Большое интервью: Сергей Сироткин
Ровно год назад новость о контракте гоночного вундеркинда из России с командой Sauber стала настоящей информационной бомбой. О Сергее Сироткине, получившем шанс стать самым юным в истории пилотом Ф1, говорили все.
Сейчас молодому спортсмену уже "целых" 18, он входит в молодёжную программу SMP Racing, провел несколько тестовых сессий на технике Больших Призов и получил Суперлицензиею. Москвич по-прежнему нацелен попасть в Ф1, но за прошедшее время – это заметно – стал под иным углом смотреть на многие вещи.
И вместо того, чтобы грезить о будущем, предпочитает концентрироваться на настоящем. На Формуле Renault 3.5, команде Fortec и тех сложностях, что обрушились на них в первых гонках сезона.
О том, как выйти из кризиса, стоит ли всё же ожидать его появления на Гран При в Сочи и впечатлениях от выступлений Даниила Квята Сергей рассказал в интервью AUTOSPORT.com.ru.
Позади семь гонок, четыре схода и всего один подиум. Как настроение в преддверии уик-энда на Moscow Raceway?
Сергей Сироткин: Честно говоря, трудно говорить что-то о настроении после стольких неудачных моментов – но я думаю, что месяц, прошедший с последнего этапа в Бельгии, внёс свои коррективы.
Я оставался в постоянном контакте с командой и непосредственно с мотористами, а также с теми, кто отвечает за настройку электроники. Была проведена определённая работа – и найдены ошибки, которые мешали нам. Причем это было не совсем то, о чем мы думали первоначально.
С их стороны всё должно быть исправлено к российскому этапу, потому теперь я очень рассчитываю, что технические сходы прекратятся. А в остальном, когда машина работает нормально, скорость вполне позволяет нам бороться за лидирующие позиции.
Плюс к тому, на предыдущих этапах, когда мы тратили время на то, чтобы машина просто ехала, другие работали непосредственно над настройками, над скоростью. Сейчас мы можем сказать, что разобрались с прежними проблемами, а значит – тоже сможем найти какую-то выгоду по времени круга. Потому думаю, что нас ждёт переломный момент, когда неудачи и постоянные поломки останутся позади. Дальше будем выигрывать.
Если говорить о чистой скорости – на что реально рассчитывать?
Думаю, мы сможем побороться и за поулы, и за места на подиуме. Нам хорошо известны оставшиеся трассы, мы понимаем, на что нужно обратить внимание на каждой из них. В принципе, у нас есть отличная база настроек, так что по времени на круге мы будем вполне конкурентны. Дальше все уже зависит от нюансов.
Тем не менее, позади уже три с половиной этапа. Значит ли это, что весенние проблемы не позволят выполнить первоначальную задачу на сезон?
СС: Я бы сказал, что если учитывать уровень DAMS и Карлоса Сайнса, говорить о борьбе за титул уже сложновато. Но ведь у каждого пилота по ходу сезона случаются как положительные моменты, так и наоборот. Пока что из всех, кто реально борется за лидирующие позиции в ФR3.5, с серьезными проблемами сталкивался только я. Возможно, в какой-то момент все-таки будет иначе – по крайней мере, мы на это надеемся.
Думаю, ход сезона переломить еще вполне возможно, и если мы закончим его в районе первой тройки – это будет весьма достойный результат после сложного начала.
В чем отличие вашей нынешней команды Fortec от прошлогодней, ISR?
CC: Не надо думать, что в ISR хуже инженеры или оборудование. Дело совсем другом. Fortec давно участвует в гонках высокого уровня и за это время накопила огромную базу данных и настроек. Именно эта база позволяет изначально, только приехав на трассу, сразу получить более конкурентоспособную машину.
А дальше инженеры отталкиваются от этого базиса, и им куда проще. А процесс работы по ходу уик-энда у всех примерно одинаков. И выступать за ISR мне очень нравилось. Просто если по ходу уик-энда нужно было сделать больше, это не всегда удавалось.
Что за человек ваш напарник Оливер Роуленд?
Они пришли в чемпионат вместе с Пьером Гасли из Еврокубка Renault 2.0, где боролись за титул – а это очень сильный чемпионат. Оба уже показывают очень серьезные результаты примерно одного уровня.
