Гран При США: пресс-конференция в пятницу
Принимают участие представители команд – Эрик Булье (McLaren), Мониша Кальтенборн (Sauber), Жерар Лопес (Lotus), Виджей Малья (Force India), Тото Вольф (Mercedes). Клэр Уильямс (Williams) пропускает пресс-конференцию по специальному разрешению FIA
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Давайте начнём с общего вопроса всем вам по поводу Формулы 1 и США. Большинство команд принимали участие во всевозможных мероприятиях перед Гран При. Как бы вы оценили текущее состояние и потенциал Формулы 1 на этом рынке? Эрик?
Эрик Булье: Уже в первый год в Остине вы видели высокий уровень интереса и толпы болельщиков. Конечно, среди наших партнёров есть компании из Остина, но и в целом, людей здесь очень много. В самом городе также проходят всевозможные развлекательные и культурные мероприятия. Уик-энд Формулы 1 стал главным событием года в городе. Очень приятно видеть растущий интерес, мы знаем, что в США в будущем может проходить ещё один Гран При. Всё выглядит многообещающим – Формуле 1 определённо нужен американский рынок.
Тото, а что вы думаете об этом и о возможности проведения в США ещё одного Гран При?
Тото Вольф: Это чудесное место – складывается впечатление, что Остин уже много лет в календаре. Организаторы справляются блестяще. Мы участвовали в ряде мероприятий до начала уик-энда: Льюис, к примеру, в Нью-Йорке рассказывал о нашей машине. В следующем [2016-м] году в Формуле 1 появится американская команда [Haas], и это здорово – ведь интерес растёт. Долю акций Williams приобрёл предприниматель за Америки – здорово, что Ф1 начинает оказывать такое влияние на рынок США.
Виджей?
Виджей Малья: США – очень большая страна, которая вполне может принимать не один Гран При. Здесь испытывают настоящую страсть к автоспорту – мы видим это на примере NASCAR, гонок в Дайтоне и "500 миль Индианаполиса".
Гонки здесь популярны, и я не вижу причин, по которым Формула 1 не смогла бы влюбить в себя местных болельщиков. В Европе проходит множество Гран При, и в США мы с лёгкостью могли бы проводить два этапа. Посмотрите также на финансовую сторону – рынок США поможет генерировать прибыль, и маленьким командам будет легче найти здесь партнёров.
Мониша, а согласны ли вы, что большее количество Гран При в этом регионе будет способствовать росту Ф1?
Мониша Кальтенборн: Этот вопрос стоит определённо принять во внимание. В первый год в Остине всё прошло превосходно, и хотя мы переживали, что в следующий раз интерес упадаёт, случилось прямо противоположное. Атмосфера здесь невероятная! Посмотрите также на воодушевление, с которым в Мексике ожидают свой этап в следующем году – это ярчайший признак того, что в этом регионе интерес к Формуле 1 начинает расти.
Любопытно, что раньше, когда после приземления мы проходили контроль, и люди спрашивали, откуда мы, то услышав ответ "Формула 1", они недоумевали. Теперь же мы всё чаще слышим "А, это гонка в Остине, не так ли?"
Здорово, что интерес к Большим Призам здесь растёт.
Жерар, ваше слово?
Жерар Лопес: Всё уже было сказано. США – огромный рынок профессиональных видов спорта, и каждый серьёзный вид должен быть представлен в этой стране, так что было бы неплохо проводить здесь больше, чем один Гран При.
Ну что же, поговорим о событиях прошедших недель. Две команды [Caterham и Marussia] перешли под управление временной администрации. Скажите, кто должен быть инициатором мер по сокращению расходов? Полагаете ли вы, что необходимо уже принять эффективные шаги? Тото?
ТВ: Почему вновь я? Пусть начнёт Жерар!
Хорошо, тогда пусть первым будем Виджей!
ВМ: Я неоднократно высказывался по этому поводу – Формуле 1 нужны не только команды-производители, но и частные коллективы, ведь такова была суть нашего спорта на протяжении десятилетий. FIA с одной стороны, и держатель коммерческих прав с другой должны тесно сотрудничать, чтобы обеспечить стабильное и процветающее будущее спорта.
Мы много раз говорили о потолке бюджетов, но всякий раз большие команды выступали против. В целом, это была хорошая инициатива, которая, однако, ни к чему не привела. С другой стороны есть вопросы и к системе распределения доходов, ведь Формула 1, вероятно, единственный вид спорта, в котором команды получают столь небольшую долю общей прибыли. Если сравнивать нас с другими видами – мы находимся в самом конце по данному показателю. Факт в том, что в Остине мы недосчитались двух команд, а это непозволительно.
Жерар?
ЖЛ: Тото назвал меня, поскольку знает, что у меня жёсткая позиция в этом вопросе. Потеря двух команд – это очень плохо, но пришло время признать всю глубину проблем. Проблема первая – схема распределения доходов абсолютно несправедлива. Когда одни команды получают денег намного больше, чем другие просто за то, что они выходят на старт Гран При, это не допустимо. Сейчас пришло время не говорить, а действовать.
Вторая проблема – потолок бюджетов. Мы постоянно находили причины и отговорки, почему это правило не стоит внедрять. Есть соображения, по которым некоторые статьи затрат не стоит жёстко ограничивать, тогда как другие – очень даже стоит.
Зачастую мы говорим одно, а затем идём в противоположном направлении – например, переход на новые двигатели произошел тогда, когда мы обсуждали лимиты бюджетов. Расходы из-за этого выросли у всех команд. Мы, к примеру, потратили порядка $50-60 млн. В нашем понимании это никак не сокращение расходов – а просто деньги на ветер.
Теперь мы обсуждаем вопросы "разморозки" работ над двигателем, что, безусловно, заставит всех вкладывать дополнительные средства в развитие технологий. Всё это оказало негативное влияние на финансовое состояние некоторых команд, и, если мы не начнём действовать, то потеряем больше участникоов. Конечно, здорово, что такие вопросы обсуждаются на пресс-конференции, но хотелось бы увидеть конкретные шаги в самое ближайшее время.
Мониша?
МК: Если мы не начнём действовать сейчас, то что же ещё должно произойти, чтобы всё-таки подтолкнуть нас к реальным шагам? Посмотрите: Формула 1 – глобальный спорт, одна из лучших мировых развлекательных площадок с оборотом в миллиарды долларов, и мы не можем обеспечить стабильность всего 11 командам.
Мы уже сотни раз обсуждали вопрос третьих машин, можно бесконечно говорить о плюсах и минусах этой идеи, но это не то, что мы должны делать в данной ситуации. Пришло время сосредоточиться на снижении затрат.
Как уже заметил Жерар, если вы не хотите это делать, то найдёте сотню отговорок. Опросы показывают, что болельщики не хотят и слышать об этом – им нужно шоу, зрелище, интересная борьба, а мы вновь сидим и говорим о расходах, экономии, командах в управлении временной администрации. Этим мы создаем негативный имидж, и потенциальные партнёры, видя всё это, могут задать себе вопрос, "действительно ли мы хотим участвовать в подобном?"
Нам стоит пересмотреть схему распределения призовых, чтобы не только большие коллективы могли существовать безбедно. Много проблем исходит от топ-команд – часто их идеи в технической сфере сопряжены с ростом затрат для всех.
Тото, вы услышали все ответы. Скажите, пришло ли время действовать, или это были лишь очередные две из 135 команд, которые покинули Формулу 1 за всю историю её существования?
ТВ: Знаете, недавно я читал статью в Financial Times, где речь шла о схожих же проблемах в английской футбольной Премьер-лиге. Как вы собираетесь внедрить ограничение бюджетов, когда в реальной жизни разница столь велика? Бюджет Marussia - $70 млн, а Ferrari или Red Bull Racing - $250 млн. Как вы хотите ограничить это показатель? А если осуществить что-то подобное, то что же делать с двумя третями сотрудников больших команд, которые окажутся не у дел? Это один момент
Второй заключается в том, как вы собираетесь это контролировать? Борьба такая плотная и бескомпромиссная, что концепция потолка бюджетов никогда не была реализована, потому что проконтролировать расходы команд невозможно. Некоторые из них имеют инфраструктуру по всему миру – в Японии, Германии, Италии.
Возьмите, к примеру, Ferrari – я не представляю, как эта команда сможет работать в условиях "потолка" бюджета. Когда ваши подразделения разбросаны по всему миру, когда вы строите дорожные автомобили, машины для различных чемпионатов, начиная с GT и заканчивая Формулой 1, производите двигатели, то как тогда действовать? В этом, по-моему, заключается проблема ограничения расходов.
Конечно, ушли две команды. У меня есть эмоциональный и прагматичный взгляд на эту ситуацию. С эмоциональной точки зрения за этим событие стоит драма – людям необходимо платить по счетам, у них больше нет работы, их дети ходят в школу. Мне очень жаль их. С другой стороны, мы уже неоднократно видели, что команды уходят и приходят. Мы видели очень сильные коллективы, которые переходили под управление временной администрации, великие имена: Brabham, Arrows, Ligier, Prost, Larousse, Leyton House… Это всегда было частью Формулы 1.
Должно ли что-то измениться сейчас? Нет. Когда Формула 1 была открыта для новых команд, нельзя было сравнивать их бюджеты с уже существующими коллективами. Мы представляем мультинациональную компанию, мы демонстрируем наши технологии.
В случае с Marussia или Caterham какой-то предприниматель решил попробовать свои силы в Формуле 1 и, вероятно, недооценил реальность. С другой стороны есть Виджей, который ведёт успешный бизнес, который добился стабильноси и стойкость продолжать бороться.
Я уважаю Тони Фернандеса и Андрея Чеглакова за то, чего они добились в бизнесе, но, Формула 1, вероятно, это нечто другое. Пришло время сесть и подумать, что мы можем сделать, поскольку оставшиеся девять команд – это душа и суть Ф1. Такие коллективы как Sauber, Force India и Lotus должны остаться в игре. Формула 1, как и любой другой вид спорта – это пирамида. Если вы хотите побеждать, у вас должно быть больше ресурсов. Условия для входа в Большие Призы очень жёсткие. Собираясь заниматься этим бизнесом, имейте в виду – это самая вершина. На самом деле, это очень сложная тема и я могу говорить ещё часа два.
Эрик, вы представляете одну из топ–команд, которая, в принципе, поддерживает идею ограничения бюджетов. Чувствуете ли вы, что несёте ответственность за то, чтобы сохранить глубину и стабильность пелотона или же вас устраивает текущая ситуация?
ЭБ: Нам очень жаль наших коллег. Да, вы правы – нам необходимо принять меры, чтобы обеспечить стабильность существующих команд, гарантировать их будущее. Что касается "потолка" бюджетов, то моя точка зрения немного изменилась по тем же причинам, которые назвал Тото. Marussia и Caterham появились в Формуле 1 благодаря предпринимателям, которым было обещано, что $40 млн. в год будет достаточно – именно такой, кажется, была идея бизнес-модели.
Но если принять во внимание ситуацию в McLaren, которая выступает в Формуле 1 уже на протяжении 50 лет и инвестировала многие миллионы в своё имя, в свою инфраструктуру, дабы добиться того, чем в данный момент является, то идея с таким лимитом выглядит просто недопустимой.
Конечно, досадно, что мы потеряли две команды, мне жаль бывших сотрудников и их семьи. Однако если вы станете урезать две трети команд с другого конца пелотона, то ситуация будет гораздо хуже. Стоит задать себе вопрос, в чём кроется проблема – в системе распределения призовых или в том, что спорт развивается слишком стремительно? Необходимо ответить на множество вопросов. В данный момент нам необходимо перегруппироваться и добиться стабильности для всех команд.
ВОПРОСЫ С МЕСТ
Только что мы увидели яркий пример текущей ситуации в Формуле 1 – три команды выступают за ограничение бюджетов и контроль расходов, а представители двух других против этого. Как вы собираетесь найти общий язык, ведь за последние две минуты мы услышали кардинально разные взгляды?
ЭБ: Вопрос очень хороший, но неуместный. Каждый хочет победить остальных. Мы все бойцы. Нам важно обойти других, кто бы он ни был, и в этом вся суть. Даже эти трое, которые сетуют за экономию, хотят победить всех. Конечно, мы можем сесть вместе и принять радикальные решение, но этот вопрос должен контролироваться руководящим органом. Спрашиваете ли вы футболистов о проблемах Фэйр-Плэй в английской Премьер-лиге? Нет. Вы должны поинтересоваться об этом у клубов или у тех, кто руководит чемпионатом.
Виджей, вы улыбаетесь…
ВМ: Если вы работаете в команде, у вас одна точка зрения, если вы владеете командой – точка зрения совершенно иная. Я позволю себе не согласиться с тем, что сказал Тото по поводу увольнений из больших команд в случае вступления в силу правила ограничения бюджетов. Ведь именно это происходит сейчас с маленькими командами.
Я не думаю, что мы обсуждаем здесь космические технологии, это всё проще, чем кажется. Я понимаю, что некоторые команды тратят $60 млн., а другие $250 млн. Нам необходимо найти компромисс, поскольку разница велика и уравнивать её не имеет смысла. Проблема в том, что схема распределения доходов сильно сдвинута в сторону топ-команд, которые и без того могут себе позволить больше тратить.
Именно поэтому исчезли два небольших частных коллектива. Стабильность важна в Формуле 1. Ведь даже такие гиганты как Toyota и Honda, не видя отдачи, ушли из спорта. Нам необходим грамотный баланс. Если все акционеры сядут вместе, мы найдём решение, которые не должно быть радикальным, чтобы не навредить амбициям, надеждам и желанию больших команд, но при этом все участники должны остаться в чемпионате, а интерес болельщиков должен продолжать расти.
Жерар?
ЖЛ: Я бы хотел сосредоточиться на цифрах, поскольку они дают более ясную картину. Многие говорят о гонках, но забывают о важном правиле – законе снижения плодородия почвы. Возьмите машину GP2 и проверьте её результат на круге. Время окажется на несколько секунд хуже [Ф1], может на 5-6. Стоимость содержания команды GP2 - €4 млн. Имеет ли смысл тратить €300 млн., чтобы ехать на шесть секунд быстрее? Конечно нет. Меня никто не переубедит. Мы не на €300 млн. лучше, если брать во внимание топ-команды Ф1 и коллектив GP2.
Если нам необходимо столько денег для такого уровня выступлений, то мы являемся самыми худшими менеджерами в мире, пусть и заявляем, что это не так. Я не хочу говорить, что Mercedes стоит резко урезать финансирование своей команды, которое занимает не такую уж и значительную долю в общем бюджете компании, но играет важнейшую роль в имидже.
Никто не хочет, чтобы Mercedes вдруг стала тратить на 20% больше, чем самая маленькая команда Формулы 1, но €300 млн. на то, чтобы машина поехала на шесть секунд быстрее, чем техника GP2 – это уж очень неэффективное использование капитала.
Я не говорю, чтобы мы должны резко урезать бюджеты до определённого чёткого уровня. Стоит просто достичь такой ситуации, когда все команды будут пасходовать столько, сколько они могут себе позволить, пока техническое развитие машины находится в рамках, которые имеют смысл. Рамки эти можно измерять не только долларами, фунтами и евро, а часами работы в аэродинамической трубе, числом обновлений и так далее. В этом-то вся разница. Я не хочу спорить с Эриком, который перешёл на "Тёмную сторону силы", но в данный момент существует перекос в том, как эффективно мы используем капитал.
Мониша, вам есть, что добавить? От кого в данном вопросе должна исходить инициатива?
МК: Ещё несколько слов по предыдущей теме. Мы практически ничего конкретного не говорили о расходах. У нас есть производители, у нас есть маленькие частные команды, поэтому эта мера столь неоднозначна. Когда приходят большие команды, затраты резко идут вверх – мы сами прошли через это, когда несколько лет назад стали BMW.
Поэтому я согласна с Жераром – мы должны снизить уровень бюджетов до определённого уровня. Мы можем бесконечно спорить, удастся ли контролировать затраты или нет, и я могу дать вам пять веских причин в пользу этого аргумента, но это ни к чему нас не приедёт. Суть в том, что в спорте сложилась ситуация, неприемлемая для всех участников, а не только для некоторых.
Вы поинтересовались, как же мы можем найти общее решение? Я не вижу предпосылок для этого. Несколько лет назад ситуация была кардинально другой – я помню, как одна из команд переживала тяжёлые времена, и производители собрались, чтобы подержать её и даже готовы были помочь ей финансово. Я не жду такой поддержки сейчас, просто сама реальность была иной – пять или шесть команд могли позволить себе тратить в два раза больше денег, чем они расходосали на самом деле.
Сейчас же всё изменилось – когда маленькая команда вносит какое-то предложение, моментально следует ответ, что мы постоянно жалуемся, так как не получаем достаточно денег. Такой подход неверен. Мы имеем полное право быть частью спорта. Я не ожидаю, что мы получим столько денег, чтобы выиграть чемпионат – для этого нужно иметь бюджет, как у Mercedes. Нам хотя бы нужна стабильность, чтобы не ломать постоянно голову, выйдем ли мы на старт в следующем сезоне. Мы выступаем в Формуле 1 уже 22 года и видим, что спорт движется в неправильном направлении.
Что касается инициативы, то не стоит тыкать в друг друга пальцами. Мы действительно должны действовать сообща. Команды обратились в FIA – наш руководящий орган, который занимается делами и имиджем спорта – с описанием ситуации. Там нам пообещали, что примут меры по сокращению расходов. Я не знаю, что ещё должно произойти, чтобы начать действовать.
Последнее слово за вами, Тото. Согласны ли вы с точкой зрение Жерара по поводу ограничения количества обновлений и других мер, которые можно контролировать?
ТВ: Многие из приведённых аргументов имеют смысл. В нашем случае расходы можно сократить очень значительно. Жерар употребил выражение "экономическая реальность". Владеть командой – это словно управлять компанией – нельзя потратить больше, чем имеешь. Если же вы хотите развиваться и знаете, что это принесёт плоды, то должны влезть в долги.
Я не понимаю, как можно позволить себе потратить 100 млн., если ваш доход 60-70? Когда я работал в Williams, такова была наша философия – трать столько, сколько имеешь. В случае более агрессивной стратегии ты должен понимать, что тебя ждёт. Я уважаю своих коллег, сидящих здесь, но такова экономическая реальность.
Вопрос к сидящим на заднем ряду [представителям Force India, Sauber и Дщегы]: мы услышали ваши точки зрения по поводу схемы распределения доходов, но почему же вы тогда поставили подписи под соглашениями с FOM и позволили, чтобы такая ситуация стала реальностью?
ЖЛ: Многое изменилось за короткий промежуток времени. Я жаловался по поводу схемы призовых – конечно, нам хотелось бы получать больше денег, но с другой стороны за последние два года интерес к Формуле 1 со стороны больших спонсоров был практически нулевым.
Вы упомянули о 135 командах, покинувших Большие Призы. Знаете, в текущей ситуации нужно обладать определённой отвагой и безумством, чтобы начать бизнес в Формуле 1 и претендовать на конкурентные результаты. Именно поэтому, когда дверь для новых команд была открыта, мы не видели очереди.
Другой момент заключается в отдаче – если она минимальная или нулевая, но как вы себя будете чувствовать в такой ситуации? Есть не только белая и чёрная сторона – есть оттенки серого. Так что причин несколько – одна из них в том, что экономика развивается не так, как мы ожидали, и в итоге получить прибыль очень сложно.
Знаете, если бы я отправился к Берни и сказал, что с меня достаточно, и я продаю Lotus, он, конечно, огорчился бы, но не более. А вот если об уходе объявила бы одна из топ-команд, эффект оказался бы иным.
МК: Я согласна с Жераром. Ты хочешь, чтобы твоя команда оставалась в чемпионате, чтобы ситуация была стабильной, но при этом приходится иметь дело со столькими разнообразными вопросами, что иногда порою просто идёшь на компромисс. Конечно, все ожидали иного. Если взглянуть на пункты Договора Согласия, там речь шла о том, что команды должны согласиться с условиями сокращения расходов. Такой нормы больше нет. Всё изменилось, но в итоге ответственность за команду и своих сотрудников несём именно мы.
ВМ: Я соглашусь в Монишей и Жераром. Правила игры за последние два года сильно изменились, но, как и в любой бизнесе, необходимо пересматривать условия, чтобы система оставалась гибкой и эффективной. Только лишь из того, что мы подписали документ при определённых обстоятельствах, которые изменились, не следует, что мы должны застрять в этих зыбучих песках. Нам необходимо двигаться вперёд, исправить ситуацию, изменить её к лучшему.