Ножом по «Красной воде». Стоит ли уничтожить культовый поворот ради спасения Спа?
Разговоры об опасности Eau Rouge были одной из главных тем гоночного уик-энда Ф1 в Бельгии, особенно на фоне дождливой погоды. Не пора отправить легендарный вираж на свалку истории? Слово Марку Хьюзу…
Я в замешательстве по поводу Спа. Да, это, без сомнений, потрясающая трасса, вписанная в естественный рельеф. Но две смерти за четыре года – Антуан Юбер в Ф2 в 2019-м и Дилано ван'т Хофф во FRECA в 2023-м – это слишком, и надо принимать меры. Только вот какие?
Начнем с того, что общие очертания бельгийского кольца были сформированы при поднятии тектонических плит около 10 000 лет назад – вероятно, тем же самым, который сформировал рельеф Нордшляйфе, другой не менее именитой трассы, которая находится в часе езды по прямой. Благодаря этим геологическим процессам и образовался эпический перед высот в Спа. Потому вираж «Красная вода» – грандиозный подъем в гору – такой, какой есть.
Да и дело даже не в самом подъеме. Опасность кроется дальше – на выходе из «Красной воды», называемом «Радийон». Это слепой поворот на вершине, в который пилоты влетают на скорости 250-300 км/ч. И во многом от того, насколько быстро ты проехал этот участок, зависит твоя максимальная скорость на прямой и, следовательно, шансы обогнать соперника или удержать позицию на торможении перед поворотом «Ле Комб». Поэтому никто не уступает здесь ни дюйма и не убирает ногу с педали газа. Кроме того, сбавлять скорость в «Радийоне» попросту опасно, особенно в дождь, когда видимость оставляет желать лучшего – ты просто подставишься под удар сзади.
Опаснее всего, что если впереди случается авария, времени отреагировать и увернуться от автомобиля поперек трассы попросту нет. И не важно, какими навыками и опытом обладает гонщик. Повезло – проскочишь, не повезло – навсегда погрузишься в темноту.
Ещё одна опасность выхода из «Радийона» как раз заключается в том, что после удара о барьер машина отлетает обратно на трассу. В идеале такого происходить не должно: разбитая машина должна замереть на обочине. Но расширить этот достаточно узкий участок проблематично, тем более организаторы Гран При Бельгии и так работают «в минус», и дополнительных денег на реконструкцию у них нет.
Знаете, многие болельщики воспринимают гонки как какое-то кино или шоу с персонажами из другого мира и героизируют гонщиков. Но это впечатление обманчиво. Гонщики – обычные люди, такие же, как мы. Просто они живут иначе: жертвуют многим и зачастую рискуют жизнью на трассе. Да, кто-то скажет, что гонки – их работа. Но это совсем не значит, что они должны героически бросаться грудью на амбразуру только ради того, чтобы развлечь публику.
Вот тут мы, наконец, и подошли к вопросу о том, что делать с «Красной водой». Стоит ли пожертвовать легендарным поворотом ради того, чтобы Спа-Франкоршам осталась в календаре Формулы 1? Может быть, стоит вернуться к медленной шикане, использовавшейся в 1994 году? Тогда гонщики не будут достигать пугающих скоростей.
Опять же, надо понимать, что посуху «Красная вода» – это всего-навсего скоростной излом, который современные машины Ф1 преодолевают без каких-либо затруднений, и проблема не в нём. Поэтому всё ли так плохо и ужасно с этим виражом? Действительно ли, говоря медицинским языком, жизнь пациента под угрозой и требуется ампутировать конечность? Не знаю. Я не уверен, какое решение будет правильным в данной ситуации...
Источник: motorsportmagazine.com/articles/mark-hughes/mph-should-spa-lose-eau-rouge-to-save-its-place-in-f1