Гран При Бразилии: последний шанс Уэббера
В предстоящий уик-энд Марк Уэббер имеет возможность установить на Интерлагосе рекорд, о котором пока не может и мечтать его товарищ по команде Себастьян Феттель. Рассказывает Эд Стро
По итогам 215-го и последнего в карьере Гран При, который состоится в Бразилии, Марк Уэббер может стать автором уникального достижения. Если он финиширует первым – а австралиец имеет на это немалые шансы, принимая во внимание скорость его RB9 и два поула, добытых в четырех последних гонках – то станет единственным пилотом в истории Формулы 1, выигравшим без каких-либо оговорок финальный Гран При в карьере.
Если не вспоминать об 11 гонках "500 миль Индианаполиса" в 1950-60 годах лишь формально входивших в календарь чемпионата, а в действительности не имевших ничего общего с Ф1, в истории Больших Призов всего два пилота выиграли свои последние гонки: Луиджи Фаджоли на Гран При Франции-1951 и Джим Кларк на Гран При Южной Африки-1968.
Правда, ветеран Фаджоли своей победой больше обязан великолепному Хуану-Мануэлю Фанхио, который после собственного схода пересел на машину итальянца (что допускали правила тех лет) и добрался до финиша первым.
Что до Кларка, то его победа в Кялами действительно была добыта в последней гонке шотландца – но если бы не случившаяся вскоре смертельная авария на этапе Формулы 2 в Хоккенхайме, Джим обязательно вышел бы на старт следующего Гран При Испании и многих других гонок.
Марк же, напротив, покидает Формулу 1 по своему собственному желанию – и имеет шанс установить достижение, которым не сможет похвастать даже его напарник Себастьян Феттель. По крайней мере, в ближайшие годы.
Во многом Интерлагос является наиболее подходящей трассой для прощальной гонки австралийца. В Бразилии он побежал дважды – в 2009-м и 2011-м, а в 2010-м лишь немного проиграл Феттелю, став вторым.
В Сан-Паулу у Уэббера были и другие памятные моменты, как, например, великолепное третье место в квалификации сезона-2003 за рулем изумрудной Jaguar. Интерлагос – одна из наиболее подходящих для него трасс, где все сделано в стиле "старой школы", в отличие от современных автодромов Германа Тильке, к которым Марк относится крайне негативно.
Многие наверняка порадовались бы победе Уэббера в прощальной гонке. В последних Гран При он набрал хороший ход, а в Остине был бы на поуле, если бы более удачно действовал в двух финальных поворотах.
И хотя старты в его исполнении все еще оставляют вопросы, если Марк уйдет в бой с первого ряда и на первом же круге захватит лидерство, то получит отличный шанс выиграть свою финальную гонку.
И хотя в последнее время в определенных кругах стало модно критиковать австралийца, он все-таки добился выдающихся результатов за все время своих выступлений. Сложно поверить, но его карьера после дебюта в Ф1 могла продлиться всего несколько этапов в составе Minardi, машина которой не позволяла раскрыть ему весь свой талант.
Это правда, Марк так и не смог навязать борьбу Феттелю, но он далеко не первый из хороших пилотов, бледно смотревшихся на фоне суперзвёзд первой величины. И те девять побед в Гран При, которых он добился, лишь подтверждают его класс.
Но лучший способ проститься с Формулой 1 – довести их количество до десяти.
ФЕТТЕЛЬ В ПОГОНЕ ЗА ДЕВЯТОЙ{ .red }
Главным препятствием на пути Уэббера к вершине подиума является его товарищ по команде Феттель. Немец ничуть не сбавил обороты, оформив свой четвертый чемпионский титул. И хотя Себастьян всячески отрицает свой интерес к рекордам, ему наверняка хотелось бы на Интерлагосе продолжить свою рекордную серию до девяти побед подряд.
Если вспомнить уже упоминавшуюся неоднозначность, связанную с ролью гонки "500 миль Индианаполиса" в истории Ф1, можно сломать немало копий в споре о том, сколько в действительности победных финишей кряду насчитывает рекордная серия. На Гран При США Феттель в восьмой раз подряд первым увидел клетчатый флаг и – по мнению некоторых – превзошел предыдущее достижение Альберто Аскари и Михаэля Шумахера, которые выиграли по семь гонок кряду. (в случае с Шумахером никаких сомнений нет)
Но если не брать в расчет пресловутую американскую гонку сезона-1953, серия Аскари в действительности составляет девять победных финишей в Гран При подряд: начиная с Гран При Бельгии-1952 и заканчивая этим же этапом следующего года.
