Откуда исходит угроза Ferrari?
В Монце Ferrari оказалась в центре внимания, когда недовольство Алонсо обрело форму сарказма во время переговоров с командой по радио. Джонатан Нобл отделяет правду от домыслов и разбирается, что же в действительности происходит со Скудерией
Если вспоминать этап в Монце, то в гонке произошло не так и много событий, способных привести в восторг – зато по другую сторону комплекса боксов, в паддоке, жизнь буквально била ключом.
Несмотря на то, что команда Red Bull Racing, объявив о подписании контракта с Даниэлем Риккардо, самоустранилась из всевозможных прогнозов о предстоящих переходах пилотов, то здесь, то там вспыхивали разговоры на эту тему.
Вполне естественно, что к Ferrari оказалось приковано серьезное внимание, поскольку команда надеялась сохранить для себя шансы на титул в 2013 году, параллельно расставив все точки над i в вопросе состава пилотов на следующий сезон.
Президент итальянской марки Лука ди Монтедземоло, казалось, испытывает особое удовольствие, раз за разом отрицая слухи о попытках Фернандо Алонсо договориться с Red Bull Racing или Lotus по ходу нынешнего сезона.
«Истина состоит в том, что он хотел перебраться в Marussia», – улыбнулся ди Монтедземоло, когда его попросили прокомментировать ситуацию.
А спустя несколько секунд на лице самого Фернандо отобразилось глубокое удивление, когда ди Монтедземоло нашел его взглядом в другом углу паддока и громко крикнул: «Эй, Алонсо, это правда, что в следующем году ты переходишь в Marussia?»
В наши дни, когда телеканалы вещают в режиме прямого эфира из любого уголка мира, а журналисты любят вырывать цитаты из контекста, меняя смысл всего сказанного, даже удивительно, что в разгар сезона переходов никто не обратил внимание на шутку о возможности контракта Алонсо с Marussia, ведь эта команда является клиентом Ferrari.
Оперативность современных СМИ приучила нас к тому, что даже незначительное сообщение может ощутимо сказаться на смысле исходного посыла.
Вспомните реакцию на сообщение Алонсо в Твиттере между этапами в Бельгии и Италии. Он пообещал в скором времени поделиться интересными новостями, которые, как оказалось, касались приобретения велокоманды – хотя некоторые обозреватели подумали, что Фернандо готовится сообщить о переходе в Red Bull Racing.
Потому иногда полезно просто присесть в спокойной обстановке и все логически взвесить.
Но в субботу днем паддок Монцы оживился вновь, теперь из-за радиопереговоров Алонсо с командой под конец квалификации.
Испанский гонщик был очень недоволен, когда Ferrari не удалось реализовать свою тактическую задумку.
На первых минутах финального сегмента Фернандо получил указание пропустить вперед Нико Росберга, который находился на быстром круге. Однако затем выяснилось, что делать это было необязательно – и Алонсо позволил себе наговорить лишнего на итальянском языке.
Официальная версия его реплики такова: «Значит, мы все же должны были пропустить его? Да вы просто гении, ребята».
Правда, было много споров относительно того, что он на самом деле сказал: слова «гении» и «идиоты» в итальянском довольно схожи по звучанию…
В конечном счете, не столь важно, что же в точности прозвучало в радиоэфире. Будь то простой сарказм или проявление гнева, слова Фернандо лишь выражали реакцию топ-пилота, расстроенного неудачей и в пылу борьбы позволившего себе сказать лишнего.
Как часть мыльной оперы, окружающей жизнь Алонсо, это был интересный эпизод – но не стоит воспринимать сказанные им слова, как демонстрацию отношения к команде.
Огромная проблема восприятия радиопереговоров в Формуле 1 заключается в том, что они звучат по ТВ не в прямом эфире, телезрители слышат сказанное примерно с двухминутной задержкой. Причем в трансляцию попадают далеко не все сообщения, а лишь отдельные реплики. Ведь режиссер эфира должен отобрать из обширного радиотрафика только самое важное и интересное.
Иногда это может иметь интересный эффект, поскольку восприятие переговоров существенно разнится в зависимости от того, на фоне какой картинки они звучат.
Вспомните, как радиопослание Серхио Пересу на прошлогоднем Гран При Малайзии породило слухи о заговоре с целью помочь Алонсо лишь потому, что оно прозвучало с задержкой и появилось в эфире буквально за несколько секунд до того, как мексиканец широко вошел в поворот и на мгновение оказался вне пределов трассы.
Еще один показательный пример – недовольство Дженсона Баттона после гонки в Бахрейне-2013. В трансляцию попали только отдельные его цитаты о борьбе с Серхио Пересом, поэтому со стороны создалось впечатление, что британец был буквально в ярости, хотя в действительности градус его эмоций оставался куда менее экстремальным.
«Немного жаль, что телекомпании выбирают только отдельные реплики, которые и пускают в эфир – поскольку из-за этого у людей складывается неверное впечатление, - заявил тогда Баттон. – Конечно, я был зол, но это недовольство должно было остаться внутри команды, поскольку по радио я сообщаю информацию именно для неё, а вовсе не для телекомпаний».
При общении на дистанции обе стороны знают, что все сказанное ими может попасть в эфир. Именно поэтому они говорят о «Плане А» и «Плане Б», не указывая никакой конкретики. По этой же причине в Ferrari часто говорят на итальянском. А когда происходит что-то особенно важное, и на командном мостике, и в кокпите тщательно следят за словами, чтобы гарантировать сохранение информации в тайне.
В "мыльной опере" с Алонсо свое влияние оказывает еще и тот фактор, что любой сотрудник Ferrari знает: униформа с гарцующим жеребцом требует особенной ответственности из-за повышенного интереса к Скудерии, которым не могут похвастать в других командах.
Когда Кими Райкконен заявляет парням из Lotus '"Да, да, да, я знаю, что делаю" - или же говорит о желании врезать Серхио Пересу – это выглядит забавно. Но стоит Алонсо высказать свое недовольство или просто произнести что-то подобное, как из его слов тотчас раздувают большую историю.
Правда, в этом не всегда виноваты сами журналисты, хотя в Монце Алонсо, увлекшись, сделал и такое предположение.
В конечном счете, предположения о трениях между испанцем и боссами команды не могли появиться просто так из ниоткуда.
Алонсо сам наговорил лишнего после Гран При Венгрии, где, вдобавок, его менеджер встречался с представителями Red Bull Racing и Lotus – и не важно, какие мотивы им двигали. Именно после этого увидел свет памятный и красноречивый пресс-релиз президента Ferrari Луки ди Монтедземоло, который появился на официальном сайте команды в начале августовских каникул, ощутимо подлив масла в огонь.
В конце концов, настоящая причина всех этих разговоров о ситуации в Ferrari вовсе не в том, как складываются отношения между Алонсо и командой: просто один молодой немец продолжает свою победную поступь.
«Есть только одна маленькая проблема, – признал ди Монтедземоло, когда его попросили прокомментировать ход сезона. – Кое-кто лучше справляется со своей работой, чем мы…»
Настоящей проблемой для Ferrari является Себастьян Феттель, а вовсе не Алонсо.