Гран При Японии: обзор гонки от Марка Хьюза
Выступление Ромена Грожана придало гонке на Сузуке подобие интриги, однако Себастьян Феттель все же продолжил свое неумолимое шествие за четвертым титулом, выиграв пятый подряд этап. Марк Хьюз анализирует события Гран При Японии
Ромен Грожан оказался единственным, кто смог вдохнуть напряжение и драматизм в сюжет Гран При Японии. На старте он опередил пару пилотов Red Bull Racing, а затем продемонстрировал почти идеальный пилотаж по ходу гонки.
И все же, француз постоянно оставался в роли убегающего, хотя долгое время не было очевидно, чьей добычей он станет – Себастьяна Феттеля, который мчался к финишу с двумя пит-стопами, или выбравшего вариант с тремя Марка Уэббера. Оба варианта были примерно равновероятны, все зависело от обстоятельств – в итоге, как известно, выиграл Феттель, что сразу же дало благодатную почву для разговоров любителем во всем видеть «теорию заговора».
Действительно, могли ли в Red Bull Racing пожертвовать последней для Марка возможностью выиграть на Сузуке ради своего «Золотого мальчика», который вот-вот в четвертый раз завоюет чемпионский титул? Доводы сторон защиты и обвинения звучат в равной степени убедительно.
На первом отрезке впереди был Грожан, за ним Уэббер и Феттель. Этой тройке удалось уехать на старте от всех остальных. Гипотетически помешать им мог только Льюис Хэмилтон на Mercedes, но его на первых же метрах дистанции постигла неудача – британец проколол колесо о левую торцевую пластину переднего крыла Red Bull Феттеля, что в дальнейшем привело к расслоению шины и повреждению днища.
На более мягком составе резины, которым на старте располагали все, кроме Риккардо, Ромен взял демонстрировал отменный темп. Машина прекрасно держала трассу, француз пилотировал уверенно и хладнокровно.
В Lotus подозревали, что в соперники из RBR затаились и выжидают момент для атаки, однако на самом деле пилоты чемпионской команды на тот момент просто были не состоянии провести обгон в реальной борьбе на трассе – Уэббер не мог приблизиться к Грожану достаточно близко, чтобы получить шанс использовать DRS.
Настройки на низкий уровень прижимной силы и «длинные» передаточные числа гарантировали австралийцу преимущество в максимальной скорости на длинной задней прямой – 309,5 км/ч против 297 км/ч у Ромена, но настройки Lotus обеспечивали лучший разгон при выходе из поворотов, что давало возможность сполна использовать преимущество более «коротких» передач. Это был критически важный момент, так как зона DRS располагалась перед первым поворотом, а стартовая прямая гораздо короче задней.
На машине Феттеля после инцидента с Хэмилтоном было немного повреждено переднее антикрыло. Контакт на разгоне к первому повороту стал следствием того, что оба пилота Red Bull Racing немного замешкались, когда погасли огни светофоров, а Льюису удался чуть ли не лучший старт в сезоне, и британец тотчас попробовал протиснуться между парой RB9. Но, сражаясь друг с другом, все они оставили Грожана на свободной внутренней части трассы, француз смог лучше разогнаться и обошел соперников.
Повреждение стоило Себу 2% прижимной силы (то есть около 0,2 секунды на круге), так что по совету из боксов он отстал от Уэббера на пару секунд, покинув зону турбулентности за впереди идущей машиной, пребывание в которой губительно для шин. Уэбберу команда также посоветовала отпустить лидера, как только стало понятно, что обогнать его не получается.
«Пытаясь оказывать давление на Грожана, Марк быстро исчерпал ресурс своей резины, – прокомментировал потом глава команды Кристиан Хорнер, – это был решающий момент».
Подходило время первых пит-стопов, в Lotus ожидали, что соперники смогут легко сократить отрыв. Но вместо этого уже к восьмому кругу Грожан оказался в недосягаемости и продолжал наращивать отрыв, а у Уэббера к 11 кругу задние шины были окончательно «убиты».
Всем пилотам пришлось столкнуться с похожими проблемами, но у Уэббера они начались раньше всех. Может быть, причиной тому настройки антикрыла с прицелом на максимальную скорость? Или чрезмерная прыть самого пилота в попытках догнать Ромена на первых кругах? А может и то, и другое? Так или иначе, Марк поехал в боксы, пит-стоп занял 3,2 сек, вернулся австралиец на трассу уже на более жестких – и, соответственно, более долговечных – шинах, которые в этот день были предпочтительным выбором для всех пилотов.
Lotus ответила кругом позже – механики сработали за 2,6 секунды – Грожан продолжил гонку с комфортным преимуществом над соперниками. Тогда же стало ясно, что из-за раннего первого пит-стопа Марку придется совершить, вопреки первоначальным планам, три остановки в боксах. «Первый отрезок у Уэббера вышел слишком коротким, так что мы больше не могли рассчитывать на успех, если бы и дальше придерживались варианта с двумя пит-стопами», – объяснил Хорнер.
«После первого визита в боксы мне сказали, что я на тактике с двумя остановками, – рассказывал потом Марк, – но в середине отрезка мы изменили план. Я спросил команду, сработает ли это, и они ответили утвердительно».
Так как шасси Lotus расходует резину не столь активно, как Red Bull, причин предпринимать аналогичные шаги для Грожана у команды из Энстоуна не было.
В лидеры вышел Феттель, но ожидаемой убийственной скорости не показал. Изношенный комплект резины Medium не позволял взвинтить темп, так что Себ остановился на 14-ом круге и вернулся на трассу в шести секундах позади Уэббера, по-прежнему преследовавшего Грожана.
Увидев, что пилоты Red Bull Racing останавливались с разницей в три круга, в Lotus поняли, что Марк и Себ дальше будут на разных тактических схемах, и перед ними встал вопрос – за кем из соперников следить более пристально и на чей темп ориентироваться?
«Было очень сложно тягаться с двумя соперниками сразу, – рассказывал потом гоночный директор Lotus Алан Пермейн, – но на кону стояла победа или второе место, а потому мы решили, что можем попробовать».
Это означало бороться с Феттелем, которому предстояло провести еще один пит-стоп, а не с Уэббером, нацеленным останавливаться дважды.
«Вариант с двумя пит-стопами был быстрее – ненамного, но все же, – прокомментировал принятое решение Пермейн, – у меня было ощущение, что в Red Bull Racing специально работают по-разному с двумя машинами, чтобы взять нас в тиски и вынудить ошибиться».
С точки зрения чемпионской команды поступить именно так было абсолютно логично. И все же тактика с тремя пит-стопами не была заведомо проигрышной. Лишние 22 секунды на остановку можно отыграть за оставшийся короткий отрезок на более быстрых мягких шинах – и вновь оказаться рядом с теми, кто останавливался только дважды. Конечно, при этом ключевое значение приобретает время, потерянное в трафике.
С точки зрения Red Bull Racing также было совершенно логично выбрать различные схемы для своих пилотов – тем самым, они ставили Lotus в неудобное положение, а также избегали прямого соперничества между своими гонщиками, потенциально избегая возможных неприятностей. Ну а так как у Марка первый отрезок был короче, расход резины выше, а заднее антикрыло настроено на высокую скорость, то, очевидно, что вариант с тремя пит-стопами доставался ему.
Тем временем, гонка складывалась самым что ни на есть захватывающим образом. В первой тройке шла тактическая борьба, а все остальные сильно отставали, застряв после своих пит-стопов за Риккардо, который стартовал на жестком комплекте резины, а потому не останавливался аж до 21 круга.
В образовавшемся позади Toro Rosso «паровозике» вторым был Нико Хюлькенберг, сумевший во время первой волны пит-стопов переиграть пару Ferrari и выйти на шестое место позади Росберга. Ну а в рядах Скудерии назревал мятеж! «Мультифункция стратегия А, – услышал по радио Фелипе Масса, который опережал Фернандо Алонсо, – сейчас, пожалуйста». Ответа не последовало – и бразилец остался впереди. Если его напарник хотел отыграть позицию, ему предстояло обгонять самостоятельно.
Все они поднялись на одну строчку выше, когда на 16-м круге Росбергу пришлось проехать вдоль боксов – судьи оштрафовали его за небезопасный выезд с пит-стопа. Стартуя от своих механиков, пилот Mercedes подрезал McLaren Серхио Переса в тот момент, когда мексиканец собирался сворачивать на замену шин.
«Это была ошибка в процессе выполнения стандартной процедуры, – пояснял руководитель Mercedes Motorsport Тото Вольф. – Мы делаем отметки на стене пит-лейна, по которым можно судить о положении других машин, проезжающих вдоль боксов. Если кто-то из соперников достиг отметки, мы уже не можем выпускать своего пилота. Но мы не учли тех, кто уже начинает заезжать к паре боксов, расположенных сразу следом за нами. Так что ошибку мы допустили еще в четверг».
Алонсо наконец-то смог за счет DRS опередить Массу в первом повороте и оказался вплотную за Хюлькенбергом, которому теперь непременно нужно было обгонять Риккардо. Toro Rosso лучше, чем Sauber, смотрелась на торможениях перед поворотами, потому в итоге, чтобы выйти вперед, Нико пришлось совершить смелый маневр по внутренней стороне виража 130R.
