В преддверии сезона-2017 года WEC
В эти выходные стартует новый сезон WEC, уже шестой после возрождения в 2012 году. По традиции чемпионат мира открывает шестичасовая гонка на Сильверстоуне.
В преддверии нового сезона чемпионат затронули некоторые перемены, из класса LMP1 ушла легендарная команда Audi, а частный Rebellion перебрался во вторую категорию прототипов.
Но все с нетерпением ждут дуэли Porsche и Toyota, в классе LMP2 вновь много экипажей, а в GTE Pro сразу четыре марки представлены заводскими командами.
LMP1
Как уже было сказано, главная категория прототипов поредела. Вместо пяти команд и девяти экипажей осталось только три коллектива и пять машин, и из них только четыре заводских прототипа. В Ле-Мане будет пять благодаря третьей заявке Toyota.
Да, уход Audi – это, безусловно, негативный момент для чемпионата мира, тем более, что они были по-настоящему легендарной командой. Но нас ждёт интересная дуэль Porsche против Toyota. Обе команды серьёзно обновили прототипы. И, судя по отзывам в самих командах и по результатам «Пролога», нас ждёт интересная борьба.
Некоторые правила в классе претерпели изменения. FIA и ACO продолжают бороться с растущими скоростями, и поэтому правила по аэродинамике были немного изменены. В частности, высоту переднего сплиттера подняли на 15 мм, а задний диффузор стал уже.
Всё это призвано замедлить машины в поворотах в целях безопасности. А в Ле-Мане по прогнозам время на круге должно стать медленнее на 3-4 секунды.
Кроме того, теперь разрешено использовать только два аэродинамических обвеса в течение сезона, а не три, как в прошлом году.
В распоряжении гонщиков в шестичасовых гонках в этом году будет меньше шин. Каждому экипажу будет доступно лишь четыре комплекта сликов на квалификацию и гонку вместо шести, как было в прошлом году.
Porsche
№1 Нил Джани, Андре Лоттерер, Ник Танди
№2 Тимо Бернхард, Эрл Бамбер, Брендон Хартли
Действующие чемпионы и победители Ле-Мана намерены отстоять свои титулы и статус победителей самого престижного марафона. Но из действующих победителей Ле-Мана и чемпионата мира остался только Нил Джани. Роман Дюма и Марк Либ ушли из команды после окончания сезона.
К коллективу присоединяется бывший неформальный лидер команды Audi – трёхкратный победитель Ле-Мана и чемпион мира 2012 года Андре Лоттерер. Компанию в первом экипаже ему и Нилу Джани составит один из победителей 24 часов Ле-Мана 2015 года – Ник Танди.
Другой победитель Ле-Мана 2015 – Эрл Бамбер – станет новым напарником Бернхарда и Хартли, и заменит завершившего карьеру Марка Уэббера.
Машина Porsche 919 HYBRID является эволюцией прошлогоднего прототипа. Монокок тот же, философия силовой установки не изменилась, но около 60-70 процентов машины были доработаны.
Переднюю часть прототипа постарались сделать менее аэродинамически чувствительной. В том числе чтобы не было прошлогодних проблем с потерей прижимной силы, когда в носовой обтекатель набивалось много червячков от резины.
Были доработаны и усовершенствованы многие компоненты шасси и силовой установки. Обновлено программное обеспечение, в частности работа трекшн-контроля и система управления гибридом, всё это поможет оптимизировать расход резины.
Концепция не изменилась, на прототипе по-прежнему установлен турбо-бензиновый мотор 2.0 V4 и две системы рекуперации энергии – кинетической и тепловой.
Общая мощность силовой установки прототипа – около 1000 л.с.
Toyota
№7 – Майк Конвей, Камуи Кобаяши, Хосе-Мария Лопес.
№8 – Себастьян Буэми, Энтони Дэвидсон, Кадзуки Накаджима
№9 – Стефан Сарразан, Юдзи Кунимотор, Николя Ляпьер (только 6 часов Спа и 24 часа Ле-Мана).
Toyota в новом сезона ставит одну главную цель – выиграть марафон "24 часа Ле-Мана", победа в котором год назад буквально ускользнула из рук японской команды в последние минуты гонки. Это был очень горький момент для команды.
В составах основных экипажей изменений не так много. Место Сарразана займёт Печито Лопес, в этом году также выступающий в Формуле Е. Для трёхкратного чемпиона мира по турингу это будет совершенно новый опыт.
Большим изменением, безусловно, будет появление третьего экипажа японской команды в Спа и Ле-Мане. Здесь мы увидим Сарразана, действующего чемпиона японской «Суперформулы» Юдзи Кунимото и Николя Ляьпера, действующего чемпиона WEС и победителя Ле-Мана в классе LMP2.
Ляпьер возвращается в команду после того, как от его услуг отказались по ходу 2014 года.
Если говорить о новой версии Toyota TS050, то после прошлогодней революции на этот раз команда совершила лишь эволюцию, пересмотрев аэродинамику и оптимизировав гибридную составляющую и геометрию подвески, чтобы уменьшить расход шин.
На прототипе установлен бензиновый мотор битурбо, 2.4 V6, на эту конфигурацию команда перешла год назад, а также установлены две системы рекуперации кинетической энергии: на передней и на задней оси. Мощность прототипа также около 1000 л.с. В этом плане ничего не поменялось, но, как мы уже писали выше, систему усовершенствовали.
Японцы настроены решительно, на прототипе пройдено более 30 000 км тестов, в том числе и несколько 30-часовых тестов на выносливость. Они покинули пролог, заняв первую строчку.
ByKolles
№4 – Оливер Уэбб, Доминик Крайхамер, Джеймс Росситер
Пролог для команды был провальным: технические проблемы, участие только в третьей сессии тестов в субботу и пропущенное воскресенье. Обновлённый прототип ENSO CLM P1/0 с мотором Nissan NISMO не выглядит таким уж новым, а проблем с ним очень много.
Роберт Кубица, который должен был дебютировать в WEC в составе этого экипажа, уже отказался от выступлений. Только вчера в качестве напарников Уэбба были подтверждены Доминик Крайхамер и Джеймс Росситер.
Сезон у единственной в этом году частной команды в LMP1 обещает быть непростым. Соперников нет, техника пока что должным образом не работает.
LMP2
Категория LMP2 в этом году изменилась. И невольно стала моноклассом. В этом есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, техника не будет решающим фактором, выиграет лучшая команды с лучшими пилотами. Хотя от технических проблем, безусловно, никто не застрахован.
С другой, мы потеряли уже так полюбившееся нам противостояние Oreca и Ligier, а также не увидим красавец-прототип BR01.
Это частично связано с регламентом, а отчасти – с выбором самих команд.
Во-первых, теперь, согласно правилам, у всех одинаковый мотор – Gibson GK428 4.2 L V8 мощностью 600 л.с. Машины станут мощнее на 150 лошадиных сил.
А вот по части шасси был выбор из Oreca 07, Ligier JS P217 и Dallara P217. Все эти машины представлены в ELMS, и все мы увидим в Ле-Мане, но на большинстве этапов WEC LMP2 будет представлено только шасси Oreca 07.
Бренд Oreca очень хорошо зарекомендовал себя за последние годы, к тому же, командам, уже выступавшим на их технике, достаточно было провести «апгрейд» шасси, что существенно дешевле.
А вот представители Ligier и Dallara оказались плохими маркетологами. Им нужны успехи в Ле-Мане, чтобы улучшить продажи.
В большинстве гонок мы увидим десять прототипов в рамках шести команд.
Чемпионат временно покинула команда SMP Racing, но они вернутся в 2018 году c новым детищем компаний BR Engineering и Dallara - BR1. И это будет уже в рамках класса LMP1.
Rebellion
№13 Матэ Беш, Дэвид Хайнемайер-Ханссен, Нельсон Пике-мл.
№31 Жульен Каналь, Николя Прост, Бруно Сенна
Хорошо знакомая всем команда Rebellion устала сражаться сама с собой в LMP1-L и ушла во вторую категорию прототипов в WEC и IMSA. У них сильный состав пилотов. Освоение новой, чуть более простой техники должно пройти без проблем, и все ждут хороших результатов от известной команды.
CEFC Manor TRS Racing
№24 Тор Грейвс, Жонатон Ирши, Жан-Эрик Вернь
№25 Виталий Петров, Роберто Гонзалес, Симон Трюммер
Команда Manor в прошлом году успешно дебютировала в WEC и в этом году намерена развить свои успехи. Год назад выступления команды были нестабильными, были как взлёты, так и падения, но теперь, набравшись опыта, команда имеет все шансы, чтобы быть среди фаворитов.
К этому коллективу будет приковано большое внимание российских болельщиков, особенно к экипажу №25, в составе которого будет выступать пилот программы SMP Racing Виталий Петров. В сестринском экипаже будет другой бывший гонщик Формулы 1 – Жан-Эрик Вернь.
G-Drive Racing
№26 – Роман Русинов, Пьер Тьерье, Алекс Линн
Чемпионы 2015 года, российская команда G-Drive Racing, в этом году вновь будет выступать в чемпионате мира. Главная цель – покорить Ле-Ман. Коллектив снова сменил технического партнёра, которым в этом году будет команда TDS.
В одном экипаже с Романом Русиновым выступят Пьер Тьерье, двухкратный обладатель подиума в Ле-Мане, и Алекс Линн, в прошлом сотрудничавший с командой Williams в Формуле 1.
TDS Racing
№28 – Франсуа Перродо, Матьё Ваксивьер, Эммануэль Колляр
Фактически сестринский экипаж G-Drive Racing. Эммануэль Колляр возвращается в класс LMP2 после завоевания титула в GTAm. Его партнером по-прежнему будет Перродо, вместе с которым они стали чемпионами в GTAm, когда их третьим напарником по экипажу был Руи Агуаш.
