Как устроено ралли: ликбез для новичков
В Псковской области состоялся третий этап чемпионата России по ралли – началась летняя часть сезона-2022. Интерес к автомобильному спорту вообще и к ралли в частности непрерывно растёт. Появляются всё новые и новые болельщики, однако в отличие, скажем, от Формулы 1 или дрифта сходу постичь все тонкости и нюансы раллийных баталий не так и просто. И едут-то в экипаже сразу двое, и трассу изучают перед стартом, и постоянно следят за временем… Что за чертовщина такая? Давайте разбираться. Раллийные неофиты – этот рассказ для вас!
Если подходить к вынесенному в заголовок вопросу с точки зрения энциклопедических словарей, то ралли это комплексные соревнования по автомобильному спорту на точность соблюдения заданного графика движения по определенному дорожному маршруту, проходящему на реальных дорогах, частично перекрываемых только на время проведения ралли. Вам стало интересно? Захватывающе? Нет? Тогда оставим энциклопедические термины энциклопедистам и попробуем всё-таки рассказать о ралли простым языком.
Начнём с основы – ралли это один из видов автомобильного спорта в котором участники соревнуются на специально подготовленных машинах – как полноприводных, так и моноприводных. Участниками ралли являются сразу двое – пилот и штурман, которые вместе составляют экипаж. Для чего нужен пилот – объяснять не надо. А вот для чего нужен штурман?
Ралли – это гонки на слух
В художественных фильмах про автоспорт пилот и штурман по ходу гонки свободно общаются на различные темы, но всё куда сложнее – обязанности штурмана совершенно иные и главной из них является чтение стенограммы.
Новый термин для вас, начинающие любители ралли! Стенограмма это описание спецучастков от старта до финиша каждого из них. В специальные штурманские тетради заносится условное описание каждого поворота, его направление, сложность, градация. Кроме того, в стенограмме указаны различные ориентиры и особенности трассы. И обязательно указано расстояние между ними.
Написание стенограммы производится во время ознакомления со спецучастками – его ещё называют пропиской трассы. Проходит этот важнейший процесс за несколько дней до непосредственного старта ралли. Экипажи в обязательном порядке проводят ознакомление в два прохода – на первом проезде спецучастков они записывают стенограмму, а на втором проверяют её и при необходимости вносят изменения.
Важнейшим моментом для гонщиков во время ознакомления является соблюдение требований правил дорожного движения. Ведь во время прописки трассу гонки не перекрывают и участники являются самыми обычными водителями, которых окружают другие автолюбители. Причём во время ознакомления будущие участники ралли как правило используют самые обычные гражданские автомобили.
В течении процесса прописки трассы пилот диктует всё то, что он увидел и что необходимо записать в стенограмму, а штурман фиксирует это в своей тетради. При этом пилот пользуется специальными счётчиками расстояний.
Итогом составления стенограммы является описание всех спецучастков, с помощью которого экипаж может мчаться по трассе практически при нулевой видимости. Любопытно, что на слух пилот может вести раллийный автомобиль куда быстрее, чем если бы он пытался ехать без штурмана только лишь ориентируясь на свои глаза – ведь в таком случае, например, гонщик попросту не будет знать что его ждёт в очередном слепом повороте и ему придется сбросить скорость.
Спецучастки, они же допы
Ну что же, теперь вы знаете что же такое ралли, зачем нужен штурман в экипаже, а также как и зачем осуществляется ознакомление с трассой гонки. Но что представляет из себя непосредственно трасса? Это ещё один чрезвычайно интересный вопрос, ведь у раллийных соревнований вообще нет стационарных трасс или автодромов!
Дистанция каждого ралли складывается из двух видов трасс – специальных участков, которые обычно называют спецучасток, СУ или доп – но об этом позднее, и дорожных секций. И в том, и в другом случае речь идёт об обычных дорогах общего пользования, но едут по ним участники совершенно по-разному.
Специальный участок закрыт для движения обычных транспортных средств – перекрыты абсолютно все подъезды к этому отрезку дороги. У спецучастка есть старт и финиш, на которых находятся судейские пункты, которые ведут хронометраж прохождения данной дистанции. Помимо этого на каждом спецучастке присутствуют бригады спасателей и медицинские работники – на случай возникновения каких-либо нештатных ситуаций. Именно спецучасток является той самой дистанцией, где экипажи едут в полную силу на максимальной скорости – по гравию и асфальту, по снегу и льду, в любое время года и в любое время суток.
Гонки гонками – а ПДД надо чтить
Ралли может проходить в один или несколько дней. В каждый из дней экипажи проезжают от одного до нескольких спецучастков, в промежутках между которыми гонщиков ждут дорожные секции – от финиша предыдущего спецучастка до старта следующего, а также путь от старта или до финиша и кроме того дороги от спецучастка до сервисного парка.
Дорожные секции – это точно такие же дороги общего пользования, что используются во время гонки в качестве спецучастков. Однако по дорожным секциям участники перемещаются с соблюдением всех правил и норм дорожного движения – в том числе с чётким соблюдением существующего скоростного режима. За превышение скорости или другие нарушения организаторы ралли могут наказать участника.
Кстати, превышение скорости на дорожной секции может быть вызвано желанием гонщиков успеть к старту в нужное время – это называется стартовать в свою минуту. Ралли – соревнования по автомобильному спорту на точность соблюдения заданного графика, поэтому каждый экипаж обязан стараться соблюдать все нормы времени не опаздывая, но и не приезжая куда-либо раньше времени! И в том, и в другом случае участников ждёт штраф.
Помимо спецучастков и дорожных секций в каждый из дней гонки участники обязательно будут заезжать в сервисный парк, он же парк сервиса. Это такое место, где находятся механики команд, обслуживающие гоночную технику, а также автомобили технической помощи, набитые запасными частями. Гонщики приезжают в парк сервиса, где механики за определённое время должны исправить как можно большее количество проблем, возникших с машиной по ходу проезда спецучастков.
Завершая рассказ необходимо рассказать об экипажах, которые стартуют по трассе первыми. И нет, это не лидеры гонки!
«Нуль» в хорошем смысле слова
Перед тем, как выпустить на спецучастки гоночные автомобили участников ралли организаторы отправляют на дистанцию судейские автомобили – экипажи безопасности, которые сокращённо принять называть «нулями».
Почему «нулями»? У них на борту написаны стартовые номера – от «00000» до «0». Первым стартует экипаж с наибольшим количеством нулей, а экипаж с номером ноль стартует последним из этой группы и только вслед за ним в гонке поедет экипаж под номером один. Но с какой целью по спецучасткам едут «нули»? Они выполняют важнейшую роль – своим появлением они предупреждают зрителей и судей о том, что через считанные минуты поедут автомобили участников гонки. Экипажи «нулей» также обязаны убедиться в том, что трасса свободна для проезда гонщиков, а также в том, что всё готово к началу соревнований. Ну что же – три, два, один, старт…!