«Чёрт побери, ребята, я же спрашивал вас!» Самые глупые тактические ошибки Ferrari

Иван Беликов
12 августа 2022 в 13:52
Фото: Ferrari

Шины не по погоде, игнорирование интересов лидера команды и провалы на ровном месте. Думаете речь о позоре Скудерии в сезоне-2022? Как бы не так...

«У Ferrari нормальные стратеги! Бывают просто сложные тактические схемы, которые тяжело реализовать», – заявил руководитель итальянской команды Маттиа Бинотто после фиаско с жёсткими шинами на Гран При Венгрии, которое только ленивый не высмеял.

Что же если так, то что-то много подобные нереализуемых схем попадается красным, причём не только в 2022 году. Мы собрали основные ошибки и провалы стратегов Скудерии за последние 10-13 лет – благо есть что вспомнить.

«Посчитали в Excel». Испанец-хохотун посмеялся над стратегами Ferrari

Барселона-2020: Атакуй, не атакуй

Можно, конечно, сказать, что отчасти в проблемах в сезоне-2022 виноват и Шарль Леклер, из-за своей нерешительности пострадавший от ошибок стратегов Ferrari больше Карлоса Сайнса. Но проблема в том, что и со стороны командного мостика зачастую нет нормального взаимодействия. И один из лучших тому примеров – Гран При Испании-2020.

Тогда как большинство команд в жаркой августовской гонке в Барселоне выбрали тактику двух пит-стопов, Скудерия прямо по ходу заезда перевела Себастьяна Феттеля на тактику одной остановки. И за 40 кругов до финиша немцу поставили самые мягкие шины – C3, причём уже изношенные. Ладно, рискнули, всё равно темпа не было для борьбы за подиум.

Однако затем по радио началось невообразимое. Сначала команда сказала Феттелю, что можно атаковать и беречь шины, а затем через пару кругов передумала.

Гоночный инженер: «Как считаешь, выдержат шины до конца гонки?»
Феттель: «Чёрт побери, ребята, я же спрашивал вас! Я атакую уже третий круг подряд».

В конце концов шин не хватило, и на последних кругах Себ откатился с пятого на седьмое место, пропустив Лэнса Стролла и Карлоса Сайнса.

Себастьян Феттель в Барселоне-2020 © Ferrari
Себастьян Феттель в Барселоне-2020Фото: Ferrari

Спа-2015: Не послушались Pirelli

Ещё одна большая проблема командного мостика Ferrari – красные слишком консервативны, когда нужно рисковать, а когда лучше перестраховаться, они, наоборот, идут на лишний риск. Вот вспомним Гран При Бельгии-2015.

После взрыва заднего правого колеса на машине пилота Mercedes Нико Росберга в пятницу поставщик шин Pirelli порекомендовал командам не превышать дистанцию 26 кругов на одном комплекте. Ferrari же перевела Себастьяна Феттеля на тактику одного пит-стопа и отправила его на второй и заключительный отрезок длиною… 28 кругов. Никто из команд больше не пошёл на такой риск и правильно, потому что за два круга до финиша на машине Феттеля лопнуло заднее правое колесо.

Прав ли Феттель, нападая на Pirelli?

Неделю после той гонки Pirelli и Ferrari перепирались между собой. Но в конце концов производитель резины опубликовал заявление по итогам расследования, подтвердив, что четырёхкратный чемпион мира проехал слишком много кругов на одном наборе шин.

Себастьян Феттель в Спа-2015 © Ferrari
Себастьян Феттель в Спа-2015Фото: Ferrari

Хоккенхайм-2018: Проигнорировали призыв лидера команды

Бросьте мысли о том, что в сезоне-2022 Ferrari в угоду испанским спонсорам не спешит включать командную тактику и задвигать Карлоса Сайнса на роль второго номера. Нет, в Маранелло в последние годы в принципе не знают, на кого ставить. И наиболее очевидный пример – Гран При Германии-2018.

На домашний этап на Хоккенхаймринге Себастьян Феттель приехал лидером чемпионата с отрывом 8 очков от Льюиса Хэмилтона и 55 – от напарника по команде Кими Райкконена. Немец выиграл поул, пролидировал первые 26 кругов, а затем отправился на пит-стоп.

После смены шин Феттель вернулся на трассу сразу позади Райкконена, который ещё не побывал в боксах. Казалось бы, логика понятна: финн на старых шинах должен пропустить напарника и ни в коем случае не сдерживать его. Но приказа не поступило – точнее указание было, но в размытом виде.

«Кими, ты знаешь, мы должны заботиться о шинах на обеих машинах. Вы с Себом на разных тактиках, твоя немного отличается, и мы бы очень хотели, чтоб ты не сдерживал напарника. Спасибо»; «Старайся терять как можно меньше времени. Себ может ехать еще быстрее – однако его шины изнашиваются, как и твои. Нужно следить за ними».

В конце концов Райкконен просто психанул и прямо сказал: «Вы хотите, чтобы я его пропустил? Тогда так и скажите!»

В итоге размен состоялся лишь через 15 кругов после пит-стопа Феттеля! Себ за это время несколько раз заблокировал шины, перегрел их в грязном воздухе за машиной напарника. И кто знает, может быть, именно потраченного ресурса резины ему не хватило, чтобы удержаться на трассе под моросящим дождём за 14 кругов до финиша.

Феттель уходит из Ferrari. Пять причин, которые помешали Себу стать новым Шумахером

Себастьян Феттель лидирует на старте в Хоккенхайме-2018 © Ferrari
Себастьян Феттель лидирует на старте в Хоккенхайме-2018Фото: Ferrari

Шанхай-2019: Отказались от размена позициями

Не дай бог, конечно, Ferrari двумя пилотами вклиниться в борьбу за титул, поскольку полетят такие искры, что мало не покажется. Если уж без борьбы за чемпионство команда умудрилась столкнуть лбами Себастьяна Феттеля и Шарля Леклера в 2019-м. И один из самых острых эпизодов между ними случился в начале сезона на Гран При Китая.

На 10-м круге после старта команда попросила шедшего третьим Леклера прибавить, чтобы не сдерживать напарника.

«Давайте посмотрим на двух ближайших кругах, но хорошо, я понял вас», – спокойно ответил Шарль.

И монегаск прибавил, но всё равно через два круга получил указание «пропусти Себастьяна». Он подчинился и отдал позицию напарнику. Вот только Феттель сам не смог оторваться, ошибался, блокировал шины, и уже сам Шарль намекнул, что неплохо бы провести обратную рокировку:

«Я теряю много времени. Не знаю, хотите вы это знать или нет, но я просто говорю вам».

Но Феттеля так и не попросили вернуть позицию, а Леклеру не дали разрешение на атаку. Монегаск потерял драгоценные секунды, которые в итоге стоили ему четвёртого места в борьбе с Максом Ферстаппеном. Знакомая ситуация по сезону-2022, не правда ли?

Ferrari сама ведет Феттеля и Леклера к войне. Итоги Гран При России

Себастьян Феттель и Шарль Леклер в Шанхае-2019 © Ferrari
Себастьян Феттель и Шарль Леклер в Шанхае-2019Фото: Ferrari

Абу-Даби-2010: Вывели Алонсо в трафик и лишили титула

В финале сезона-2010 на Яс-Марине Фернандо Алонсо было достаточно финишировать четвёртым, чтобы стать чемпионом мира в дебютный год за Ferrari. Он квалифицировался третьим и сделал главное – опередил своего ближайшего преследователя Марка Уэббера, который показал лишь пятое время.

На старте Фернандо потерял одну позицию, но контролировал ситуацию, тем более австралиец из Red Bull Racing так и остался позади. Но как раз полное внимание на Уэббере и погубило красных. В Ferrari по какой-то причине полностью сбросили со счетов лидировавшего Себастьяна Феттеля, хотя немец проигрывал испанцу всего 15 очков – расстояние между первым и пятом местом.

И когда на 11-м круге Уэббер зацепили стену на медленном секторе и кругом спустя в целях предосторожности поехал на пит-стоп, в Ferrari отреагировали и позвали Алонсо! В результате двукратный чемпион мира вернулся на трассу впереди, но только на 16-м месте.

«Отправься Алонсо на пит-стоп на три или четыре круга позже, многое сложилось бы иначе», – вспоминает бывший главы пресс-службы Ferrari Лука Колаянни.

Так Фернандо и не смог выбраться из трафика и до конца гонки застрял за Виталием Петровым, которого как ни старался пройти не смог, да и DRS в те времена ещё не было. Испанец финишировал лишь седьмым и упустил титул, который был у него почти в кармане. Ну а чемпионом, выиграв гонку, стал Себастьян Феттель. Как так можно было просчитаться с приоритетами и ошибиться в оценке соперников – честно говоря, до сих пор непонятно.

«Напитка так и не увидел». Виталий Петров припомнил Red Bull несдержанное обещание

Фернандо Алонсо на старте в Абу-Даби-2010 © Ferrari
Фернандо Алонсо на старте в Абу-Даби-2010Фото: Ferrari

Сепанг-2009: Поставили дождевые шины на сухой трассе

Знаете, в свете того, что творят стратеги итальянской команды последние полтора десятилетия, решение на Гран При Малайзии-2009 не выглядит таким уж смелым и оправданным, как казалось тогда – скорее, дурацким.

Кими Райкконен ехал шестым и не претендовал даже на подиум, когда команды получили от синоптиков предупреждение о надвигающемся ливне. Ferrari тут же рискнула и перевела финна на дождевые шины, хотя на трассу не упало ни одной капли дождя! Ливануло лишь через пять кругов, за которые Кими потерял больше минуты и в конце концов просто убил резину и оказался лишь 14-м.

Никто из остальных команд не пошёл на такой шаг. А Toyota наоборот поставила Тимо Глоку промежуточные шины после того как закапало, и немец вполне мог принести японскому производителю первую победу в Ф1, если бы заезд не остановили красными флагами. Т.е. Ferrari просчиталась с моментом начала сильного дождя на 13 кругов!

Год ежедневных интервью или год без выпивки? Кими Райкконен ответил на вопросы болельщиков

Кими Райкконен в Сепанге-2009 © Ferrari
Кими Райкконен в Сепанге-2009Фото: Ferrari

Сузука-2018: Промежуточные шины без дождя

И снова провал в переменчивых погодных условиях! То ли у Ferrari какие-то хронические проблемы с погодным радаром, хотя вроде как в Формуле 1 одна метеорологическая компания, то ли итальянцы настолько любят рисковать и выдумывать необычные тактические ходы.

С самого начала квалификации Гран При Японии-2018 моросил дождь, но по-настоящему так и не ливануло. И назовите с трёх раз единственную команду, которая в начале финального сегмента выпустила обоих своих пилотов на промежуточных шинах? Конечно, Ferrari.

Решение оказалось ошибочным – слики гораздо лучше подходили таким условиям. И если Кими Райкконен смог отыграться и поднялся на третью строчку после возвращения на сухие шины, то Себастьян Феттель сначала ошибся и вылетел с трассы, а на последней попытке попытке показал лишь восьмое время.

«Иногда стоит отрывать глаза от мониторов и смотреть на трассу, руководствуясь здравым смыслом! – негодовал руководитель красных Маурицио Арривабене. – У нас молодой коллектив, и может быть нам не хватает опытного специалиста, способного быстро и корректно читать ситуации».

Почему Арривабене не был плохим руководителем? Отвечает статистика...

Что же, как видим, идут годы, меняются в Ferrari пилоты, руководители, стратеги, а читать ситуации оперативно и правильно на командном мостике так, увы, и не научились.

Себастьян Феттель в Сузуке-2018 © Ferrari
Себастьян Феттель в Сузуке-2018Фото: Ferrari

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle