В поисках содержания: Что не так со спринтами? Объясняем на примере Интерлагоса

Дмитрий Захарченко
14 ноября 2021 в 2:20
Фото: Red Bull Content Pool / Getty Images

В Бразилии состоялся последний в этом году спринт, и, кажется, идея совсем не так хороша, как казалось изначально...

Дисквалификация + 5 позиций = 10-е место на старте

В FIA любят бюрократию — и это (без иронии) похвально, однако с отдельными нововведениями в той же Формуле 1 порой бывают промахи. Например, огромной критике подверглась практика присуждения поула победителю спринта — наверняка авторы регламента попросту не учли этот момент, а переписывать по ходу сезона формальные процедуры было слишком накладно.

Однако ситуация с Льюисом Хэмилтоном куда серьёзнее подсчёта поулов и напрямую влияет на борьбу за чемпионство. Итак, британец получил штраф за замену ДВС — пять позиций, но не к квалификационному результату, а к результатам спринта. А позже был исключён из результатов квалификации. И, заняв пятое место в короткой гонке, дисквалифицированный в пятницу Льюис с учётом штрафа будет стартовать в воскресенье десятым. Вы сможете простыми словами объяснить это тому, кто не следит за Ф1?

И речь идёт не о формальности, а о борьбе за чемпионство — на любом другом этапе, выявившийся бы после квалификации брак и старт с последнего места оставил бы мало шансов пробиться на подиум в воскресенье. Но брак выявился именно в Сан-Паулу, и обойдётся Льюису в четыре позиции, а не 19 — лишь по воле случая. Впрочем, с этим можно было бы смириться — автоспорт без случая был бы пресным, но у спринта есть и другие проблемы.

Льюис Хэмилтон дисквалифицирован, Макс Ферстаппен оштрафован. Хроника расследования FIA

Спринт бессодержателен

Предполагается, что короткая гонка должна добавить уик-энду зрелищности, но давайте посмотрим, какие события были в этом заезде. Если не считать первого круга и прорыва Хэмилтона, то эпизодов за полчаса было всего три: Ферстаппен обогнал Сайнса на третьем круге, Леклер уступил позицию Норрису на девятом да гонщики Alfa Romeo потолкались — Джовинацци позже пропустил двоих, а Райкконен — двоих обогнал.

В предыдущих гонках казалось, что одна из интриг короткой гонки — износ шин, однако даже на довольно абразивном Интерлагосе никто из стартовавших на Soft с какими-то серьёзными проблемами не столкнулся, а Сайнс благополучно удержал позицию под натиском Переса.

Карлос Сайнс, Серхио Перес и Шарль Леклер © Red Bull Content Pool / Getty Images
Карлос Сайнс, Серхио Перес и Шарль ЛеклерФото: Red Bull Content Pool / Getty Images

Держала ли в напряжении позиционная борьба? Если бы речь шла о длинной гонке, в которой можно сделать ход, выбрать время пит-стопа, следить было бы интересно, но в данном случае все знали, что продержаться нужно совсем чуть-чуть. За шесть кругов до финиша воскресного Гран При Сан-Паулу Перес боролся бы за подиум куда агрессивнее.

Дело даже не в том, что спринт выглядит демо-версией основного заезда, а в том, что такая гонка не вынуждает пилотов атаковать на пределе, и если первые два раза за счёт новизны она действительно вызывала интерес, то в Бразилии спринт, даже несмотря на плотную борьбу, получился весьма пресным.

Никита Мазепин объяснил, почему попадает в аварии реже Мика Шумахера

Промоутеры оценивают спринт по пятнице

Проблема спринта ещё и в том, что промоутеры оценивают не сам заезд, а количество зрителей пятничной квалификации, поскольку изначальная задача короткой гонки — сделать три дня уик-энда соревновательными.

Слишком радикальная смена формата уик-энда вызовет недовольство команд и болельщиков-пуристов, и в Liberty Media, похоже, не готовы прибегать к реверсивным решёткам и другой экзотике. В то же время, не нарушая традиционного хода вещей, придумать нечто совершенно новое тоже нереально.

Спринты в своём нынешнем виде — блеклая пародия на настоящую гонку Формулы 1, но организаторы будут до последнего придумывать для него новые и новые формы, чтобы болельщикам приходилось сидеть у телевизора три дня. И тут уж не исключено, что однажды Liberty доиграется и до реверсивных решёток, и до голосования болельщиков.

Ну а если всё оставить как есть, то спринты скоро вовсе превратятся в рутину. У этого формата действительно есть преимущество — квалификация почти без подготовки, но такую легко можно устроить на каждом этапе — просто сократив день тренировок. Но на это промоутеры не пойдут точно — кто-то же должен покупать по пятницам сувениры и напитки.

Смена поколений: 9 случаев, когда молодые пилоты бросали вызов чемпионам Формулы 1

Льюис Хэмилтон © Mercedes AMG F1 / LAT Images
Льюис ХэмилтонФото: Mercedes AMG F1 / LAT Images

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle