior treads. (2003 USA) pic.twitter.com/xxv78EsPDc
— F1 in the 2000s (@CrystalRacing) September 28, 2018
«Хуану-Пабло говорили, чтобы он прошел Рубенса. И они столкнулись на третьем круге. Баррикелло сошел, а мы получили штраф в виде проезда по пит-лейну. Затем ему пришлось останавливаться для дозаправки, а потом пошел дождь и пришлось провести третий пит-стоп. Монтойя финишировал шестым, а чтобы остаться в борьбе за чемпионство, ему надо было быть пятым. Хуан-Пабло был очень расстроен. Конечно, люди не хотят, чтобы результаты гонки менялись задним числом, но когда ты сам участник борьбы, то считаешь, что у судей, принимавших решение была точная информация, чтобы выбить кого-то из борьбы за чемпионство, как это случилось с Хуаном», — констатировал один из руководителей команды Williams. Ральф Шумахер до финиша в США не добрался.
Финальная гонка сезона, в Сузуке, началась с того, что стартовавший с первого ряда Хуан-Пабло Монтойя захватил лидерство.
«Рубенс постепенно начал прессинговать Хуана-Пабло и тот спросил нас, где бразилец быстрее. Полученная информация помогла, отрыв начал расти вновь, но возникла проблема с гидравликой. Наша машина была лучшей по надежности в сезоне с точки зрения пройденной дистанции, но это слабое утешение, когда ты сходишь в финальной гонке сезона.
Квалификация Ральфа была испорчена дождем и он стартовал последним. Потом была тяжелая гонка с разворотами, контактами. Он сильно разозлился, когда Михаэль подрезал его в первом повороте. Братская любовь…» — сказал Хэд.
Подводя итоги сезона, Хэд отметил, что не чувствует, что победу украли. «По сути, мы сами проиграли чемпионат. В Ferrari проделали колоссальную работу, чтобы вернуться борьбу, а мы плохо справились в конце года. Что нам нужно сделать, так это начать следующий сезон с более сильной машиной, чем в этом», – подытожил технический директор Williams. Как всегда, реалист.
2003 год. История самой трудной победы Михаэля Шумахера в Формуле 1
ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ?
В 2004 году Williams ждало разочарование. Радикальное решение в носовом обтекателе в FW26 не смогло бороться с Ferrari. По итогам сезона Williams стала только четвертой, пропустив вперед BAR и Renault. А ещё в середине сезона Патрик Хэд покинул пост технического директора. После того как у инженерного руля стал Сэм Майкл, машина вновь стала конкурентоспособной, что и дало возможность Монтойе выиграть заключительную гонку сезона в Бразилии (единственная победа команды в сезоне). Следующую победу болельщики Williams увидели только восемь лет спустя, когда триумф оформить в Испании-2012 Пастор Мальдонадо.
Juan Pablo Montoya is rarely included in 'best #F1 non-champions' lists but IMHO he should be. Pic: typically 'on it' at Interlagos #OnThisDay in 2004, en route to his final GP win for Williams, brilliantly beating his future McLaren team-mate Kimi Räikkönen by just 1.022sec. pic.twitter.com/rrBtXhdumG
— Matt Bishop (@TheBishF1) October 24, 2020
Ральф Шумахер в 2004 году попал в серьезную аварию на Гран При США и пропустил шесть следующих гонок. Его заменил сначала Марк Жене, а через две гонки – Антонио Пиццония, трижды финишировавший седьмым.
Партнерство с BMW продолжилось еще год. В 2005 году состав Williams полностью сменился. В команду пришли Марк Уэббер и Ник Хайдфельд. Побед не было, второе и третье место на Гран При Монако стало лучшим результатом команды, а Хайдфельд стал вторым еще и на этапе в Нюрбургринге. Как итог – лишь пятое место в Кубке конструкторов.
Кими и MP4-20. Победа или поражение?
Перевел и адаптировал материал: Александр Евграфов
Источник: https://www.autosport.com/f1/news/154913/archive-how-williams-last-f1-title-bid-unravelled