Идеальная машина: как КАМАЗ-мастер стала сильнейшей командой в мире ралли-рейдов
Грузовикам из Набережных Челнов уже долгие годы нет равных – и в ближайшее время не предвидится. В чем секрет «Синей Армады»?
С начала Дакара-2022 ни одному грузовику не удалось на финише этапа оказаться быстрее КАМАЗов. На каких-то спецучастках экипажи «Синей Армады» занимают по два первых места, на каких-то — четыре, но на большее, чем ехать в гарнире и создавать фон, соперников пока не хватает.
Если, как мы надеемся, не произойдёт ничего непредвиденного, КАМАЗ-мастер займёт весь призовой подиум Дакара и пополнит свою копилку 19-й победой в самом престижном ралли-рейде планеты. «Синяя Армада» – настоящий феномен этой дисциплины, и мы попытаемся объяснить, за счёт чего команда так долго удерживается на вершине.
Совершенная техника
В первую очередь секреты КАМАЗ-мастер — внутри грузовиков команды, хотя это лишь образное выражение — на самом деле в Набережных Челнах почти не делают секрета из своей техники. На бивуаке любой может подойти, подсмотреть что-то или даже сфотографировать, а одну из находок в тормозной системе, которая перекочевала в спортивные грузовики с серийных, камазовцы и вовсе предлагают всем остальным — такая конструкция безопаснее.
В Научно-техническом центре команды КАМАЗ-мастер добились совершенства в искусстве постройки гоночных грузовиков. Здесь инженеры доводят до ума каждый элемент автомобиля и с каждым годом стараются добиться от машин большего — даже в 2022-м в Саудовской Аравии дебютировал новый грузовик с кабиной К5.
За 30 лет существования команды, основанной ещё в конце 80-х Семёном Якубовым, в ней с самого начала заложен подход постоянного преодоления уже достигнутого и поиска новых возможностей для улучшения. Сегодня, под руководством Владимира Чагина, система работает идеально.
В КАМАЗе рассказали о новой тормозной системе, вызвавшей вопросы у FIA
Преемственность
К слову, немаловажную роль в работе КАМАЗ-мастер играет Владимир Чагин. Он прошёл в команде путь от механика экипажа до её лидера и семикратного победителя Дакара, а теперь своим опытом помогает коллективу расти дальше и добиваться большего. Кто как не Владимир Геннадьевич знает этот спорт и понимает его внутреннее устройство?
В ралли-рейдах необходимо комплексное понимание гонки и логики марафона, и в КАМАЗ-мастер выстроена наиболее эффективная дисциплина работы всей команды, в которой каждый экипаж работает на общую победу. Этому принципу камазовцы верны с самой первой своей гонки, и в том числе за счёт него стали недосягаемы для соперников.
Режим Формулы 1
Экипажи КАМАЗ-мастер, подвергающиеся нагрузкам на дистанции, тренируются к Дакару с той же интенсивностью, с которой пилоты Формулы 1 поддерживают форму — под наблюдением лучших врачей и тренеров. Кроме того, экипаж отрабатывает все новинки на полигонах и выезжает на тесты — чтобы подготовиться к тем типам песка, которых нет в России.
Наконец экипаж проводит огромное количество времени в цеху, собирая и разбирая собственный грузовик, чтобы знать его до каждого винтика и быть готовым починить его в пустыне в случае необходимости — или же помочь ремонтом товарищу.
«Мы не можем бороться с ними». Трехкратный чемпион Дакара признал силу КАМАЗ-мастер
Соперники объективно слабее
На данный момент у КАМАЗ-мастер нет соперников в мире ралли-рейдов, и тому нет одной-единственной причины. Просто российская команда во всех компонентах лучше: её грузовики быстрее и надёжнее, её пилоты лучше едут, штурманы реже ошибаются. Наконец, механики команды подготовлены лучше и за счёт этого быстрее соперников справляются с возникающими по ходу марафона задачами.
И не стоит думать, что победы даются «Синей Армаде» легко — за каждым километром стоит тяжёлый труд десятков и сотен специалистов, как на бивуаке, так и тех, кто остался следить за борьбой в Набережных Челнах. Просто соперники в данный момент объективно уступают во всех компонентах.
Однако вскоре у россиян могу появиться новые грозные конкуренты. Дело в том, что в 2026 году участники листа приоритета должны подготовить новую технику — гибридную, электрическую или водородную.
В КАМАЗ-мастер занялись разработкой гибридного, Жерар де Рой сделал ставку на электричество, однако на бивуаке надеются, что новый регламент привлечёт новых амбициозных производителей, которые смогут навязать действующим гегемонам настоящую борьбу. Как бы мы ни радовались победам КАМАЗ-мастер, кажется, даже в Челнах соскучились по сражениям…
«Русские мошенничают». Конкуренты обвинили КАМАЗ в нечестной игре на Дакаре