Компанию им составит молодой талант Матьё Ваксивьер, хорошо знакомый всем, кто в последние годы следил за молодёжными чемпионатами.
Signatech Alpine
№35 Нельсон Пансьятиси, Пьер Рагг, Андрэ Неграо
№36 Николя Ляпьер, Густаво Менезес, Мэттью Рао
Действующие чемпионы и победители Ле-Мана в LMP2 хотят повторить успехи в этом году. Они будут выступать на брендированном шасси Oreca 07 – Apline A470.
У Ляпьера и Менезеса новый напарник. Стефана Рикельми, вернувшегося в гонки GT3, заменит Мэттью Рано, год назад выступавший за Manor.
Сам Ляпьер проведёт две гонки в высшем классе LMP1 в составе Toyota, в Спа и Ле-Мане его место займёт Роман Дюма, один из действующих чемпионов мира и победителей Ле-Мана в главном классе.
В Сильверстоуне команда будет представлена только экипажем №36, вторая машина появится в Спа. Нельсон Пансьятиси, пропустивший концовку прошлого сезона, возвращается в экипаж №35.
Jackie Chan DC Racing
№37 Дэвид Ченг, Алекс Брандл, Тристан Комменди
№38 Хо-Пин Тун, Оливер Джарвис, Томас Лоран
Звезда кинематографа Джеки Чан выходит на новый уровень. Год назад частично владевший экипажем №35 в коллективе Alpine, теперь он выставляет свою команду из двух машин в партнёрстве с Jota.
Команда Jota давно зарекомендовала себя в качестве одного из лучших коллективов во втором классе прототипов гонок на выносливость, и в распоряжении Джеки Чана очень неплохой состав пилотов, который включает в себя бывшего пилота Audi в LMP1 Оливера Джарвиса.
GT Pro
В классе GT Pro в этом году будет четыре заводских команды. К Ferrari, Ford и Aston Martin вновь присоединяется заводской коллектив Porsche. Новая модель Porsche 911 RSR стала среднемоторной, что очень нетипично для немецкой марки. Это позволило оптимизировать развесовку машины и сделать более эффективной работу диффузора.
В этой категории ожидается плотная борьба. Многое решит BoP (баланс сил). В этом году его будет считать специальная «умная» система. Но насколько умной она будет на самом деле? Вопросы в этой части совершенно точно будут появляться на протяжении всего сезона.
AF Corse
Ferrari 488 GTE
№51 Джеймс Каладо, Аллесандро Пьер Гуиди
№71 Давидэ Ригон, Сэм Бёрд
Ford Chip Ganassi Team UK
Ford GT
№66 Штефан Мюке, Оливье Пла, Билли Джонсон
№67 Энди Приоль, Гарри Тинкнелл, Пипо Дерани
Porsche GT Team
Porsche 911 RSR
№91 Рихард Литц, Фредерик Маковеки
№92 Микель Кристенсен, Кевин Эстре
Aston Martin Racing
Aston Martin Vantage
№95 Ники Тиим, Марко Соренсен, Ричи Стэневей
№97 Даррен Тёрнер, Джонни Адам, Даниэль Серра
GT Am
Класс GT Am немного поредел. Второй год подряд категорию покидают действующие чемпионы. В Сильверстоуне в этом классе выступит пять машин. Среди главных игроков по-прежнему Aston Martin №98 и команда Proton. Сюрприз может преподнести и Ferrari №54 команды Spirit Of Race (AF Corse – прим.)
Spirit of Race
Ferrari 488 GTE
№54 Томас Флор, Франческо Кастелаччи, Мигель Молина.
Clearwater Racing
Ferrari 488 GTE
№61 Вэнг Сун Мок, Кейта Сава, Мэтт Гриффин
Dempsey-Proton Racing
Porsche 911 RSR
№77 Христиан Рид, Маттэо Кайроли, Марвин Динст
Gulf Racing
Porsche 911 RSR
86 – Майкл Уэйнврайт, Бен Баркер, Ник Фостер
Aston Martin Racing
Aston Martin Vantage
98 – Пол Далла-Лана, Педро Лами, Матиас Лауда
Расписание
16 апреля - 6 часов Сильверстоуна
06 мая - 6 часов Спа
17-18 июня - 24 часа Ле-Мана
16 июля - 6 часов Нюрбургринга
03 сентября - 6 часов Мехико
16 сентября - 6 часов Остина
15 октября - 6 часов Фудзи
05 ноября - 6 часов Шанхая
18 ноября - 6 часов Бахрейна
Трансляции
В этом году на российском телевидении чемпионат мира по автогонкам на выносливость продолжит транслировать телеканал Eurosport 1. Трансляция финального часа первого этапа сезона, гонки "6 часов Сильверстоуна", начнётся в воскресенье в 19:00 по московскому времени.
Первые часы гонки можно посмотреть, оформив подписку на Eurosport Player или на официальное приложение FIA WEC.
Владимир Башмаков специально для АВТОСПОРТ.com.ru