Смена поколений: 9 случаев, когда молодые пилоты бросали вызов чемпионам Формулы 1

Дмитрий Захарченко
28 октября 2021 в 9:06
Фото: Red Bull Content Pool / Getty Images

На фоне эпичной битвы Ферстаппена и Хэмилтона вспоминаем подобные случаи из истории Больших Призов...

В сражении за чемпионский титул Макса Ферстаппена и Льюиса Хэмилтона разделяют 12 очков — уже девять лет в Формуле 1 не было столь напряжённой борьбы гонщиков двух разных команд. И вот уже 11 лет не было такого, чтобы молодой пилот — восходящая звезда — впервые сражался бы за чемпионство с опытным и уже выигрывавшим титул соперником.

На фоне эпичной битвы этого года вспоминаем девять других случаев, когда вчерашний новичок бросал вызов мастеру.

2010: Феттель против Алонсо

Свой первый титул Феттель выиграл в 23 года и 4 месяца и стал самым молодым чемпионом в истории Ф1 — этот рекорд держится до сих пор. В сезоне-2010 Red Bull Racing, вырвавшаяся в число топ-команд на фоне реформы регламента, теперь основалась в качестве доминирующей силы, хотя Фернандо Алонсо на явно уступающей в темпе Ferrari продолжал бороться до финальной гонки в Абу-Даби.

Алонсо, Уэббер и Феттель перед стартом Гран При Абу-Даби 2010 © Red Bull Content Pool
Алонсо, Уэббер и Феттель перед стартом Гран При Абу-Даби 2010Фото: Red Bull Content Pool

На беду испанца Скудерия решила, что в развязке сезона австрийцы сделают ставку на Марка Уэббера — у австралийца было больше очков, чем у Феттеля, и Алонсо, возглавлявший турнирную таблицу, копировал его тактику. План обернулся провалом: Фернандо сохранил позицию впереди Марка, но до финиша застрял позади Виталия Петрова и финишировал только седьмым. Феттель же выиграл гонку и чемпионский титул, начав свою серию из четырех подряд побед.

10 лет первому титулу Себастьяна Феттеля. Как Red Bull пришла к успеху

2007: Хэмилтон против Алонсо

Льюис ворвался в Формулу 1 тремя годами ранее — Red Bull Racing тогда и не мечтала о победах, а за титул сражались Ferrari и McLaren. Хэмилтон был воспитанником последних с детства и после чемпионства в GP2 (тогдашней Формуле 2) получил боевую машину из Уокинга. Фернандо Алонсо, пришедший из Renault в McLaren двукратным чемпионом мира, рассчитывал стать лидером команды, но британский новичок сразу же навязал ему борьбу, а противостояние партнёров по команде переросло в открытую вражду.

Хэмилтон и Алонсо на подиуме Гран При Италии-2007 © McLaren
Хэмилтон и Алонсо на подиуме Гран При Италии-2007Фото: McLaren

За два этапа до конца сезона Хэмилтон опережал Алонсо на 12 очков и мог бы досрочно стать чемпионом в Китае, дотянись он подиума. Но на скользкой трассе на въезде на пит-лейн Льюис допустил ошибку, зарылся в гравии и неожиданно сошёл с дистанции. В финальной гонке в Бразилии Хэмилтон занял только седьмое место и сумел удержаться в чемпионате впереди Алонсо (по дополнительным показателям), но чемпионство сенсационно завоевал Кими Райкконен на Ferrari.

Бывший механик McLaren: Алонсо был прав – Деннис хотел, чтобы чемпионат-2007 выиграл Хэмилтон

1997: Вильнёв против Шумахера

Хэмилтон стал чемпионом на второй год в Ф1 — как и Жак Вильнёв 11 годами ранее. Канадец дебютировал в Больших Призах в 1996-м, но удачи и опыта, чтобы победить напарника по Williams Деймона Хилла, чемпиону американских гонок не хватило. На следующий год, в теории, ничто не должно было сдержать Вильнёва, но прибавила Ferrari с Михаэлем Шумахером, и у канадца появился намного более грозный соперник.

К последнему этапу сезона Вильнёва и Шумахера, выигравших 11 гонок из 15-ти, разделял один-единственный балл. На протяжении всего финального уик-энда Жак изо всех сил напоминал паддоку о финале сезона-1994, когда Михаэль выбил Хилла, тем не менее немец вновь попытался протаранить своего соперника. Правда, на этот раз машина Williams выдержала удар — Вильнёв третьим добрался до финиша гонки в Хересе и стал первым в истории канадским чемпионом Ф1.

Жак Вильнёв о сезоне-1997 и ключевых ошибках в карьере

1994: Шумахер против Сенны

У этой битвы были все шансы стать главной в истории Формулы 1 и затмить собой все былые противостояния, но из-за трагедии в Имоле она не состоялась. В том сезоне, оказавшись за рулём неуклюжего и непредсказуемого Williams, Сенна не закончил ни одной гонки и даже не входит в формальную классификацию сезона-1994.

Михаэль Шумахер в 1994 году © michael-schumacher.de
Михаэль Шумахер в 1994 годуФото: michael-schumacher.de

Завершился год скандальным столкновением Шумахера и Хилла в Аделаиде. В Williams тогда не стали подавать протест, сославшись на то, что подобные шаги были бы неуместны в год смерти Айртона. А Михаэль позже отдал должное бразильцу, заявив, что не мыслит чемпионом кого-то, кроме Сенны.

«Забыть этот кошмар невозможно». Трагическая Имола-1994 глазами участников

1988: Сенна против Проста

Айртон впервые получил шанс побороться за титул в 1988-м, когда перешёл из Lotus в McLaren. За Уокинг тогда уже года выступал Ален Прост, именно он завоевал для команды титулы 1985 и 1986 годов, а потому рассчитывал остаться лидером команды. Как это часто бывало в McLaren, в соперничество гонщиков вмешалась политика — Рон Деннис хотел, чтобы первым стал именно Сенна.

Айртон Сенна и Ален Прост © McLaren
Айртон Сенна и Ален ПростФото: McLaren

Первая половина сезона-1988 завершилась в пользу Проста, но затем Сенна одержал четыре победы подряд и перехватил инициативу. Решающей в итоге стала гонка на Сузуке — Айртон одержал 14-ю в карьере победу и за один этап до конца сезона гарантировал себе чемпионство. В дальнейшем борьба Сенны и Проста, начавшаяся ещё в Монако в 1984-м, перешла в стадию боевых столкновений на Сузуке в следующие два года.

Как Сенна и Прост: 5 самых известных столкновений в борьбе за титул в Формуле 1

1983: Прост против Пике

Большинства своих успехов Прост добился за рулём McLaren, последний титул взял с Williams, но звездой Ф1 стал ещё во времена выступлений за Renault. Свой первый Гран При Ален выиграл в 1981-м, а уже в 1983-м боролся за чемпионство с Нельсоном Пике из Brabham. Прост возглавил чемпионат после победы в Спа, а после 11-м этапов опережал бразильца на 14 очков.

Нельсон должен был отыграться в Зандворте, но чересчур оптимистичная атака Проста вывела обоих из борьбы. После этого инцидента Пике выиграл гонки в Монце и Брэндс-Хэтче и к последней гонке сократил отставание до двух очков. Ну а в финале Проста подвела турбина, а Пике, финишировав третьим, оформил свой второй титул из трёх.

Ален Прост: Меня недооценивают – я мог стать семикратным чемпионом

1976: Хант против Лауды

Джеймс Хант появился в Формуле 1 в 1973-м, но поначалу выступал за Hesketh — не относящуюся к грандам частную команду лорда Хескета. Но попав в McLaren в 1976-м, британец получил шанс, о котором так долго грезил, и стал бороться за чемпионство. Правда, даже после победы во Франции Хант проигрывал Лауде 26 очков — столько же, сколько набрал сам, а после дисквалификации на Гран При Великобритании оказался в 35 баллах позади.

Ники Лауда и Джеймс Хант © McLaren
Ники Лауда и Джеймс ХантФото: McLaren

Если бы не авария Лауды на Нордшляйфе, у Джеймса почти наверняка не было бы шансов догнать австрийца. Тогда за победу давали по девять очков, и если бы Ники оставался в строю, то легко удержал бы преимущество. А так, несмотря на сверхбыструю реабилитацию, к финалу сезона на трассе Фудзи у Лауды осталось лишь три очка преимущества. В итоге под проливным дождём австриец отказался вновь рисковать жизнью ради титула — у него уже был один, а позже появятся ещё два. Хант принял участие в гонке, с трудом добрался до третьего места и в первый и последний раз в жизни стал чемпионом Ф1.

Неисполнительный лидер Mercedes. Памяти Ники Лауды

1970: Риндт против всех

Йохен Риндт пришёл в Ф1 в 23 года, первый австриец в истории чемпионата, до появления которого даже Хельмут Марко не мечтал сюда попасть. Ещё в Cooper Риндт показал, что от природы быстр и невероятно агрессивен. В 1967-м он впервые поднялся на подиум в зачётном Гран При, 1962-м — уже в составе Brabham — завоевал первый поул, но гонку выиграл лишь в 1969-м — когда стал пилотом Lotus.

Йохен Риндт и создатель Lotus Колин © flickr.com/jimculp
Йохен Риндт и создатель Lotus КолинФото: flickr.com/jimculp

В сезоне-1970 ему не было равных: пять побед в семи гонках, ближайший соперник — Джек Брэбэм — уступает 20 очков. Даже после схода в Австрии никто не смог подтянуться к Риндту ближе — в паддоке знали имя чемпиона. Но он продолжал бороться до последнего и на свободных заездах в Монце, чтобы опережать Ferrari на прямых, потребовал снять с машины антикрылья. Без прижимной силы автомобиль не удержался на трассе и перед Параболикой на огромной скорости улетел в заграждения. Риндт погиб, но в оставшихся гонках никто так и не смог опередить его в чемпионате.

Берни Экклстоун: Это я посоветовал Риндту перейти в Lotus

1962: Кларк против Хилла

Джим Кларк, скромный сын фермера из Шотландии, впервые поднялся на подиум уже в своей пятой гонке в Формуле 1 — третье место в Порту в 1960-м. Но машину, способную побеждать, Кларк получит от Lotus лишь в сезоне-1962: она была очень быстра (пять поулов в девяти гонках), но весьма ненадёжна (лишь три победы). Дотянуться до Грэма Хилла из BRM так и не удалось, но даже в последней гонке Кларк вынужден был сойти, возглавляя гонку, — произошла утечка масла.

Джим Кларк © Fotograaf Onbekend / Anefo
Джим КларкФото: Fotograaf Onbekend / Anefo

Джим Кларк станет чемпионом Ф1 в 1963 и 1965 годах и выиграет рекордные для своего времени 25 гонок (достижение шотландца лишь через пять с половиной лет побьёт его соотечественник Джеки Стюарт), а также будет первым британцем, одержавшим победу в 500 милях Индианаполиса за полвека. В 32 года он погибнет в гонке Ф2 — с тех пор прошло более 50 лет, но его рекорды живут и никому не удалось сравняться с его восемью Большими шлемами (поул, быстрейший круг, лидирование от старта до финиша и победа в одной и той же гонке).

Ровно полвека назад не стало двукратного чемпиона мира Джима Кларка

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle