Red Bull Racing – пока лишь восьмая в списке самых успешных команд Ф1

Эд Стро
14 ноября 2013 в 4:29

Red Bull Racing достигла небывалых успехов в Формуле 1, но, по мнению Эда Стро, коллективу ещё предстоит немало работы, чтобы оказаться на одном уровне с по-настоящему выдающимися командами из летописи Больших Призов

Когда Себастьян Феттель пересёк финишную черту Гран При Индии, весь мир заботила лишь одна мысль – 26-летний пилот вновь выиграл чемпионат. Факт завоевания очередного титула командой Red Bull Racing как бы остался в стороне.

В самом Милтон-Кинсе Кубок конструкторов сочли более важным достижением – не в последнюю очередь потому, что за него команда получила щедрые выплаты от FOM, а все её сотрудники – бонусы от компании Red Bull. Но для большинства интересующихся автоспортом термин «чемпион мира» по-прежнему ассоциируется в первую очередь с пилотом.

В конце концов, чемпионат мира в личном зачете разыгрывался уже восемь раз, когда в 1958-м году коллектив Vanwall стал первым победителем среди производителей гоночных автомобилей. Для многих поклонников в эмоциональном плане легче чувствовать связь титула с живым человеком из плоти и крови, нежели с неодушевлённым «коконом» из углепластика, металла и высоких технологий, который привёз его к победе.

Между тем, на фоне всеобщей шумихи о великолепии Феттеля достижения его команды не привлекают столь заметного внимания.

А ведь Red Bull Racing на одном дыхании завоевала четыре Кубка конструкторов, при этом делая все возможное, чтобы Себастьян стал четырёхкратным чемпионом мира. Лишь задумайтесь на секунду над этим фактом…

Вспомните, как компания Red Bull приобрела команду Jaguar, которая была в то время едва ли не посмешищем. После того, как автоконцерн Ford в 2000-м году стал владельцем довольно успешного коллектива Джеки Стюарта, проведя полный ребрендинг продукта, команда прошла череду сплошных разочарований.

За пять сезонов пилоты Jaguar завоевали лишь два подиума © LAT
За пять сезонов пилоты Jaguar завоевали лишь два подиумаФото: LAT

За пять сезонов пилоты Jaguar лишь дважды из 85-и попыток дотянулись до подиума, завоевав при этом 49 очков (согласно прежней системе начисления). Команда никогда не поднималась выше седьмой строчки в Кубке конструкторов.

Тот же коллектив после преобразования в Red Bull Racing выиграл 27% Гран При, в которых участвовал.

«В 2006 году мы мечтали о том, чтобы просто проверить свои силы и попробовать выиграть гонку, – вспоминал технический руководитель команды Эдриан Ньюи всего лишь спустя час после победного финиша Феттеля в Индии. – А уж выиграть чемпионат, четыре раза подряд взять титул – невероятное достижение».

Так и есть. Red Bull Racing – команда, разместившаяся в весьма скромных, но оборудованных по последнему слову техники трёх ангарах на окраине небольшого английского городка Милтон-Кинс – добилась успехов, вполне сопоставимых с маркетинговыми достижениями материнской компании Red Bull.

Ну и что, что коллектив тратит много средств – соперники ведь поступали точно так же. Ну и что, что Red Bull Racing иногда выходила за рамки дозволенного техническим регламентом – именно так должна действовать команда, если действительно хочет достичь чего-то выдающегося. Она блистала там, где остальные меркли.

В то время как большой бюджет – основа успеха, само по себе его наличие ещё ничего не гарантирует. Были и более богатые команды, которые с треском провалились, не продемонстрировав и доли достижений Red Bull Racing. Да-да, речь идёт о Toyota.

Но можно ли теперь говорить, что RBR уже вошла в число из величайших команд всех времён? Основываясь лишь на цифрах, можно в принципе ответить на этот вопрос положительно – но пока что все же преждевременно относить команду к настоящей элите.

К счастью, оценить уровень величия гоночного коллектива куда проще, нежели отдельного пилота. Скорость машины и показанные результаты являются абсолютно точным мерилом эффективности команды.

Пример Toyota доказывает: большой бюджет не гарантирует успеха в Формуле 1 © LAT
Пример Toyota доказывает: большой бюджет не гарантирует успеха в Формуле 1Фото: LAT

По правде говоря, в Формуле 1 все в равных условиях. Да, Red Bull Racing может тратить деньги с потрясающей скоростью, но лишь благодаря успехам материнской компании, а также последующим удачным сделкам с новыми партнёрами – как, например, с Infiniti.

Формула 1 – мир жесткой конкуренции, и величина бюджета является неотъемлемой частью соперничества. Marussia и Caterham играют по тем же правилам, даже если по ресурсам их просто бессмысленно сравнивать с лидерами. У них нет таких денег, но ничто не мешает нынешним отстающим в будущем обрести финансовую мощь. Нет сомнений, что обе с радостью потратили бы миллиард долларов, если бы каким-то образом раздобыли его.

Итак, вот сухие цифры: Red Bull Racing на пятой строчке в списке конструкторов Ф1 по числу завоёванных титулов и количеству побед. Лишь Ferrari, Williams, Lotus и McLaren находятся впереди. Это само по себе впечатляющее достижение.

В таблице приведены десять команд, одержавших наибольшее количество побед за все 64 года, что разыгрывается чемпионат мира. Не удивляйтесь, что эти данные немного отличаются от общепринятых цифр, обычно публикуемых во всех статистических источниках.

Red Bull Racing потеряла одну позицию в этом списке из-за того, что 49 побед завоевала команда, которую условно можно назвать «Скудерия Энстоун»: это один и тот же коллектив, последовательно выступавший под вывесками Benetton, Renault, а теперь и Lotus.

Количество выигранных командами гонок (на 13.11.2013) 

1.Ferrari221
2.McLaren182
3.Williams114
4.Team Lotus74*
5."Скудерия Энстоун"49**
6.Red Bull Racing45
7.Brabham35
8.Tyrrell23***
9.BRM17
10.Cooper16

*На шасси Lotus одержана 81 победа. Но мы не учитываем две недавние, отнесенные к "Скудерии Энстоун", а также пять, добытые частной командой Роба Уокера
**Объединяет достижения Toleman, Benetton, Renault периода 2002-2011 годов и нынешней Lotus
***Формально нынешняя Mercedes является дальней наследницей легендарной Tyrrell, которая последовательно становилась BAR, Honda и Brawn. Однако фактически существует "водораздел" между Tyrrell и BAR, так как в 1999 году проект был запущен с чистого листа. Это учтено в статистике

Так каковы же критерии подлинного величия команды? Успех, без сомнения, является одним из основных. По этому показателю Red Bull Racing поразительно эффективна. Четыре дубля в чемпионатах мира в течение четырех лет – невероятный показатель. Лишь McLaren в период 1988-91 годов удалось то же самое, и только Ferrari в "красной пятилетке" (2000-04 гг.) превзошла этот результат.

RBR повторила чемпионскую серию команды McLaren 1988-91 годов © LAT
RBR повторила чемпионскую серию команды McLaren 1988-91 годовФото: LAT

Но если пилоты наслаждаются успехом в течение относительно короткого периода времени, команды могут находиться на вершине намного дольше, чем самый «долгоиграющий» гонщик.

Red Bull Racing участвует в Больших Призах лишь девять сезонов, первые из которых ушли на создание прочного коллектива на руинах Jaguar. Команда преуспела в рамках практически неизменного регламента (за исключением некоторых значительных идей, которые были внедрены, а затем запрещены). В данный момент Red Bull Racing – команда лишь одной эпохи. Пока что…

Гоночный коллектив Ф1 можно назвать по-настоящему великим лишь в том случае, если он добился не единовременного успеха – и в идеале не с одним пилотом. Лишь семь участников за всю историю Формулы 1 отвечают этим требованиям: Ferrari, McLaren, Team Lotus, Williams, Brabham, «Энстоун» и Tyrrell.

Первые пять команд в списке порой переживали тяжёлые времена, но при этом на протяжении длительных периодов выигрывали гонки и чемпионаты. кого-то может удивить отнесение к этой же группе еще двух имен, однако в их случае все условия также выполнены.

Коллектив из Энстоуна с 1986 года, выиграл 49 Гран При и завоевал семь титулов, что позволяет ему претендовать на место в ряду великих, несмотря на неоднократную смену вывески.

Что касается Tyrrell, главные успехи которой относятся к периоду 1969-1973 годов и были достигнуты благодаря усилиям Джеки Стюарта, стоит отметить, что команда британского энтузиаста Кена Тиррела продолжала побеждать до 1983 года, её пилоты поднимались на подиум до 1994-го и выходили на старт Гран При вплоть до конца сезона-1998. При этом британцы использовали технику Matra, March и собственной разработки.

Все вышеизложенное позволяет назвать Red Bull Racing лучшей среди "великих команд второго порядка" (да-да, это касается даже Cooper, которая произвела "заднемоторную революцию" в Формуле 1) – то есть расположить её на восьмой строчке за всю историю.

Разумеется, никто не критикует Red Bull Racing, поскольку у команды пока попросту не было достаточно времени, чтобы своими достижениями удовлетворить всем параметрам. Ранние годы существования коллектива прошли в создании боеспособной структуры, агрессивной политике найма кадров (к огорчению соперников) и в стремлении Эдриана Ньюи организовать всё таким образом, чтобы извлечь максимальную пользу из своего гения. Таким образом, история команды пока насчитывает лишь один технический цикл, который оказался весьма успешным.

Стюарт был единственным чемпионом Tyrrel, но команда побеждала в Гран При до 1983 года © LAT
Стюарт был единственным чемпионом Tyrrel, но команда побеждала в Гран При до 1983 годаФото: LAT

В грядущем чемпионате, учитывая все изменения в регламенте, Red Bull Racing получит шанс сделать следующий шаг.

Если на минуту забыть о показателях успеха и долголетия, есть ещё один важный параметр – способность к инновациям. В наши дни это понятие необязательно подразумевает решения, хорошо заметные внешне – вроде первого антикрыла, внедрения граунд-эффекта ("внутренней аэродинамики") или использования специального вентилятора для создания разрежения под днищем.

Ньюи и Red Bull Racing не внедрили ничего столь же очевидного, но, без сомнений они изменили облик спорта.

Команда вернула к жизни идею использования энергии выхлопа для получения дополнительной прижимной силы, что задало дальнейшее развитие Формулы 1 на несколько лет. Что касается понимания принципов аэродинамики, работы пилотов на симуляторах и идеи гибких частей кузова, то здесь Red Bull Racing установила новые стандарты. Команда расширила существующие границы, как поступали до неё великие новаторы.

Что касается самого Ньюи, нет никаких сомнений в его претензиях на величие. Он уже в одном ряду с Колином Чепменом – обоих можно назвать движущей технологической силой Гран При.

Созданный Ньюи неповторимый March 881 является одним из выдающихся шедевров в истории Формулы 1, который положил начало эпохе аэродинамики. Британец выигрывал титулы с Williams, McLaren, однако именно в Red Bull Racing Эдриан добился наибольших успехов. Он любит повторять, что продолжает дело, начатое в конце 1980-х, когда собрал собственную команду специалистов в Leyton House.

Формула 1 – это череда сложных задач. Для нынешних чемпионов следующим испытанием станут изменения правил в 2014-м году. Успех при таких условиях будет означать продолжение победной тенденции и станет еще одной галочкой в списке «как стать великим».

Если Red Bull Racing продолжит работать в том же духе, она непременно войдёт в золотую элиту Ф1. В конце концов, несмотря на всю критику, коллектив достиг за последнее десятилетие выдающихся успехов.

В период 2009-2013 годов RBR превосходила остальных в самом существенном компоненте Больших Призов – команда создала самую быструю машину и выигрывала гонки.

За это не только Эдриан Ньюи, но и руководитель команды Кристиан Хорнер, владелец Дитрих Матешиц и каждый сотрудник команды из Милтон-Кинса заслуживают гораздо большего восхищения, признания и уважения, чем они удостоились в действительности.

Red Bull лишь восьмая среди лучших
Red Bull лишь восьмая среди лучших

  • Поделиться: