WRC: деньги против таланта

Дэвид Эванс
3 октября 2013 в 17:42

В наши дни ведущие команды чемпионата мира по ралли выживают исключительно благодаря частному финансированию. Но, по мнению Дэвида Эванса, фактором исключительной важности является вопрос инвестиций в будущее, дабы защитить команды и их пилотов

Десять лет назад немыслимое произошло с Колином МакРеем – от его услуг отказались в Citroen, и в сезоне-2004 шотландец остался за бортом чемпионата.

Всего лишь восемь лет спустя после победы в серии и пять лет спустя после того, как МакРей стал самым высокооплачиваемым пилотом мирового ралли, шотландец оказался не у дел. Во время его полноценного участия в WRC шесть команд платили своим ведущим гонщикам хорошие деньги, а в 2003-м году 16 пилотов могли по праву считать себя профессионалами.

Стоит отметить, что МакРей потерял своё место после изменения регламента, согласно которому номинально лишь две машины команды могли зарабатывать очки в зачёт производителей. Тогда в Citroen решили заменить шотландца на Карлоса Сайнса.

Макрей был близок к выступлению в 2004-м году в составе Subaru с чемпионом Петтером Сольбергом и даже провёл тесты новой Impreza WRC. Однако затем урезание финансирования со стороны японского производителя привело к сокращению бюджета команды Prodrive, которая при наличии договорённостей с Сольбергом, не имела возможности предложить Колину приемлемый контракт.

Тот случай стал началом кризиса рынка пилотов. Вместо МакРея Subaru выбрала Микко Хирвонена – финн пришёл в команду с хорошей финансовой поддержкой со стороны своего покровителя миллионера Тимо Йоухки.

Никто не купился на официальную версию Subaru об изменении политики выбора пилотов в сторону молодых кандидатов. Всё было предельно просто: МакРей стоил денег, а Хирвонен платил за своё место.

Хирвонен обошёл Макрея в борьбе за место в Subaru в 2004-м году © LAT
Хирвонен обошёл Макрея в борьбе за место в Subaru в 2004-м годуФото: LAT

Сезоны шли, а мест в чемпионате оставалось всё меньше: Peugeot, Subaru, Skoda, Mitsubishi и совсем недавно Ford – все они покинули WRC. Вместе с ними у пилотов мирового класса исчезла возможность зарабатывать хорошие деньги.

По сравнению с 16-ю пилотами в 2003-м году, в прошлом сезоне лишь три гонщика чемпионата мира по Ралли получали зарплату на регулярной основе. К счастью, приход в серию Volkswagen немного улучшил эту печальную статистику.

Проблема состоит в том, что в WRC попросту нет достаточного количества мест для пилотов, способных бороться за победы, в преддверии сезона-2014.

Босс M-Sport Малкольм Уилсон откровенно рассказал об условиях, в которых работает его команда: без средств пилотов коллектива бы просто не существовало. В былые времена Stobart и Munchi предлагали всем желающим кандидатам за определённую плату «пощеголять» в комбинезонах заводских команд.

Сравните это с идеальной ситуацией французских производителей, которые могли позволить себе выставить дополнительную машину для новичков Дани Сордо и Себастьена Ожье в первый год их участия в мировом чемпионате по ралли, а Даниэль Карлссон и Сердрик Робер в свою очередь получали поддержку от Peugeot. Конечно, не все начинания дали свои плоды, но, по крайней мере, французам удалось создать предложение на рынке пилотов.

Вот вам вопрос, касающийся самого стержня проблемы (учитывая то, что Citroen в следующем году предположительно откажется от услуг Дани Сордо, а Микко Хирвонен отправится в Корею): кого вы бы посадили в оба заводских автомобиля DS3 WRC?

Давно канули в лету те времена, когда Юхи Канккунены или Армины Шварцы были нарасхват. Вы можете поспорить, утверждая, что Шварц злоупотреблял своей ценой на протяжении нескольких лет, но данный факт свидетельствует о том, что в те времена рынок был более благосклонен к пилотам.

Оплата гонщиками своих выступлений поставила ситуацию с ног на голову: теперь всё зависит от команд, которые часто вынуждены выбирать «кошелёк» вместо побед.

Малкольм Уилсон © LAT
Малкольм УилсонФото: LAT

Фактически мы оказались в положении, когда в топ-командах далеко не всегда выступают лучшие из лучших. Единственный способ спасти ситуацию – вернуть времена, когда производители инвестировали в молодых пилотов.

Конечно, с точки зрения идеального рынка легко критиковать коммерческий подход Уилсона в этом сезоне, но вспомните времена, когда его машины были разукрашены в цвета Ford и Martini – он поддерживал большое количество необеспеченных с финансовой стороны пилотов, таких как Петтер Сольберг, Франсуа Дюваль и Марко Мартин.

В VW быстро осознали проблему и поспешили подписать Андреаса Миккельсена, чтобы обеспечить себе будущее, и в Hyundai поступили подобным образом.

Было бы здорово, если бы в Citroen отдали вторую DS3 в руки молодого таланта, пусть даже не на весь сезон, а Qatar продолжил бы поддерживать M-Sport, тогда, возможно, Уилсону удастся сохранить Нёвиля, и тогда Малкольм продолжит выполнять роль «поставщика» будущих чемпионов.

Без сомнения, подписание таланта из глубины пелотона может оказаться лишь краткосрочным решением проблемы в свете ухудшения общей ситуации в спорте.

Кто куда переходит в WRC в 2014-м?

Вероятные сценарии состава пилотов «большой тройки» - Citroen, Ford и VW – которая пополниться новым участником в лице Hyundai.

Citroen

Дани Сордо благодаря своей победе в Германии находится в списке кандидатов Ива Маттона, но испанец, безусловно, будет выступать не постоянно, поскольку в этом сезоне на гравии за рулём DS3 испытывал серьёзные проблемы.

Крис Мик также входит в список, также как и Микко Хирвонен, который был в Париже в прошлую пятницу, где обсуждал своё будущее. Финн рассказал AUTOSPORT, что у него есть различные варианты, и он не будет спешить с решением на 2014-й год.

Хирвонен показал себя незаурядным вторым номером, но так и не смог повести за собой ни Citroen, ни Ford. Если же он станет «номером два», то кто же тогда будет первым? Себастьен Лёб? Забудьте об этом.

Несмотря на первую в карьере победу, будущее Сордо в команде под вопросом
Несмотря на первую в карьере победу, будущее Сордо в команде под вопросом

Тьерри Нёвиль числится в списке фаворитов Версаля. Если Роберт Кубица останется в ралли, он будет время от времени гоняться на заводской машине. Халид Аль-Кассими будет выступать за рулём автомобиля Abu Dhabi на некоторых этапах.

M-Sport

Ситуацию в M-Sport можно описать известным вопросом о первичности появления яйца или курицы. Поддержка со стороны Насера Аль-Аттии и Qatar всецело зависит от того, удастся ли команде заключить новое соглашение с Нёвилем, а контракт с бельгийцем будет подписан лишь в случае наличия денег с Ближнего Востока...

В середине сезона Нёвиль всё делал правильно, изъявляя желание остаться в команде. Подиумы текли рекой, как и предложения от других коллективов. Скорее всего, бельгиец может выбирать между M-Sport, Citroen и Hyundai, и явно не будет торопиться с решением.

Мадс Остберг, вероятно, останется в M-Sport, а вот место Евгения Новикова под большим вопросом, но всё может измениться в случае появления у россиянина соответствующей финансовой поддержки.

Малкольма Уилсона впечатлила работа Элфина Эванса в этом сезоне. Хочется верить, что молодой валлиец еще получит шанс проявить себя и в следующем сезоне. Как только закончится ралли-марафон "Дакар", Аль-Аттия надеется принять участие во всех этапах, начиная со шведского.

Hyundai

На Ралли Австралия много говорили о подписании Микко Хирвоненом предварительного соглашения с корейской командой как о состоявшемся факте, однако сам финн высмеял эти слухи.

Пер-Гуннар Андерссон – двукратный победитель молодёжной серии – также рассматривается командой в качестве боевого пилота. С другой стороны и Крис Аткинсон обладает хорошими шансами, имея за своими плечами богатый опыт, пусть и полученный довольно давно.

Благодаря своему австралийскому происхождению Атко может дать Hyundai дополнительные преимущества, поскольку этот рынок является очень важным для корейского производителя. Приятели Аткинсона по тестовой программе Юхо Ханнинен и Брайан Буффье также претендуют на место за рулём второй i20 WRC, хотя и с возможностью появления на этапах чемпионата мира время от времени.

Если заглянуть глубже, возможно, мы вновь увидим чемпиона 2003-о года Петтера Сольберга? Кто знает, что решат в Hyundai...

Volkswagen

Ожидается, что Латвала будет выступать за корейскую команду © LAT
Ожидается, что Латвала будет выступать за корейскую командуФото: LAT

Во время самого разгара доминантного для Volkswagen сезона поговаривали, что, находящийся под давлением, Яри-Матти Латвала может лишиться своего места в команде.

Руководитель коллектива Йост Капито высмеял эти слухи, заверив, что всецело поддерживает финна. И это были не просто слова, которые обычно говорит тренер футбольной команды относительно своих подопечных… Таким образом, изменений в стане VW в следующем сезоне не предвидится.

Сепп Виганд – участник молодёжной программы группы VW – не смог должным образом оправдать возложенные на него ожидания во время выступлений в серии WRC 2 за рулём Fabia S2000.

Кроме того не стоит забывать ещё и о Эсапекке Лаппи – финском юном таланте, у которого также есть контракт с немецкой командой. У нас есть все шансы увидеть его за рулем Polo WRC на некоторых этапах в следующем году.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle