В чем секрет популярности Райкконена?
Любовь болельщиков к Кими Райкконену не знает границ. Эд Стро изучает «финский феномен» и задается вопросом, чему может научиться у Кими Формула 1
Кими Райкконен – высококлассный пилот Больших Призов и почётный член клуба чемпионов Ф1, куда входят всего 32 человека. На самом деле, выступая в свое время за McLaren, он вполне мог завоевать как минимум еще один титул. Наконец, финн является едва ли не самым популярным гонщиков современности.
При этом уникальный и любимый многими «антихаризматичный» образ Кими содержит в себе определенные противоречия. Его никак не назвать любителем поговорить, чьи слова разлетаются на цитаты, да и особой активности в общении с фанатами Райкконен не проявляет, оставаясь одним из немногих обитателей паддока без собственного Твиттера. Но он предлагает нечто особое, действительно уникальное.
Многим – а скорее всего, большинству поклонников спорта – не нравится монотонная безупречность. Сегодня очередная победа Себастьяна Феттеля часто сопровождается зевками и пренебрежительными взмахами руки.
Безусловно, немец - замечательный пилот, который сочетает скорость с похвальным трудолюбием и приветливым характером. Удивительно, но все это каким-то образом превратилось в абсурдную карикатуру, которая рисует Себа своего рода злым гением.
Райкконен совершенно другой. В то время, как Феттель доходит до мелочей, не оставляя без внимания ни одну деталь, что очень импонирует его команде, Кими более тщательно и избирательно тратит свои силы. Некоторые из-за такого подхода к делу ошибочно приписывают финну лень – однако это, скорее, вопрос лаконичности и целенаправленности в действиях. Кими поступает так, чтобы выжать из ситуации максимум.
В общении с журналистами он также действует по-своему. Лично я всегда был уверен, что Райкконен отлично умеет давать исчерпывающие ответы. Но едва прозвучат наводящие вопросы или начнутся повторы – и он тут же перейдет к коротким репликам. Безусловно, бывают дни, когда он всецело соответствует своему образу любителя односложных ответов (к примеру, в прошлом году в Бразилии во время пресс-брифинга финн общался по телефону, причем на другом конце провода… никого не было).
Райкконену всё сходит с рук. Вспомните его радиообмен во время прошлогоднего этапа в Абу-Даби. Как объяснил тогда Алан Пермейн, во время движения за машиной безопасности температура резины на Lotus Кими начала падать. Если, скажем, что-то похожее на слова финна прозвучало бы из уст ди Ресты, выходку шотландца назвали бы грубой, и отнюдь не хвалили бы за прямоту.
В этом и состоит преимущество образа Райкконена. Всё, что он ни делает, рассматривается сквозь призму его личности.
Однажды я спросил Кими о феномене его популярности среди поклонников. Он дал типичный ответ.
«Я не знаю. Нужно спросить их, - ответил финн. – Я же предпочитаю выполнять свою работу как можно лучше, что иногда приносит свои плоды, а иногда нет. Пока я доволен – и это самое главное для меня. Я не пытаюсь никому понравиться.
Не стоит стремиться понравиться всем, но при этом самому не испытывать удовольствия. Если людей всё устраивает - это хорошо, но есть много тех, кому что-то не нравится, и это вполне нормально.
Я здесь не для того, чтобы влюблять в себя всех и каждого, я лишь делаю свою работу, стараюсь получать позитивные эмоции и хочу добиваться высоких результатов. В этом весь смысл».
На первый взгляд, это не особо развернутый ответ. Но его можно резюмировать очень просто. Райкконен производит впечатление, что делает именно то, что хочет – и при этом действительно делает именно то, что хочет. Если ему захочется прокатиться на катере в маске гориллы, он это сделает. Короче говоря, для него важно получать удовольствие.
Часто утверждают, что Райкконен родился не в свою эпоху, вспоминая 1970-е годы и Джеймса Ханта, в честь которого финн раскрасил свой шлем во время прошлогоднего Гран При Монако – имя британского чемпиона Ф1 Кими иногда используется в качестве псевдонима.
Если финна закинуть на 40 лет назад, он, возможно, оказался бы одним из самых заурядных пилотов тех дней – хотя, с другой стороны, в таких условиях он, пожалуй, смог бы шире раскрыться в рамках своей жизненной философии.
Суть в том, что главная особенность Райкконена для большинства людей – создаваемое им ощущение загадки. Главное противоречие в фигуре Кими кроется вот в чем: почти все поголовно уверены, что гонщик словно прячется от общественности и медиа за своеобразным щитом. Но поговорите с теми, кто работает и тесно общается с Кими – и они расскажут вам о том, насколько у него в действительности незаурядный характер и сколь он разговорчив.
Факт остаётся фактом – сама персона и миф о ней отличаются друг от друга. Секрет популярности Райкконена кроется в тайнах и загадках, связанных с ним. Вы можете попытаться «создать» из своих впечатлений и мнений «настоящего Райкконена», но он окажется столь же вымышленным как и тот, который появляется на публике.
По сути своей образ финна – протест против современных тенденций Больших Призов. Лично мне всегда доставляло удовольствие наблюдать, как уровень спорта поднимается всё выше и выше. Борьба за дополнительное преимущество в исполнении высокопрофессиональных спортсменов и их команд в эпоху развитой спортивной науки является захватывающим зрелищем. Но стремление найти дополнительные доли процента, чтобы оказаться непревзойдённым, делает этот спорт холодным.
Райкконен – пилот, не подпадающий под каноны современной науки. Он исповедует простоту старой школы. Многим хотелось бы жить подобным образом. К чести Lotus, команда сильно постаралась, чтобы создать финну необходимые условия и подходящий график.
Ей даже удалось извлечь выгоду из публичного имиджа финна. Стоит лишь взглянуть на недавнюю рекламу автомобиля Renault Megane, в которой Кими произносит семь слов, четыре из которых «нет».
Чему же может научиться у финна Формула 1? Важнее всего осознавать, что спорт, вне зависимости насколько серьёзно вы его воспринимаете, является своего рода театром. Формула 1 обязана сохранить свою популярность, поддерживая высочайшие стандарты и используя передовые технологии.
В наше время пилоты во время соревнования словно пребывают в защитных коконах, и даже дизайн шлемов стал не таким заметным, как раньше. Так что Большие Призы стали «более холодным» видом спорта.
Райкконен же является исключением из правил. Ирония в том, что многие называют его «айсмэном», ледяным человеком, – однако в действительности финн обладает горячим сердцем, пребывая в самом центре холодного и жестокого высокотехнологичного спорта. Именно в этом и состоит причина его популярности.
Современные пилоты слишком ограничены в свободе общения с журналистами. Как правило, этот процесс никогда не выходит за определённые рамки. Пилоты обычно тщательно думают над своими словами, стараясь не сказать лишнего. Но на самом деле у них есть куда более яркие мнения и интересные мысли, которые они высказывают в личном общении.
Райкконен же справился с проблемой иначе: ничего по сути не говоря, он при этом даёт болельщиками возможность самостоятельно делать выводы, основываясь на нечётких намёках и переменах настроения. Короче говоря, он демонстрирует человечность.
Кими популярен, потому что оригинален. Кроме того, он отличный пилот, который превосходно справляется в любой гоночной ситуации – хотя, по собственным словам, ему не всегда удаётся извлечь максимум, добыть в квалификации решающие одну-две десятые секунды.
Но ведь за это его никто всерьез не критикует, поскольку подобное можно заявить и о Фернандо Алонсо, который довольно быстр по субботам, но по-настоящему его сила проявляется лишь в гонке.
Аполитичность финна вызывает симпатию. К сожалению, игры в политику могут принести самые разные результаты. Дело не только в грубом и безжалостном стремлении быть первым в команде – важно также иметь защитный механизм, позволяющий сохранить свою территорию и позиции. Если бы Кими был хотя бы на 10% более политически активным, позволило бы это ему добиться большего успеха?
После своего возвращения в Формулу 1 Райкконен стал ценным активом Больших Призов. Когда стало известно о его решении вернуться в Ф1, многие выражали вполне оправданный скептицизм, так как финн должен был стать пилотом команды Lotus, которая сезоном ранее испытывала определённые трудности. Однако чемпион убедительно продемонстрировал свой профессионализм, став неотъемлемой частью современной Формулы 1.
Возможно, его подход не полностью совместим с агрессивным стремлением во всем получить дополнительную выгоду и преимущество, которое делает таким успешным гонщиком Себастьяна Феттеля. Однако финн по-прежнему является одним из самых классных пилотов, смотреть за выступлениями которого – одно удовольствие.
Он таков, каков есть. Именно это позволяет ему быть собой, а другим – видеть его таким, каким они хотят его видеть.