Марафон смерти: как Дакар уносит жизни участников и зрителей

13 января 2023 в 10:11
Фото: A.S.O./H.Cabilla

Автоспорт никогда не будет на 100% безопасен, особенно если это многочасовые гонки по бездорожью

Даже на кольцевых гонках, покупая билет на обустроенную трибуну, всех болельщиков предупреждают — автогонки небезопасны и всю ответственность за возможные последствия для здоровья, включая летальный исход, каждый берёт на себя. Что уж говорить о ралли-рейдах, где у зрителей масса шансов оказаться под колёсами с учётом того, что каждый из экипажей выбирает траекторию движения по своему усмотрению. Не меньше вероятность найти свою погибель и у участников, для которых любая ошибка на неизведанной трассе может стать фатальной.

Увы, редкий Дакар — самая продолжительная и самая протяжённая гонка по бездорожью на планете — обходится без трагических инцидентов. И неважно, где проходит гонка — в Африке, Южной Америке или на Ближнем Востоке — аварии случаются везде и зачастую с печальным исходом. Не стал исключением и ралли-марафон 2023 года. Вспомним десять инцидентов, которые стоили жизни участникам и зрителям Дакара.

Авиакатастрофа, столкновение на дороге и гибель под колёсами зрителей

2023 год, Саудовская Аравия

В 2023 году на девятом спецучастке Дакара по трагическом стечению обстоятельств под колёсами грузовика Алеша Лопрайса оказался 69-летний итальянский болельщик. Фанат ралли-рейдов на свою беду решил сфотографировать прохождение дюны лидером грузового зачёта от подножья этой самой дюны. Экипаж капотного грузовика Praga не имел ни единой возможности увидеть человека на своей траектории — зритель получил травмы и скончался по дороге в госпиталь. А сам Алеш Лопрайс, смертельный инцидент с участием которого случился в день рождения пилота, принял решение сойти с гонки и лишился шанса одержать свою первую победу в легендарном ралли-марафоне.

Лидер грузового зачёта Дакара переехал зрителя на спецучастке. Видео

2016 год, Боливия

Возможно, самый драматичный эпизод в истории всего Дакара. В Боливии сразу два человека погибли по вине Лионеля Бода. Французский гонщик на перегоне Уюни — Салта на своём Mitsubishi сбил 65-летнего боливийца, который скончался на месте происшествия. Естественно, спортсмен снялся с гонки. И три дня спустя автомобиль его команды, на котором гоночный внедорожник везли в Буэнос-Айрес для отправки обратно в Европу, попал в дорожно-транспортное происшествие, унёсшее жизнь ещё одного местного жителя. Одному богу известно, как Лионель Бод справился с такими испытаниями, свалившимися на него в одной гонке...

2012 год, Аргентина

Болельщики на ралли-марафонах бывают разные. Одни скромно стоят вдоль трассы неподалёку от своих жилищ, другие готовы своим ходом отправляться вглубь спецучастков, а третьи ради наблюдения за ходом борьбы способны даже подняться в воздух. Увы, но авиакатастрофы случаются и в такие моменты. В 2012 году во время второго спецучастка гонки разбился самолёт, на борту которого был 37-летний аргентинец Луис Солдавани и его 11-летний сын Томас. К сожалению, выживших в этой авиакатастрофе не оказалось.

2010 год, Аргентина

Если экипаж теряется на дистанции, то обычно это грозит разве что потерей времени на поиск верного направления к финишу. Но иногда заблудившиеся гонщики могут стать виновниками серьёзной аварии. В 2010 году экипаж Мирко Шультиса и Ульриха Леарди на первом же спецучастке сбился с курса недалеко от города Рио-Куарто. Непонятно как, но багги влетел в группу зрителей — несколько человек получили травмы разной степени тяжести, а 28-летняя Наталья Галлардо погибла на месте.

2006 год, Гвинея и Сенегал

Дети — самые уязвимые участники дорожного движения, даже если они просто наблюдают за ходом гонки с обочины. И в 2006 году трагически оборвалась жизнь самых юных болельщиков Дакара. В Гвинее, пытаясь перейти дорогу, 10-летний мальчик Бубакар Диалло из гвинейской деревни Курахойе оказался под колёсами одного из участников гонки. А в Сенегале был сбит 12-летний Мохаммед Н'Доу. В итоге устроители гонки не стали проводить последний спецучасток марафона в боевом режиме из-за многочисленных инцидентов накануне.

Аварии и проблемы со здоровьем у участников

2022 год, Саудовская Аравия — Квентин Лавалле

Мы привыкли относить к участникам ралли-марафона непосредственно гонщиков, которые выходят на дистанцию, но помимо них участниками считаются и члены команд. Которых, увы, тоже не обходит стороной смерть. В 2022 году на перегоне автомобиль поддержки команды PH-Sport, которая выступала в зачёте Dakar Classic, попал в аварию на пути к заключительному спецучастку гонки. Находившийся за рулём машины главный механик коллектива Квентин Лавалле, которому было 20 лет, погиб на месте.

2021 год, Саудовская Аравия — Пьерр Шерпин

На 178-м километре седьмого спецучастка французский мотогонщик Пьерр Шерпин попал в аварию. После падения на дистанции к нему был отправлен медицинский вертолёт, который доставил спортсмена в госпиталь в Сакаке. Врачи диагностировали тяжелую травму головы и ввели гонщика в искусственную кому после экстренной нейрохирургической операции. Затем мотогонщика перевели в больницу в Джидде, а оттуда отправили в Лилль — к сожалению, в середине полёта из Саудовской Аравии во Францию Пьерр ушёл из жизни.

Пьерр Шерпин на Дакаре-2021 © A.S.O./M.Machado de Melo/FOTOP
Пьерр Шерпин на Дакаре-2021Фото: A.S.O./M.Machado de Melo/FOTOP

2020 год, Саудовская Аравия — Эдвин Стравер

На одиннадцатом спецучастке гонки упал Эдвин Стравер. Авария произошла на небольшой скорости, так что серьёзных травм гонщик не получил, но медикам пришлось реанимировать его на месте — потребовалось 10 минут, чтобы заставить сердце снова биться. Голландца срочно доставили в больницу в Эр-Рияде, где обследование выявило перелом одно из верхних шейных позвонков. Проведя более недели в критическом состоянии, родные Эдвина приняли решение отключить его от аппарата искусственного дыхания. Стравер, как и Пьерр Шерпин, выступал в мотозачёте для гонщиков-одиночек.

Эдвин Стравер на Дакаре-2020 © A.S.O/DPPI/F.Flamand
Эдвин Стравер на Дакаре-2020Фото: A.S.O/DPPI/F.Flamand

2020 год, Саудовская Аравия — Паулу Гонсалвеш

Но смерть на дистанции находит не только любителей, но и профессионалов. Месяц до своего 41-летия не дожил Паулу Гонсалвеш — на 276-м километре седьмого спецучастка Дакара-2020 опытнейший мотогонщик упал. Прибывшие к месту аварии медики нашли португальца без сознания, реанимировали на месте происшествия, а затем доставили на вертолете в больницу в Лейле. К сожалению, в госпитале врачи констатировал смерть спортсмена. Посоветовавшись с гонщиками, организаторы решили отменить следующий этап для мотоциклов и квадроциклов.

Паулу Гонсалвеш на Дакаре-2020 © A.S.O./DPPI/F.Gooden
Паулу Гонсалвеш на Дакаре-2020Фото: A.S.O./DPPI/F.Gooden

2003 год, Ливия — Бруно Кови

Гибнут не только мотоциклисты, которых на дистанции защищает только экипировка, но и члены экипажей внедорожников. В 2003 году Даниэль Небота и Бруно Кови перевернулись на своей Toyota — авария произошла на высокой скорости и техника не уберегла штурмана. Медицинский вертолёт, прибывший к месту аварии через полчаса после инцидента, застал Бруно Кови, который участвовал в своем дебютном ралли, мёртвым от полученных травм

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle