Двойное интервью: Сергей Воробьёв и Александр Саурин
Воскресным вечером в паддоке Сочи автодрома Сергей Воробьёв и Александр Саурин выглядели уставшими, но очень довольными. То дело, которому они отдали в последние месяцы множество сил, успешно прогремело на весь мир.
С организационной точки зрения первый в истории Формулы 1 Гран При России вышел если и не совершенно безупречным, то очень близким к этому. Потому-то промоутер этапа и заместитель губернатора Краснодарского края, курирующий подготовку к Ф1, выглядели настоящими именинниками.
Довольны ли вы итогами Гран При в плане организации?
Александр Саурин: Была проделана большущая работа – тем, кому приходилось организовывать мероприятия такого уровня, понимают, что в нём задействованы тысячи человек. По нашим оценкам, в проведении Формулы 1 участвовало более пяти тысяч человек. Результаты их деятельности мы оцениваем очень хорошо. Наши службы проводили мониторинг ситуации и на самом автодроме, и в Олимпийском парке, учитывая все инциденты.
Информация стекалась в главный оперативный центр, где каждый день проходил ночной штаб, где мы расставались каждый раз около часа ночи, изучая каждый, даже малейший инцидент, чтобы ни один из них гости и участники Гран При даже не заметили.
Разумеется, работа еще не завершена – она будет продолжаться, пока все гости не покинут нашу гостеприимную землю. А потом нас ждёт очень подробный анализ.
Сергей Воробьёв: В целом результат очень хороший, лишь мой внутренний перфекционизм не позволяет говорить, что всё отлично. Есть ряд деталей, которые мы будем улучшать к следующему году. Этот список сейчас готовится по итогам мероприятия – нам нужно его детально проанализировать и продолжать работу.
Мы прошли первый Гран При, но всё только начинается. Я рассчитываю, что Формула 1 прописалась тут на десятки лет.
Сегодня нам удалось заложить камень в основание истории Ф1 в России, и это основание, полагаю, получилось очень крепким. Вы все видели – полностью заполненные трибуны, счастливые зрители. Люди стремились разобраться в Формуле 1. Для подавляющего большинства зрителей это было первое автоспортивное мероприятие, которое они посетили.
Их несомненный интерес даёт основания полагать, что фундамент заложен успешно. Теперь мы продолжаем работать над тем, чтобы Формула 1 и автоспорт стали в России максимально популярны.
Сейчас многие заговорили о том, окупаемо ли это мероприятие…
АС: Мы с самого начала говорили всем, что это коммерческое мероприятие. Мы заключили коммерческий контракт, и сделав это, рассчитываем только на коммерческий успех.
Нам никому ничего не нужно объяснять. Все трибуны и все гостиницы были заполнены, а уровень потребления сервисов в Олимпийском парке даже превзошел наши ожидания. Конечно, окончательные подсчёты будут произведены чуть позже. Это не только проданные билеты, но и наш заработок от гостиничного фонда, который построил Краснодарский край.
Мы заполнили под завязку более девяти с половиной тысяч номеров – это только из числа тех, что принадлежат компании "Омега", то есть администрации края. Наши партнеры, которые работают в Олимпийском парке – и Азимут, и Рэдиссон – все получили максимальный эффект. Мы его еще подсчитаем: мы получили больше, чем ожидали.
Все билеты проданы?
АС: Все. Мы выкинули сегодня последнюю партию из 300 штук, чтобы хоть как-то помочь тем, кто приехал в последний момент. И кассу всё равно штурмовали.
У всех нас буквально разрывались телефоны: люди просили, буквально требовали билеты и очень хотели попасть на Гран При. Думаю, тут все было видно [по заполненности трибун].
Какие отзывы вы получили от команд?
СВ: Только что я говорил с коллегами. В момент проведения гонки, начиная примерно с 15-20-й минуты наш коммерческий отдел начал получать многочисленные заявки на проведение на трассе корпоративных мероприятий. Это прямой и конкретный эффект Гран При: дополнительная популяризация трассы. Мы сейчас говорим об этом спокойно, но вообще-то Сочи Автодром – единственная трасса в России, где прошел этап Ф1, вида спорта, который кто-то считает третьим по популярности на планете, а кто-то и первым.
Факт проведения здесь Гран При – один из факторов успеха, наряду с местоположением и потрясающими коммерческими возможностями. Мы уже в следующую пятницу начинаем коммерческую эксплуатацию трассы: после того, как будет закончен демонтаж временной инфраструктуры Формулы 1, к нам приедет любительская гоночная серия Max Power Cars.
А значит, уже с ближайшей пятницы мы начнём приносить прибыль в бюджет Краснодарского края.
Эти состязания пройдут без зрителей?
СВ: Зрители будут допущены на главную трибуну в ограниченном объеме, абсолютно бесплатно, чтобы увидеть заезды.
Поступают ли заказы на Формулу 1 следующего года?
АС: Это надо спросить у гостиниц, но мы для себя уже запланировали анализ, хватит ли нынешнего числа трибун. Тут важно понять всё до мельчайших деталей, в том числе и ценовую политику.
Самое главное – по ходу уик-энда Гран При у нас было много коммерческих переговоров, предложений. Мы пока считаем.
Как спортсмены оценили уровень проведения и организации этапа?
СВ: На текущий момент, по состоянию на утро воскресенья, отзывы отличные. Уверен, что они были такими и после гонки, просто пока не нашлось времени ознакомиться с комментариями и поговорить с пилотами.
Однако некоторые гонщики, особенно выступившие не слишком успешно, жаловались на некоторые особенности трассы…
СВ: Вы знаете, прозвучало очень правильное слово – «особенности». Это не минусы, а именно особенности. И те гонщики, которые смогли приспособиться к ним и найти стиль пилотирования, подходящий нашей трассе, они и насладились сегодня, в том числе и получив кубки.
Сколько мероприятий будет проведено на трассе Сочи Автодрома за ближайший год?
СВ: Если говорить громкими лозунгами, то наша задача – абсолютная максимизация загрузки автодрома. Мы хотим, чтобы в идеале что-то проходило на трассе каждый день.
Если же говорить о крупных мероприятиях – собирающих более 20 участников или более нескольких тысяч зрителей – то таких хочется проводить не менее 12 в год.
АС: Мы изначально ставили себе задачу создать детскую школу – и, безусловно, будем это делать. Нам важно поднять тот картинг, который есть, на другой уровень, а также создать действительно хорошую школу второго уровня для подготовки спортсменов, когда они из картинга переходят в формульные гонки.
Мы ведём переговоры с целой группой компаний и когда подпишем контракт – тут же сообщим об этом. Сейчас нужно сделать правильный выбор – на каких машинах и на каких условиях наши ребята поедут как можно быстрее. Для нас важно мнение специалистов, мы привлекаем консультантов. Они нам посоветуют – а мы проанализируем, примем решение и начнём работу.
Речь идет о гоночной серии Формула 4, которую планирует запустить команда Koiranen при поддержке программы SMP Racing?
АС: Наверное. Мы не скрываем, что ведём с ними переговоры.
Какие главные эмоции и чувства остались у вас по итогам этапа?
АС: Я считаю, что пока ничего еще не прошло. Нужно, чтобы команды Ф1 уехали так же хорошо, быстро и качественно, как они попали сюда. Чтобы зрители очень комфортно добрались домой. Чтобы те, кто обеспечивал мероприятие, закончили свою работу здесь, и тогда мы, наверное скажем, что дело сделано. Пока позади только 80% пути, и те оценки, которые мы слышим, положительные – но наша команда будет продолжать работу и сегодня ночью, и завтра, и послезавтра.
СВ: Появляется внутреннее ощущение – мозг очень усердно ищет, что делать в среду, четверг и дальше. Нужны новые мега-проекты, отдыхать не хочется, мы переходим к организации воздушных гонок Red Bull, уникального для России события, которое будет более массовым и демократичным, чем Формула 1, в том числе и по цене на билеты.
Сегодня мы увидели пилотажную группу Русь, которая, по отзывам, удивила весь мир, а в мае увидим мастеров аэробатики в воздушной гонке.
На самом деле, успешное проведение Гран При настраивает на новые свершения.
АС: Теперь мы уж точно не вправе делать что-то хуже. Нам этого просто никто не позволит.
Ричард Креган остаётся в команде?
АС: У нас с Ричардом долгосрочный контракт. За два месяца до Гран При мы очень активно поговорили и решили, что продолжим отношения вне зависимости от того, как пройдет мероприятие. Потому что они с коллегами очень качественно, уверенно и точно оттачивали нам те детали, до которых мы сами точно никогда бы не дошли.
Нам нужно профессиональные, умные и, что очень важно, качественно подготовленные люди. Поверьте, эта команда стоит тех денег и тех условий, на которых мы сотрудничаем.
Вы говорили о претензиях к себе. Что именно еще можно улучшить?
АС: Мы не станем говорить о них. Но наша команда о них знает и работает над этим. Поверьте – нам есть, что улучшать.
СВ: Всё только начинается.
Совсем недавно вы говорили о ночной гонке. Как этот вопрос продвинулся за последние дни?
СВ: Эта информация будет объявлена. Лично я искренне верю, что уже в ближайшие годы одна из наших гонок будет ночной.
Возможно ли её проведение в октябре – или все же погода не позволяет?
СВ: Хороший вопрос. Мы изучаем ситуацию.
Для этого потребуется модернизация трассы?
СВ: Да, нужно будет наладить систему освещения, которая позволит высококачественным камерам Ф1 вести съёмку картинки. По сути, необходимо будет создать в Сочи аналог Сингапура.
АС: Мы не скрываем, что хотим ночную гонку – и сейчас думаем над этим и считаем. Надо действовать последовательно. Это общее желание, так как Олимпийский парк ночью выглядит потрясающе. Но это не бесплатное занятие, а мы – коммерческий проект. Предстоит также решить кучу сопутствующих вопросов. Решение здесь не будет простым.
Убедил ли вас прошедший Гран При, что надо строить новые трибуны?
СВ: Детали билетной программы на 2015 год будут объявлены уже скоро. Естественно, наша цель – ежегодное увеличение количества зрительских мест. По заполненным трибунам видно, что это вполне реально.
Гонка 2015 года в предварительном календаре намечена на 11 октября. Дата может поменяться?
СВ: Решение здесь за FOM господина Экклстоуна. Мы готовы провести и 11-го числа, и неделей раньше, и неделей позже.
Будут ли снижены цены на билеты?
СВ: Мы довольны реализацией билетной программы этого года. Есть моменты, которые будем улучшать, но в целом тут действуют законы спроса и предложения. Решение о количестве трибун и цене будет объявлено скоро. Возможно, цены будут отличаться от нынешних. (улыбается)
Недавно был анонсирован зимний российский чемпионат на Сочи Автодроме из трёх этапов. В каком месяце он пройдет?
СВ: Пока говорить об этом мы не можем, детали обсуждаются с организаторами.
Но чемпионат состоится?
СВ: Мы к этому стремимся.
Какие гонки поддержки приедут в будущем году вместе с Ф1?
СВ: С GP2 и GP3 у нас трёхлетний контракт. В этом году им у нас понравилось, гонки получились интересными. Насчет новых серий – посмотрим.
А какие мировые серии вы еще хотели бы привести на автодром?
СВ: В первую очередь, интересно привлечение того, чего не было в России и что позволит принять уникальность сочинского автодрома. Номер один в списке тех серий, которые мы теперь хотим привлечь – гонки на выносливость. Шести-, 12-ти или даже 24-часовые. Это первый приоритет, над которым мы работаем. У нашей трассы достаточно значительная протяженность, а Олимпийский парк ночью, как уже говорилось, очень красив. Всё это позволяет нам с большой радостью работать над этим проектом.
А вообще, давайте договоримся, что примерно через месяц мы очень подробно расскажем о том, как автодром провёл месяц после Формулы 1, и как будет жить в следующем году. Тогда уже будет полноценный календарь.
У вас есть скрытая конкуренция с Moscow Raceway?
СВ: Мы вместе выполняем важнейшую задачу по развитию автоспорта и интереса к нему. У нас общие зрители, общие участники любительских гонок. В России с её страстью к быстрой езде есть отличный потенциал для развития нашего спорта. При этом трасс всё еще недостаточно. Поэтому и Moscow Raceway, и Смоленск, Нижний Новгород, Казань, Владивосток, и новый рязанский проект, который сейчас развивается, и все другие – они очень нужны.
Все вместе мы работаем на одно дело. И в то же время Сочи Автодром навсегда останется первой и на какое-то время единственной трассой, которая принимает Гран При Формулы 1 в нашей стране.
Как вам гонка-то?
СВ: Честно? Я вот сейчас пытаюсь вспомнить, сколько минут из гонки я видел. Было огромное количество встреч, очень приятных организационных и рабочих моментов. И первое, что я сделаю воскресным вечером – это сяду за компьютер и полностью посмотрю Гран При России Формулы 1, к которому мы готовились так много лет.