Роуленд – очень быстрый пилот. Пока, из того что я вижу, он не пытается вникнуть в тонкие настройки, а полагается на свой талант. Порой ему удается проехать невероятно быстрый круг – даже я, имея больше опыта, не могу с ним соперничать. При этом в Арагоне он ехал быстрее меня, а в Спа картина была противоположной. Разница была небольшой, пару десятых.
Можно сказать, что мы едем почти одинаково быстро, но за счет разных факторов. Оливер – прежде всего благодаря таланту, а я пытаюсь детально во всё вникнуть и разобраться. Мне важно понимать, что и как работает, использовать голову и свои знания.
Как сейчас складываются ваши отношения с Sauber?
СС: Всё хорошо, все планы в силе, но я уже много раз говорил, что сейчас мой главный приоритет – это Мировая серия. Поэтому в настоящий момент отвлекаться от неё ради мероприятий с Sauber пока не стоит. Впрочем, после Нюрбургринга у нас в календаре два месяца паузы – вот тогда будет объявлена и проведена конкретная работа. А ближу к концу сезона таких моментов станет гораздо больше.
О чем-то конкретном в рамках сотрудничества сейчас можно говорить?
СС: Планы, конечно, есть, но о чем-то я пока не могу говорить, а что-то пока еще не решено окончательно.
К тому же, если брать вопрос участия в пятничных тренировках Гран При, это зависит не только от моего желания, но и от позиции команды и её основных пилотов. Понятно, что на одних этапах они в принципе готовы уступить руль, на других – нет.
Конечно, выступить в Сочи было бы для меня самым интересным и логичным вариантом. Но дело тут в том, что трасса эта новая для всех, и в этом случае команда будет внимательно слушать призовых гонщиков и их мнение.
Чего бы вам хотелось в 2015 году?
CC: Для начала хотелось бы отыграться в этом году за неудачи первых этапов. Всегда очень важно понимать, что в каждой ситуации ты сделал максимум возможного. Если получится – мы докажем, что достойны представлять свою страну в Формуле 1, и тогда уже нужно будет думать в этом направлении.
Пока я хочу просто выигрывать гонки в одном из наиболее сильных чемпионатов. На самом деле, группа лидеров Мировой серии по своему уровню не сильно уступает пилотам Ф1, что показали хотя бы тесты. Пока надо концентрироваться на том, что есть сейчас, а потом уже думать про 2015 год.
Если сравнивать еще один сезон в «младших» сериях – Формуле Renault или GP2 – с ролью резервного пилота Ф1 без гоночной практики, что вам интереснее?
СС: У резервного пилота, даже если он проезжает какие-то пятничные тренировки и тесты, почти нет возможности развиваться. Поэтому на данный момент я скажу, что мои амбиции в отношении Формулы 1 по-прежнему в силе, но время у нас еще есть. Уверен, что даже если я сейчас приду туда, то буду не хуже многих.
У меня был опыт пилотирования машин 2014 года – они весьма сложны. Дело даже не в управлении: по ходу быстрого круга есть определённый порядок нажатия всевозможных кнопок, и сделать всё верно оказывается далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Но за несколько дней тестов, уверен, я смогу выйти на хороший уровень.
Так что вариант с 2015 годом по-прежнему в силе, но решающим фактором станут наши результаты в этом сезоне.
Участие в программе SMP Racing способно открыть очень многие двери. Есть ли у вас желание попробовать себя в каких-то других гоночных категориях?
В конце прошлого года я провел в Арагоне тесты Ferrari 458 GT3, но это нельзя рассматривать как поворот карьеры – просто возможность поддержать форму в межсезонье. Пока цель одна – попадание в Формулу 1.
Спасибо за ответы, Сергей! Скажите, а как вы оцениваете выступления Даниила Квята?
СС: Просто блестяще. Я с самого начала сезона внимательно следил за ним, и уже тогда было видно, что в каких-то моментах он не уступает [Жану-Эрику] Верню. Также был заметен прогресс от этапа к этапу. Потому я еще весной говорил – подождите немножко, уже с середины сезона картина будет совсем другой. И если вспомнить недавний этап в Австрии, напарника и близко не было рядом. Я считаю, что Даня отлично справляется.