Ночь в пустыне. Как гонщики прошли испытание холодом и тишиной
100% Перу, 100% песка – такой девиз предложили организаторы гонщикам 41-го ралли-марафона Дакар, прошедшего в январе 2019 года. Существует легенда, что идея создать такую гонку появилась у французского мотогонщика Тьерри Сабина после своего счастливого спасения в Ливийской пустыне, где после трехдневного одиночества он был обнаружен местными туарегами.
Прошло уже одиннадцать лет, как организаторы заменили африканские трассы на не менее сокрушительные маршруты Южной Америки, а технологии спасения и поиска спортсменов шагнули далеко вперед, но шанс остаться ночевать в пустыне существует и сейчас. Корреспондент AUTOSPORT.com.ru, побывавший на Дакаре-2019, расспросил у российских участников, как они провели свои ночи в песках.
Сергей Карякин, выигравший знаменитый ралли-рейд на квадроцикле в 2017-м, считает, что нужно обязательно уметь ориентироваться по звездам, так как они единственный ориентир в пустыне, и этому его учил друг и штурман Антон Власюк. Но важно не только знать минимальные созвездия, такие как Большая и Малая Медведицы, Южный Крест, Кассиопея, но и заранее посмотреть карту звездного неба над той страной, куда ты отправляешься.
Сергей Карякин:
«Самое опасное в пустыне это то, что в течение часа становится настолько темно, что не видно, куда идти, а температура может упасть до нуля градусов с плюс 40. Затем выпадает роса, и ты становишься мокрым. Я думаю, все это даже опасно для жизни. А еще я видел, как некоторые мотоциклисты ложились спать за дюной, они ставили перед собой мотоцикл в надежде, что он их защитит, но, как вы понимаете, в случае с грузовиком это вряд ли сработает. Наоборот, надо выбирать самую высокую дюну и ложиться спать на её вершине».
Олег Уперенко:
«Это был мой первый Дакар в Южной Америке в 2009 году. Мы прошли пешком метров десять по сухой реке, но так и не смогли ее пересечь. Я поставил себе палатку на крыше грузовика и смотрел на звезды. Была такая огромная дюна, что на ней висели машины, штук 30, не меньше. Стало темнеть, они завелись, засветились фары, а когда пришла ночь, фары начали гаснуть и наступила полная темнота! Я подумал, все уехали, и я остался один. Я лег спать с мыслями, что мой первый Дакар на грузовике заканчивается вот так нелепо… Утром просыпаюсь, а все мои «соседи» здесь, они просто легли спать и погасили свет. Конечно, огромный плюс в том, что мы были на грузовике, в котором есть и еда, и вода, как в доме на колёса. Поэтому все прошло романтично. Звезды, сиреневое небо, желтый контур песчаных гор… И звуки. Пустыня по ночам поет».
Безусловно, ночевка не одиночестве, а с экипажем, несколько притупляет чувство страха, но это не значит, что в пустыне безопасно. Например, в любой момент может начаться песчаная буря, от которой никуда не скрыться.
Андрей Каргинов:
«Один раз после поломки мы отправились догонять гонку, и в пути нас застигла песчаная буря. Говорят, она была не очень сильная. Но нам хватило сполна. Мы остались в пустыне. Ночевали под машиной, а на утро вместо нас были холмики с песком. Мы натягивали на лицо подшлемники, но песок все равно попадал в глаза и скрипел на зубах. В такие моменты было очень тяжело. Но мы понимали, что с нами неподалеку находились еще двое ребят. Нам придавало сил, что мы не одни, что организаторы о нас помнят и отслеживают наш каждый шаг. Попав в такую экстремальную ситуацию, начинаешь оценивать многое происходящее по-другому. Есть время подумать, что в жизни главное».
В этом году на Дакаре тоже не обошлось без таких приключений. Вскоре после старта седьмого этапа у белорусского экипажа «МАЗ-СПОРТавто» начались проблемы с коробкой передач, решить которые до заката не удалось.
Алексей Вишневский:
«На устранение поломки ушло около 10 часов, дальнейший путь мы продолжили уже затемно, но на 160 километре этого спецучастка организаторы не разрешили нам дальнейшее движение. Сказали возобновить путь, когда рассветет, так как в песках двигаться ночью опасно. Ночевали в палатках, которые были в кабине с марафонского дня. Ели организаторские сухпайки и тушенку наших заводских партнеров. Воды было достаточно. Нам очень повезло, что ночь прошла тихо. Было чистое небо, ветра вообще не было. Я первый раз ощущал такую тишину… Для нашего экипажа это была первая ночь в пустыне и, надеюсь, последняя…»
В автоспорте чаще всего оценивается скорость пилота, но перед тем как принять решение выступить в таком ралли-рейде, как Дакар, экипажу обязательно нужно проверить не только надежность техники, но и свои спартанские качества.