Именно это и стимулирует Феттеля. Основываясь на том, что мы видели в последних гонках, фаворит остается прежним. А босс Red Bull Racing Кристиан Хорнер уже предостерег, что никто из его пилотов не будет делать другому никаких поблажек.
БОРЬБА ЗА ВТОРОЕ МЕСТО
Несмотря на то, что второе место в Кубке конструкторов – не самое желанное достижение в спортивном плане, с финансовой точки зрения оно очень привлекательно. Исходя из расстановки в общем зачете, за него борются Mercedes, Ferrari и Lotus.
"Серебряные стрелы" сейчас пребывают в наиболее выгодной позиции, опережая Скудерию на 15 очков. По факту, в сражении за второе место участвуют лишь Mercedes c Ferrari, а надежды Lotus было бы правильно связывать с третьей строчкой общего зачета, с которой энстоунцы еще могут потеснить подопечных Стефано Доменикали.
На кону в Сан-Паулу теоретически стоит 43 очка, за которые будут отчаянно биться шесть пилотов этих команд. Так что вполне возможно, нас ждет захватывающий финал этой борьбы, особенно если инициатива по ходу уик-энда будет переходить от одной команды к другой.
схватка в хвосте пелотона
В Кубке конструкторов ситуация в средней группе относительно стабильна, а вот позади кипит ожесточенное сражение в споре за десятую строчку. С первой гонки сезона инициатива в этой борьбе на стороне Marussia, но в любой момент ситуация может круто поменяться.
Одного 13-го места на финише представителям Caterham будет достаточно, чтобы ворваться на десятую строчку – при том, правда, условии, что пилоты команды из Лифилда останется позади. И такой вариант развития событий нельзя исключать: в конце концов, все в Marussia помнят, что произошло в прошлом году.
Тогда черно-красные также отправились в Бразилию, располагаясь на десятой строчке в общем зачете и пребывая в хорошей форме. Но даже после того, как гонка Тимо Глока, боровшегося за место в десятке сильнейших, оказалась испорчена в результате контакта с машиной Жана-Эрика Верня, Шарль Пик, будучи тогда еще пилотом Marussia, казалось, держит для ситуацию под контролем.
Но все мы прекрасно помним, как за пять кругов до финиша пилот Caterham Виталий Петров прошел Пика под заморосившим дождем и вышел на 11-е место, обеспечив своей команде столь важное десятое место.
Вот почему никто в Marussia не собирается ничего загадывать до завершения финальной гонки сезона.
МАССА ПРОЩАЕТСЯ С FERRARI
На Интерлагосе Фелипе Масса пережил несколько особенных моментов, выиграв две гонки и отдав победу своему товарищу по команде Кими Райкконену в сезоне-2007, чтобы тот стал чемпионом мира.
Но наибольшую известность получило то достоинство, с каким бразилец принял на глазах своих болельщиков поражение в споре за титул годом позже: когда Льюис Хэмилтон в последних поворотах финального круга прошел Тимо Глока, выиграв за счет этого титул с преимуществом в одно очко, Масса достоин уважения только за то, как он повел себя в той ситуации.
Лучшим способом проститься с Ferrari, конечно, стала бы победа. Добиться этого будет невероятно сложно, а вот финиш на подиуме в принципе не выглядит недостижимой целью, хотя в этом сезоне Фелипе всего раз закончил гонку в тройке призеров. Правда, в прошлом году на Интерлагосе Масса стал третьим, так что его бразильские болельщики могут отправляться на трибуны с надеждой, что их кумир сможет на высокой ноте завершить свою долгую карьеру в Ferrari.
ВПЕЧАТЛЯЮЩАЯ СЕРИЯ ГРОЖАНА
Не считая Феттеля, одним из главных действующих лиц второй части сезона стал Ромен Грожан. В пяти последних гонках француз поднимался на подиум четыре раза, и лишь четвертое место в гонке в Абу-Даби нарушило его впечатляющую серию.
Lotus сейчас по-прежнему является второй по силе командой, и есть все шансы, что по итогам года энстоунцы вновь окажутся в тройке лучших. Вопрос здесь в том, сможет ли пилот наконец-таки одержать свою первую победу в Гран При?
Нет ничего невозможного. Правда, для этого Феттель должен столкнуться с проблемами, но, как показал Грожан в Остине, Уэббера он способен опередить в честном бою. Год назад визит на Интерлагосе обернулся для пилота форменным кошмаром: тогда Грожан столкнулся с пилотом HRT Педро де ла Росой, затеяв недальновидную попытку обгона в квалификации, а затем в гонке угодил в аварию, сойдя с дистанции уже на самых первых кругах. Но с тех пор утекло уже много воды…