Голос DTM: море, дюны и песок
Голландская трасса в Зандворте у побережья Северного моря готовится принять девятый и предпоследний этап DTM 2014 года. И хотя имя чемпиона уже известно, предстоящий уик-энд обещает немало интересного.
Изначально в последние выходные сентября планировалось провести гонку в Китае – на городской трассе в Гуанчжоу. Однако в виду ряда причин, о которых устроители DTM говорят не очень охотно, еще летом решено было отказаться от возвращения в Поднебесную – и в качестве замены в календарь вернулась знаменитая голландская трасса, расположенная в часе езды на поезде от Амстердама.
Автодром был открыт через три года после окончания Второй мировой войны – при постройке трассы были использованы дороги, сооруженные в Зандворте во время вторжения немецких войск. Тогда мэр прибрежного городка, дабы его жителей не угоняли на работы в Германию, предложил немцам построить через дюны шоссе, идущее к морю.
На нём, помимо прочего, можно было бы проводить парады во славу победы Германии, говорил хитрый политик. Оккупанты согласились. Шоссе построили – и, вдобавок, соединили с другими дорогами, которые использовались вермахтом для доступа к своим береговым оборонительным позициям, где были установлены мощные артиллерийские батареи. До парадов, как известно, дело не дошло, зато именно эти дороги и послужили после войны базой для создания гоночной трассы.
Принято считать, что автором проекта был знаменитый голландский архитектор Джон Хугенхольц, авторству которого принадлежат также японская Сузука, бельгийский Зольдер и испанская Харама. Однако, как утверждают историки, на домашнем автодроме он выступил лишь в качестве консультанта.
В период с 1952 по 1985 года в Зандворте было проведено три десятка Больших Призов чемпионата мира Формулы 1. За эти годы голландская трасса повидала всякое – и триумфы великих гонщиков, и трагедии со смертельными исходами. Во время Большого Приза 1970 года в Зандворте разбился Пирс Каридж, а спустя три года здесь в своей перевернувшейся машине заживо сгорел Роджер Уильямсон.
Едва ли не единственным, кто пытался вытащить молодого англичанина из пылающего автомобиля, был его соотечественник Дэвид Пёрли, остановившийся у места аварии. Увы, его усилия оказались тщетны, но за отвагу он был удостоен медали Святого Георга.
В итоге в середине 80-х эта трасса была признана несоответствующей правилам безопасности и больше Большие Призы сюда не заезжали. С тех пор автодром Зандворт, понемногу приходивший в упадок, перенёс несколько реконструкций, но сохранил дух старой трассы – чего хотя бы стоит знаменитый профилированный поворот "Тарзан" после главной прямой.
DTM гостит в Зандворте с 2001 года. Первая гонка немецкой "кузовной" серии в стране тюльпанов запомнилась потрясающим финальным кругом, на котором в борьбе за победу схлестнулись Уве Альцен на Mercedes и Кристиан Абт на Audi. Их дуэль закончилась столкновением… уже после финиша!
Тогда победа досталась гонщику Mercedes, но впоследствии пилоты Audi семь раз становились сильнейшими в Зандворте. Учитывая традиционно хорошую форму ингольштадтских машин на голландской трассе, для концерна «Четырех колец» предстоящая гонка может стать лучшим шансом прервать безвыигрышную серию, которая тянется, как хорошо известно, с прошлогоднего российского этапа на Moscow Raceway.
Несмотря на то, что Марко Виттман из BMW уже гарантировал титул, в Audi надеются оспорить у мюнхенцев звание сильнейших в первенстве производителей, поэтому успешное выступление в Зандворте ингольштадтцам как нельзя кстати.
Интересная борьба ожидается и за звание вице-чемпиона. Кристиан Фиторис из Mercedes всего на три очка опережает дуэт Audi - Маттиаса Экстрёма (кстати, трижды побеждавшего в Зандворте) и Эдоардо Мортары (отпраздновавшего на голландской трассе успех в 2012-м). Не так и далеко позади чемпионы двух последних лет - Майк Роккенфеллер (Audi) проигрывает своему соотечественнику пять баллов, а Бруно Спенглер (BMW) уступает еще 12 "пунктов".
Да и гонка сама по себе обещает быть интересной. Непредсказуемая приморская погода (в середине недели в Зандворте шел дождь, и хотя прогноз не обещает осадков в выходные, но все может измениться мгновенно), сильный ветер, нагоняющий на полотно с окрестных дюн, которыми укутан автодром, скользкий песок – все это факторы, делающие предстоящий уик-энд весьма интригующим.
Но самое главное – это само кольцо, которое, быть может, и не соответствует современным стандартам по инфраструктуре и безопасности (именно поэтому боссы DTM не продлили контракт с владельцами голландского автодрома после гонки прошлого года), но зато сохранило особую атмосферу классической европейской трассы.
Так что и гонщики, и журналисты, и болельщики (возможно, за исключением той части, что проживает в КНР) должны быть рады, что благодаря отмене гуандунского этапа DTM вернулась к Северному морю.
Сергей Беднарук, специально для AUTOSPORT.com.ru из Зандворта
В России, странах СНГ и Балтии гонку из Зандворта покажет телеканал "Авто Плюс" – 28 сентября в 20:00 по московскому времени