Когда вся эта группа подъезжала к «эске», Масса попробовал нырнуть внутрь и вернуть себе позицию, но атака на Алонсо не удалась. А в начале нового круга Фернандо – вновь за счет открытого крыла – прошел Риккардо.
Гоночная «пробка» наконец-то рассосалась, когда Даниэль все же поехал на свой первый пит-стоп. В этот момент в хвосте собранного австралийцем "паровозика" Кими Райкконен обогнал Эстебана Гутьерреса, который за рулем сильно прибавившей во второй части сезона Sauber проводил свою лучшую гонку. Но все они к тому времени уступали тройке лидеров уже более полуминуты.
Грожан поначалу вновь стал уезжать от Уэббера, но на этот раз Марк лучше управлялся с резиной и смог прибавить и приблизиться к французу. В субботу из-за встречного ветра в «эсках» все могли очень точно прописывать траекторию. В гонке же ситуация изменилась к худшему: жесткий состав работал на Lotus не столь здорово, как Medium.
На 24-м круге Уэббер оказался в секунде от лидера и в теории мог использовать DRS для обгона. Какого же было его удивление, когда кругом позже команда сообщила ему о том, что он переходит на тактику с тремя пит-стопами.
«Я считал, что могу доехать до круга, который по нашему плану позволял совершить две остановки по ходу гонки, – рассказывал Марк. – Не то, чтобы в тактике с тремя пит-стопами не было совсем никакого смысла, но все же это было более рискованно, так как можно было застрять в трафике и потерять время за кем-нибудь из соперников. Не могу сказать, что я был в восторге от того, что сначала пытался опередить Ромена, ожидая двух пит-стопов, а потом их у меня стало три».
«Так как благодаря Риккардо наш отрыв от остальных соперников был достаточно велик, после остановки Марк оказался на свободном пространстве и по сути мог побывать в боксах еще раз, даже не потеряв позиции, – объяснял свое решение Хорнер. – Поскольку в первый раз он останавливался рано, мы посчитали, что свежий комплект резины даст ему больше шансов догнать и опередить Грожана. Для Себастьяна решено было использовать альтернативную схему».
В этом, безусловно, был смысл – к тому же, при таком раскладе перед Феттелем также открывался оперативный простор, позволяющий догнать Lotus. Пилот «черно-золотых» был вынужден бороться сразу с двумя соперниками, что заведомо ставило его в проигрышное положение.
«Когда Уэббер поехал в боксы, мы не стали отвечать, – рассказывал позже Пермейн. – Но пит-стоп напарника позволил Феттелю беспрепятственно подобраться вплотную к Ромену. Он мог в любой момент нырнуть в боксы, пытаясь переиграть нас. Из-за этого мы оказались в условиях прессинга и постарались провести собственный пит-стоп так рано, как только это оказалось возможным».
К 28-му кругу Феттель настиг Грожана, отыграв 2,2 секунды за три круга. Заезжать на финальную смену шин все еще было слишком рано – до финиша оставалось 24 круга.
Участь Грожана была незавидной – если бы он сразу поехал в боксы, то позже проиграл бы Уэбберу, получившему новый комплект резины. Ну а оставаясь на трассе, француз был обречен уступить позицию Феттелю.
«Это было понятно заранее, ведь наши соперники имели преимущество в скорости, – объяснял Пермейн. – На первом отрезке был момент, когда мы могли на что-то надеяться, но когда техника соперников настолько сильна, что ни делай, все равно ничего не выйдет».
Грожан свернул в боксы в конце 29-го круга, на его Lotus поставили еще один комплект жестких шин. На трассу он вернулся в 10 секундах позади Уэббера. Феттель же был впереди, никто ему не мешал, а шины по-прежнему работали отлично.
Несмотря на небольшие помарки в пилотировании, Себ все делал правильно, поддерживая достаточно высокий темп, но при этом старался беречь резину. За восемь кругов после пит-стопа Грожана немец окончательно лишил Lotus надежд на сенсацию. После того, как сам Феттель совершил свою вторую остановку, он все же остался позади Ромена, но теперь был свежих шинах совсем недалеко от соперника.
Говоря языком цифр, пит-стоп на 37-м круге длился 2,4 секунды, после чего трехкратный чемпион вернулся в борьбу в двух секундах позади Lotus. Уэббер временно вышел в лидеры, его отрыв от преследователей составлял 14 секунд, однако дополнительный пит-стоп требовал минимум 22. В принципе, в этот момент команда вполне могла вернуться к первоначальному плану – тактике с двумя остановками.
Его резина прошла на 12 кругов больше, чем у напарника, до финиша было еще далеко – нет сомнений, что преследователи настигли бы Марка. Но вот смог бы Себ его обогнать – это вопрос далеко не столь очевидный. Памятуя о событиях в Малайзии, когда у Уэббера фактически украли победу, в Red Bull Racing вряд ли хотели, чтобы два их пилота вновь боролись колесо в колесо в заключительной фазе гонки.
Однако для начала Феттелю было необходимо обогнать Грожана. Себ проходил круги на 1,5 секунды быстрее француза, потому вскоре догнал его – а на 40-ом круге воспользовался моментом и буквально приклеился в слип-стриме к машине Ромена на выходе из последнего поворота, а затем перестроился на внутреннюю траекторию. Грожан попробовал прижать немца к стенке пит-лейна, но вынужден был сдаться. Выйдя вперед, Феттель стал быстро уходить в отрыв.
«Будь осторожен, Себ – просил по радио гоночный инженер Гийом Роклен своего подопечного, - в конце тебе предстоит сдерживать атаки Марка. Тебе нужно беречь резину».
Если бы Феттель не смог пройти Грожана так быстро, задача Уэббера оказалась бы гораздо легче. Более того, сумей австралиец поддерживать при таком раскладе резину в рабочем состоянии, третий пит-стоп, возможно, и впрямь не понадобился бы.
Но как только Себ провел обгон, Марк получил команду ехать в боксы. Он остановился на 42-м круге, получил комплект более мягких сликов, которые гарантировали на заключительном отрезке более высокую скорость – и вернулся в гонку в четырех секундах позади Грожана, от которого к тому моменту еще на столько же успел оторваться Феттель.
Уэббер в этот момент мог проходить круги на секунду быстрее напарника. До финиша оставалось девять кругов, и победа в последнем для него Гран При Японии все еще была возможна. Но между Марком и заветной вершиной подиума еще оставался это настырный вихрастый парень за рулем Lotus на изношенных шинах, который все портил.
Здесь-то в полной мере проявил себя главный минус тактики с тремя пит-стопами, а также настроек антикрыла на машине Уэббера. Он уже на 45-м круге повис на хвосте у Грожана, но раз за разом так и не мог найти лазейку, чтобы обогнать его. Вновь и вновь Марк получал возможность воспользоваться DRS, но на выходе из финальной «эски» его разгон оказывался недостаточно эффективным.
В длинном затяжном правом повороте, который уходит немного вниз и связывает «треугольник Casio» с финишной прямой, Марк прикладывать максимум усилий, но все равно не мог удержаться за Lotus соперника. Под огнем атак Грожан был безупречен. Он понимал, что рано или поздно все равно будет вынужден признать свое поражение, но просто так отдавать позицию был не намерен.
Поскольку Уэббер не смог сразу же провести обгон, очередная победа Феттеля стала неизбежной. Себ ждал атак напарника и очень рьяно требовал по радио, чтобы круговые активнее освобождали ему дорогу. Роклену даже пришлось в какой-то момент попросить его поостыть. Но перспектива сражения Марка, которому нечего терять, с Себом, который борется за чемпионство, и впрямь создавала ощутимое напряжение.
А позади тройки лидеров тоже шла борьба. Алонсо наконец-то удалось выйти на четвертую позицию, но до этого он долго искал брешь в обороне Хюлькенберга.
В итоге испанец все же обогнал пилота Sauber при помощи DRS за семь кругов до финиша. На машине Нико резина уже была сильно изношена, и его тут же начал атаковать Райкконен. Финн дожал соперника в шикане за два круга до клетчатого флага.
Масса был наказан проездом по пит-лейну за превышение скорости в боксах во время второй плановой остановки. За счет этого позицию отыграл Гутьеррес, который отставал от напарника на 20 секунд и оборонялся от стремящегося отыграться Росберга – пилоту Mercedes при этом приходилось строго экономить топливо.
Перес проткнул заднее колесо о крыло машины Росберга. Баттон, который останавливался трижды, в конце гонки за счет новой резины обгонял всех тех, у кого она уже пришла в негодность, и в итоге финишировал впереди Массы на девятом месте.
Уэббер, который до этого пытался обойти Грожана даже перед «Ложкой», все же оставил Lotus позади – задняя резина на машине Ромена совсем поплыла, и он все же уступил в первом повороте после зоны DRS за пару кругов до финиша. Но мечте Марка о последней победе на Сузуке не суждено было сбыться – до Феттеля было семь секунд. Себастьян же в девятый раз в этом году поднялся на первую ступень подиума. После летнего перерыва он туда еще никого не пускал…