Не вините Феттеля в том, что он быстрее всех
Себастьян Феттель неумолимо приближается к четвертому подряд титулу чемпиона мира. Эд Стро считает, что критикам немца стоит обратить свое недовольство в адрес конкурентов Red Bull Racing
Безусловно, четвертый титул Себастьяну Феттелю и его команде Red Bull Racing пока не гарантирован. Но после победы немца на Гран При Бельгии такой вариант развития событий выглядит очень вероятным.
Дуэт Себа и RBR – действительно очень могучая сила. Они вошли в число лидеров Ф1 в 2009 году, несмотря на весьма ощутимые изменения в регламенте перед тем сезоном, и с той поры немецкий гонщик выиграл уже 30 Гран При и завоевал три с половиной титула чемпиона мира. К этому достижению Red Bull Racing нужно добавить еще девять побед Марка Уэббера, так что стойка для трофеев в Милтон-Кинсе давно уже перестала вмещать все завоеванные кубки, которые теперь стройными рядами располагаются на полочках вокруг стойки администратора у входа на базу.
Конечно же, это обстоятельство не могло не вызвать появления массы критиков: они готовы стоять в очереди, лишь бы высказать недовольство тем фактом, сколь легко дались эти победы.
Но разве Феттель виноват в том , что был настолько успешен в последние годы? Да и мнение о том, что залог успеха Red Bull Racing кроется в наличие одного лишь Эдриана Ньюи, на самом деле умаляет те усилия, которые необходимо было приложить, чтобы из достаточно посредственной команды Jaguar сделать один из самых эффективных коллективов в истории автогонок.
И пускай два своих титула Феттель вырвал в последней гонке сезона, а у McLaren и Ferrari были хороши шансы обойти Red Bull Racing, критика в сторону немца выглядит настолько необоснованной, будто он побеждал в гонках с преимуществом в два круга над ближайшим соперником, гоняясь по трассе без особого усердия. Недовольные его успехом, кажется, просто хотят преуменьшить достижения пилота.
На самом деле, сильнее всего в Феттеле впечатляет способность совершенствоваться: он вырос в пилота, на которого всегда может положиться команда.
Себо-ненавистники утверждают, что он может побеждать только с поула. И это отчасти правда: немец никогда не приходил первым к финишу, стартуя с четвертой или более низкой позиции (это же, к слову, относится и к пятикратному чемпиону мира Хуану-Мануэлю Фанхио). Но критики, возможно, забыли, что из глубины решетки в Формуле 1 вообще намного сложнее добиться успеха.
Если не брать во внимание гонку «500-миль Индианаполиса», которая в 1950-1960 годах формально являлась этапом Формулы 1, то всего в истории чемпионата прошло 878 Гран При. И более чем в 40% из них – если говорить точно, в 354 случаях – на вершину подиума поднимался именно обладатель поула.
Количество побед в зависимости от стартовой позиции (с 1950 по 2013 годы)
Стартовая позиция | Кол-во побед | В процентах |
---|---|---|
поул | 354 | 40.3% |
2-я | 209 | 23.8% |
3-я | 111 | 12.6% |
4-я | 58 | 6.6% |
5-я | 44 | 5.0% |
6-я | 33 | 3.8% |
7-я | 19 | 2.2% |
8-я | 16 | 1.8% |
9-я | 4 | 0.5% |
10-я | 8 | 0.9% |
11-я | 6 | 0.7% |
12-я | 3 | 0.3% |
13-я | 2 | 0.2% |
14-я | 4 | 0.5% |
15-я | 1 | 0.1% |
16-я | 2 | 0.2% |
17-я | 2 | 0.2% |
18-я | 1 | 0.1% |
19-я | - | - |
20-я | - | - |
21-я | - | - |
22-я | 1 | 0.1% |
Феттель стартовал ниже третьего места только 11 раз в 69 гонках, начиная с 2010 года. И одним из таких случаев был инцидент на Гран При Абу-Даби в прошлом сезоне, когда его исключили из протокола квалификации. Такая эффективность в квалификациях позволяет оценить масштаб его дарования, но для большинства зрителей все выглядит так, словно результат предрешен заранее.
На самом деле, критика в адрес Red Bull Racing и Феттеля является необъективной. И тем, кто критикует пилота и команду за победы с первого ряда, хорошо бы избавиться от розовых очков.
Хотите узнать, сколько побед одержал Айртон Сенна, стартуя ниже, чем с третьего места? Только две. И в этом нет ничего страшного: у бразильца была выдающаяся карьера, пусть иногда она и смотрелась несколько монотонно.
Что же касается Михаэля Шумахера, то у него таких побед только семь из 91-й. Причем пять из них относятся к тому периоду, когда правила обязывали гонщиков стартовать с тем же объемом топлива в баках, с которым завершили квалификацию. А его знаменитая победа в Спа в 1995 году, когда немец стартовал с 16-го места, вообще обусловлена исключительно дождевой квалификацией.
Примечательно, что Ален Прост выиграл 16 раз (из 51), стартуя с четвертого или более низкого места. Но его не зря прозвали Профессором: слишком расчетливый француз никогда не гнался за зрелищностью, тогда как его вечный соперник Сенна вызывал всеобщее восхищение. Этот пример отлично иллюстрирует разницу между эффектностью и эффективностью, ведь единственная статистическая величина, которая действительно имеет значение – количество побед.
Команда Red Bull Racing не виновата в том, что результаты гонок стали куда более предсказуемы. И критические замечания о ее колоссальных расходах по большей части бессмысленны, поскольку в автоспорте успех прямо пропорционален финансированию. Тем более некоторые команды, которые упрекают RBR, сами раньше побеждали соперников за счет более солидного бюджета.
Так же происходит и в футболе, где команды, у которых есть мощный спонсор или состоятельный меценат, зачастую и побеждают. Это все – часть игры. И вместо того, чтобы при всяком удобном случае показывать в сторону RBR пальцем и отпускать едкие комментарии, стоит разобраться, что не позволяет добиваться того же соперникам чемпионов. Все-таки автомобиль McLaren в среднем был самым быстрым в 2012 году, и если бы команду не подвела надежность, то Льюис Хэмилтон вполне мог выиграть титул.
В свое время Ferrari была доминирующей силой в паддоке потому, что подняла планку на уровень, до которого не могли дотянуться McLaren и Williams, а вовсе не за счет последовательного прогресса. Скорость, надежность, интенсивная программа развития шин с Bridgestone: все это было совершенно легально и чертовски эффективно.
В то же время Williams пыталась найти свой путь к успеху, сделав ставку на двигатели BMW, которые были, пожалуй, лучшими в Формуле 1. Однако шасси, созданные британцами, слишком часто оказывались так себе. Когда планка поднимается выше, всегда требуется время, чтобы догнать конкурентов.
Десятью годами ранее в чемпионате доминировала команда Williams-Renault, чему предшествовала эпоха McLaren-Honda, поэтому нынешняя картина не нова для Формулы 1. Со временем все становится на свои места.
Сегодня сезон-1988, когда команда McLaren-Honda выиграла все гонки кроме одной, и то из-за аварии Сенны с круговым пилотом Williams Жаном-Луи Шлессером, вызывает немалое восхищение. И в то время это не вызывало негативных эмоций.
Но если бы такое происходило в наши дни, то Twitter и интернет-форумы переполняли бы люди, которые жаловались бы на слишком легкие победы Айртона Сенны и Алена Проста. В конце концов, McLaren MP4/4 превосходил технику соперников куда значительнее, чем машины Red Bull Racing в 2010-2013 годах. Лучшее шасси и лучший двигатель [плюс пара лучших пилотов] – все очень просто.
Все дело в человеческой натуре. Именно поэтому Формуле 1 повезло, что с будущего сезона серьезно изменятся правила чемпионата. В 2009-м команда Red Bull Racing заложила в свою машину прекрасную базовую концепцию, которая легла в основу всех следующих автомобилей. И если бы не двойной диффузор, придуманный Brawn в 2009 году, то RBR сейчас боролась бы уже за пятый титул кряду.
Но в следующем сезоне все начнется с чистого листа. Та команда, которая получит лучший двигатель и создаст самое эффективное шасси, в итоге окажется на вершине. Это может быть Red Bull Racing, но вполне вероятно, что этого не случится. Таким образом, сезон обещает быть непредсказуемым, а первые гонки в 2014 году будут интриговать так же сильно, как в 2010-м, когда интерес был невероятно подогрет чередой переходов пилотов между топ-командами и возвращением Михаэля Шумахера.
А пока что очень важно, чтобы мы видели борьбу до самого конца сезона. Когда в прошлом сезоне Феттель выиграл четыре гонки кряду, поднявшись на вершину подиума в Сингапуре, Японии, Корее и Индии, его коронация выглядела неизбежной – пусть Фернандо Алонсо и оттягивал этот момент до последнего. И Формуле 1 важнее всего избежать ситуации, когда все будет предрешено задолго до конца чемпионата.
Пришло время для Ferrari, Lotus и Mercedes взять дело в свои руки и навязать борьбу лидерам. Но если этого не произойдет, то не стоит винить во всем Red Bull Racing.