Феттель уходит из Ferrari. Пять причин, которые помешали Себу стать новым Шумахером

Дмитрий Захарченко
13 мая 2020 в 10:55
Фото: Formula 1

Последние пять лет четырехкратный чемпион мира Формулы 1 пытался вернуть Ferrari на победный путь, но не вышло...

Во вторник Ferrari опубликовала совместное с Себастьяном Феттелем заявление — в конце 2020-го итальянская команда и четырехкратный чемпион мира расстаются. Их переговоры о новом контракте и сотрудничество в целом зашли в тупик. А ведь как всё многообещающе начиналось в 2015-м: победа Себа уже во второй гонке, прыжок с четвертого на второе место в Кубке конструкторов. Через несколько лет они даже включились в погоню за Mercedes в чемпионате. Когда и что пошло не так?

Флешбэк: Переход Себастьяна Феттеля из Red Bull в Ferrari

Техника

У Феттеля в Ferrari никогда не было такой быстрой машины, как у Шумахера в первой половине 2000-х, когда Михаэль выигрывал гонку за гонкой, штамповал титулы один за другим. Все годы с Феттелем Скудерия находилась в роли догоняющей. А когда машина вроде бы ехала на одном уровне с Mercedes, как в 2017-м, мешали технические проблемы и просчеты стратегов.

Что говорить о 2015-2016 годах, когда техника не позволяла Себу даже близко рассчитывать на борьбу с гонщиками Mercedes в чемпионате. В 12-ти последних гонках сезона-2016 Ferrari завоевала всего два подиума — третьи места в Монце и Абу-Даби. При Шумахере столь печальная ситуация была только в 1996-м, когда Михаэль пришел в Маранелло.

При этом, нельзя сказать, что Феттель отдавался команде с меньшей страстью, чем Шумахер. Себастьян выучил итальянский и действительно делал всё, чтобы стать новым лидером команды. И многообещающее начало давало ему надежду на заветный чемпионский титул с Ferrari. Но без быстрейшей машины приходилось рисковать, что часто приводило к ошибкам.

Феттель в Renault, Леклеру – опытного помощника. Прогноз Джо Сейвуда

Огромное количество ошибок

Первый реальный шанс на победу в чемпионате с Ferrari у Феттеля появился в 2017-м, но три проблемные гонки подряд – завал на старте в Сингапуре, старт с конца решётки в Малайзии и сход в Японии из-за отказа свечи зажигания – стоили немцу 53 очков относительно Хэмилтона. Отыграть их в четырёх оставшихся этапах было практически невозможно.

В сезоне-2018 тоже был шанс — тем более, что Феттель начал тот чемпионат с двух побед подряд, а после Гран При Великобритании опережал Хэмилтона на восемь очков. В следующей гонке — Гран При Германии — Себ уверенно лидировал, Льюис шёл четвёртым. Немец в своей домашней гонке должен был увеличить отрыв до 20 с небольшим очков. Но на 52-м круге Феттель ошибся в повороте и застрял в гравии. Вместо победы — сход, а первым в итоге стал Хэмилтон. Отрыв в чемпионате превратился в отставание в 17 очков. Таким образом, по сути ту ошибку можно оценить в 40 баллов.

Вылет Феттеля в Хоккенхайме-2018 © Formula 1
Вылет Феттеля в Хоккенхайме-2018Фото: Formula 1

Мы бы не вспоминали эту гонку, если бы та ошибка стала единичной, но она не стала. В Монце Феттель зацепил Хэмилтона на первом круге, в Японии — ошибся в третьем сегменте квалификации и врезался в Ферстаппена в гонке.

Казалось, зимний перерыв пойдёт Себу на пользу, но сезон-2019 тоже начался с ошибок. Сначала был разворот в борьбе с Хэмилтоном в Бахрейне — когда Леклер едва не одержал победу. Затем немец на ровном месте отдал Льюису победу в Канаде, а во Франции провалил квалификацию и стартовал лишь седьмым. В Сильверстоуне Феттель столкнулся с Ферстаппеном, а в Бразилии вынес с трассы собственного напарника.

Приход Леклера

До поры до времени команда прощала ошибки Феттелю, тем более он всё равно уверенно опережал Кими Райкконена в квалификациях и гонках. Всё изменилось с приходом Шарля Леклера. Молодой монегаск с первой же гонки поехал на уровне Феттеля и допускал меньше ошибок, несмотря на всего второй сезон в Формуле 1. А уже во второй гонке за «красных» Леклер дал понять, что не собирается признавать авторитет напарника и обогнал Себа, несмотря на приказ оставаться на своей позиции.

Четырёхкратному чемпиону мира сложно было смириться с таким положением вещей. Напряжение внутри команды нарастало и едва не вылилось в открытое противостояние. Кульминацией стал этап в Сочи, когда Леклер, согласно предварительной договорённости, помог Феттелю на старте, но Себ отказался вернуть позицию. Разумеется, разногласия возникали и раньше: в квалификации в Монце Леклер вопреки плану команды отказался помочь Феттелю слипстримом и тем самым отсёк напарника от борьбы за поул.

Шарль Леклер и Себастьян Феттель © the-race.com
Шарль Леклер и Себастьян ФеттельФото: the-race.com

В общем, борьба за звание лидера Ferrari в 2019-м разгорелась не на шутку, и Феттель в этой борьбе проиграл. У него был шанс выйти из этой дуэли если не победителем, то хотя бы непроигравшим — для этого следовало проявить психологическую устойчивость, спокойствие. Возможно, где-то следовало сделать шаг назад и даже подыграть Леклеру — хотя бы в той же дуэли на Интерлагосе, которая в плане борьбы в чемпионате уже ничего не решала. Но Феттель не отступил. Вместо этого он ещё яростнее пытался доказать всем, что лучше и быстрее Леклера, и лишь загнал себя в ловушку.

Точка в распределении ролей в Ferrari была поставлена уже после окончания сезона, когда команда объявила о продлении контракта с Шарлем до 2024-го включительно.

Явно не Шумахер, но почему тогда Леклер постоянно спорит с Ferrari?

Уверенность в команде

Cравнивать Феттеля с Шумахером в принципе некорректно — обстоятельства были слишком разными. В 1996-м Ferrari не могла и мечтать о борьбе за чемпионство. Жан Тодт, Михаэль Шумахер и последовавшие за ним из Benetton Росс Браун и Рори Бёрн фактически строили новую команду — под самих себя.

Феттель же в Ferrari пошёл один — все, с кем он сделал себе имя в начале 2010-х, остались в Red Bull. У Себа не было возможности построить команду так, как он хочет. Наоборот, это он вписывался в команду, построенную до него и долгое время работавшую на Фернандо Алонсо.

Себастьян Феттель и Маурицио Арривабене © autosport.com
Себастьян Феттель и Маурицио АрривабенеФото: autosport.com

В то же время все эти годы Ferrari лихорадило. О переходе в команду Феттель договаривался с руководителем Марко Маттиаччи, а сезон-2015 начал уже при Маурицио Арривабене. Затем около полутора лет шла война за власть между Арривабене и Маттиа Бинотто, победителем из которой с подачи покойного ныне Серджио Маркионне вышел последний. За все пять лет, что Феттель выступал за Ferrari, команда не была монолитом, как в 2000-х, когда Шумахер мог на неё положиться.

В техническом плане Ferrari тоже бросало из стороны в сторону: не было единой концепции шасси, были проблемы с аэродинамической трубой и корреляцией данных на трассе. Но вместо того, чтобы искать решение проблем — как это было при Шумахере — в команде искали крайних.

Воспоминания президента. С Лукой ди Монтедземоло по музею Шумахера

Уверенность в себе

Но всё вышесказанное — лирика. Основная причина расставания Феттеля с Ferrari — многочисленные ошибки немца в последние полтора года. Но что было причиной этих ошибок?

Легко сказать, что в великолепно настроенных машинах Red Bull Феттель расслабленно ехал впереди и в отсутствие прессинга легко побеждал. Но это не так. Себ испытывал прессинг и в 2010-м, и в 2012-м, когда борьба за титул продолжалась до финальной гонки, и выходил победителем. Да и Марк Уэббер был далеко не самым простым напарником.

Сверхновая легенда: как Red Bull стала одной из величайших команд Формулы 1

Причина всех ошибок немца лежит скорее в психологической плоскости. Кажется, он слишком часто пытается прыгнуть выше головы и незаметно для себя переходит грань, после чего неминуемо улетает с трассы или приезжает в автомобиль соперника. Скорости Феттель не терял, он потерял уверенность. И у Ferrari нет ни времени, ни желания восстанавливать веру немца в себя, тем более предполагалось, что это он — Феттель — придаст команде уверенности.

«Мне кажется, Себ всё делал слишком рано. Он слишком рано выиграл свои титулы, у него рано появился ребёнок и, думаю, он рано выйдет из игры, — говорил про Феттеля Марк Уэббер ещё в 2014-м. — Думаю, он блеснёт за рулём красной машины, а затем — сайонара».

Уходить из Формулы 1 Феттелю всё-таки пока рано – в июле Себу исполнится 33 года. Но что-то немцу надо менять, чтобы вернуть былую уверенность в себе. И, возможно, Уэббер прав: в Ferrari в 2015-м Себ пришел незрелым и несформировавшимся гонщиком. В новую для себя команду в 2021-м он придет, имея за плечами не только опыт побед, но и опыт поражений. Так что не исключено, что в Renault или McLaren мы увидим совсем другого Феттеля...

Феттель в Renault, Леклеру – опытного помощника. Прогноз Джо Сейвуда

Себастьян Феттель на Гран При Сингапура-2018 © Formula 1
Себастьян Феттель на Гран При Сингапура-2018Фото: Formula 1

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle