Как Кристиан Хорнер стал ключевой фигурой сезона переходов
Со стороны вовсе не кажется, что Кристиан Хорнер контролирует рынок пилотов Ф1, но, Дитер Ренкен готов объяснить, почему все козыри находятся сейчас именно у руководителя Red Bull Racing
Один из самых любопытных аспектов драмы под названием 'Кто займет место Марка Уэббера' состоит в том, что в рамках этой истории команды, их боссы и главные спонсоры пытаются делить между собой сферы влияния.
Все, конечно, началось с объявления, сделанного австралийцем в конце июня: начиная со следующего сезона, пилот будет выступать в чемпионате мира по гонкам на выносливость в составе заводской команды Porsche.
Заявление Уэббера прозвучало для Red Bull Racing очень не вовремя. К тому же, есть доказательства, что Марк - который и прежде оказывался в ситуациях, когда поневоле задумаешься об уходе - держал в курсе своих планов владельца компании Дитриха Матешица, но не удостоил такой чести руководителя команды Кристиана Хорнера.
За все эти годы Red Bull инвестировала в подготовку молодых кадров свыше 200 миллионов евро (не считая собственно расходов на Ф1), открыв миру талант Себастьяна Феттеля. Но за исключением трехкратного чемпиона мира, остальные участники программы не могут похвастать большими успехами. Хайме Альгерсуари, Михаэль Амменмюллер, Филипе Альбукерке и Михаил Алешин и многие-многие другие на своей собственной шкуре знают, как легко доктор Марко расстаётся со своими подопечными.
В действительности, в Википедии можно отыскать отдельную статью, (пока, к сожалению, не в полном объёме переведенную на русский – прим.ред.), посвященную бывшим пилотам программы. Всего в международных сериях под покровительством Red Bull участвовало 35 гонщиков, 13 из которых в разное время выходили на старт этапов Формулы 1.
Из них в гонках Гран При побеждал только Феттель, хотя на старт каждого этапа выходят аж четыре машины с изображением красного быка. В итоге вся программы Red Bull в Ф1 по сути построена вокруг немца.
На сегодняшний день все затраты на подготовку пилотских кадров составляют лишь малую толику в сравнении с годовым бюджетом Red Bull Racing и Toro Rosso, так что было бы логично предположить, что компания Дитриха Матешица предпочла бы продвигать выпускников своей собственной школы - нежели платить гонщикам, приглашенным со стороны.
Но RBR и логика никогда не были полными синонимами, верно?
Даниэль Риккардо пилотирует в Toro Rosso солидно, но не блистательно. Тем не менее, австралиец оказался в обойме кандидатов на замену Уэбберу – и занимает прочные позиции во главе списка Хорнера. Как верно отмечает Эд Стро, австралиец, безусловно, заслуживает внимания.
Но его результаты на сегодняшний день не позволяют без лишних вопросов назвать пилота преемником своего земляка, победившего в девяти Гран При. В итоге на горизонте появилась кандидатура Райкконена.
Здесь и начинаются сложности. Финн, ставший чемпионом мира 2007 года в составе Ferrari, вовсе не тот парень, который готов играть при Феттеле вторую скрипку. Более того, его менеджмент не собирается идти на компромисс как в вопросе статуса пилота в команде, так и в финансовой составляющей - в особенности если учитывать тот факт, что в общем зачете Кими до недавнего времени был главным соперником немца.
В то же время, пилот Lotus жаждет получить в свое распоряжение самую лучшую технику, ведь прежде всего его интересуют исключительно победы.
В вопросе ведения переговоров RBR работает идеально, продолжая делать акцент на Риккардо (что лишь усиливает прессинг на молодого пилота), в то время как Райкконен остается кандидатом второго уровня. Однако в Энстоуне вновь задерживают Кими зарплату, так что финансовая выгода - не говоря уже о возможности наравне побороться с Феттелем - подталкивает финна вновь и вновь задумываться о смене команды.
Но менеджер гонщика Стив Робертсон, который вместе со своим отцом Дэвидом проложил молодому пилоту путь из Формулы Renault 2.0 напрямую в Ф1, не так давно заявил AUTOSPORT, что переговоры с Red Bull Racing закончены – что в теории позволяет предположить, что место в составе чемпионской команды должно-таки достаться Риккардо.
Действительно ли сторонам не удалось договориться – или же это происки его менеджмента в стремлении оказать давление на RBR или Lotus? А может, финн и вовсе собрался в Ferrari?
Помимо этих событий, накануне Гран При Бельгии Фернандо Алонсо пытался заверить всех и каждого, что остается в Скудерии и никуда не уйдет - но получилась это у него не очень-то убедительно .
После Венгрии много говорилось о возможном переходе испанца в Red Bull Racing, так как представители пилота в Будапеште провели переговоры с боссами чемпионской команды.
Но менеджер Алонсо Луис Гарсия Абад утверждает, что общался с Хорнером исключительно на предмет дальнейшей карьеры другого своего клиента – участника молодежной программы Red Bull Карлоса Сайнса-младшего, сына чемпиона мира по классическому ралли 1990 и 1992 годов.
Но вот незадача: как подметил босс одной из команд, во всех переговорных процессах, касающихся будущего Сайнса-младшего, непременно участвует лично Эль Матадор, его легендарный отец – эта деталь проливает свет на реальные мотивы Абада.
После этих событий президент Ferrari Лука ди Монтедземоло и руководитель команды Стефано Доменикали разразились красноречивыми комментариями о ситуации в Маранелло. Ди Монтедземоло обвинил Алонсо в критике команды по итогам венгерского этапа – впоследствии эти слова назвали недоразумением, - в то время как Доменикали прокомментировал слухи о Райкконене, который, якобы, может вернуться в Ferrari как в качестве замены Алонсо (если тот решит уйти в RBR), так и на место Массы.
Так мы пришли к весьма необычной ситуации, когда первый номер в каждой из трех топ-команд не слишком доволен положением вещей. Феттеля не радуют разговоры о том, что в RBR может оказаться либо Райкконен, либо Алонсо. Фернандо едва ли в восторге от факта, что его напарником может стать Кими – а в Lotus с Ferrari огорчены слухами, согласно которым одна из команд (а то и обе разом) могут потерять свой самый ценный актив в лице первого пилота.
Карьеры Алонсо и Райкконена медленно подходят к завершению. Оба чемпиона мира считают какой-то злой шуткой тот факт, что на счету Феттеля значатся три титула, в то время как в их активе побед меньше - причем последняя была добыта финном аж пять лет назад, а испанцем – и того раньше. Так что они имеют все основания для недовольства – в особенности если RBR начнет новую эру Ф1 с более экологичными двигателями столь же сильно, как завершает нынешнюю с моторами V8.
Все эти события происходят как раз в тот момент, когда чемпионат вступает в свою решающую фазу: за 14 недель командам предстоит провести девять гонок, причем места проведения этапов разбросаны практически по всем уголкам мира.
Со всей этой неопределенностью, право слово, можно было покончить в первый же после летних каникул день, если бы в Милтон-Кинсе объявили, что компанию Феттелю в следующем сезоне составит Риккардо. Однако Red Bull Racing не торопится: в команде предпочли выждать и понаблюдать, как станет развиваться ситуация в стане их соперников.
Команда держит Риккардо на крючке, и их воспитанник в любом случае никуда не денется из "семьи". Стало быть, в Милтон-Кинсе вполне себе могут посмотреть за развитием событий. Если Lotus не осилит зарплату Кими, с финном можно будет заключить сделку на куда более выгодных условиях - а если же Алонсо разочаруется в Ferrari… Пока оба гонщика понимают, что место в RBR все еще свободно, кто знает, что им придет на ум?
И хотя Феттель может начать немного нервничать, команда с легкостью способна развеять все его опасения, а возможно – даже убедить немца подыграть. Ведь когда ваши главные соперники думают о посторонних вещах, то представляют собой куда меньшую угрозу.
Но Хорнеру стало мало раздора в рядах одних только Lotus с Ferrari. Британец решил подлить масла в огонь, заявив, что кандидатов на место в его команде куда больше, чем говорят.
Кого он имел в виду? Дженсона Баттона, который недавно признал, что в вопросе с его будущем далеко не все решено? Или же разочаровавшегося в Sauber Нико Хюлькенберга, который считается первоклассным гонщиком? Может, пилота Mercedes Нико Росберга или же вовсе его звездного напарника Льюиса Хэмилтона?
Здесь может сыграть эффект домино. Стоит только пилоту N перейти из команды А в команду Б, как освободившееся место в А вполне может занять Пастор Мальдонадо со своей многомиллионной поддержкой – или, например, венесуэлец просто использует этот фактор, чтобы оказать давление на Williams. Более того, Адриан Сутиль давно видит себя в кокпите Ferrari – и таких примеров можно привести еще великое множество.
Если суммировать, то одна реплика Кристиана Хорнера привела к бесконечным пересудам в паддоке. Отвечая на простой вопрос журналиста, британец заставил две команды - если не три или четыре – забеспокоиться о своем пилотском составе на следующий сезон.
Хорнер также добавил, что, по его мнению, переговоры между Райкконеном и RBR вовсе не закончены. На рынке пилотов до этапа в Венгрии особых новостей не было, но после процесс оживился – и события стали развиваться со стремительной скоростью.
И хотя, как правило, именно в Спа слухи о возможных переходах достигают своего апогея, в этот раз ситуация совершенно иная.
Если раньше все ждали решения одного гонщика, то сейчас рынок пилотов целиком и полностью зависит он решений босса RBR – а тот играет свою роль просто блестяще.