Технический анализ: топливные датчики на машинах Ф1

17 марта 2014 в 16:41

Эксперт AUTOSPORT Крэг Скарборо рассказывает об особенностях датчиков мгновенного расхода топлива, используемых в Формуле 1 в рамках регламента 2014 года – именно такой элемент стал причиной исключение Даниэля Риккардо из Гран При Австралии.

Анализ: топливные датчики машин Ф1
Анализ: топливные датчики машин Ф1

В новом сезоне Ф1 в силу вступили два ограничения на использование топлива. за всю гонку пилоту можно потратить не более 100 кг, тогда как в любой момент работы мотора мгновенный расход ограничен планкой в 100 кг/ч (примерно 28 грамм в секунду).

Используется специальная формула расчета мгновенного расхода, опирающаяся на обороты коленвала двигателя. Предельное значение в 100 кг/ч может использоваться, начиная с 10500 об/мин и до максимально допустимых 15000 об/мин.

Ситуация с топливным датчиком Red Bull Racing

Главная цель ограничения – не допустить бесконтрольного роста мощности моторов. Без него команды могли в определённых фазах гонки резко увеличивать их производительность, даже укладываясь в общий 100-килограммовый лимит на всю дистанцию.

Аналогичный принцип используется и в квалификации, где вопрос локальной прибавки в мощности особенно актуален, а общий расход не контролируется вовсе.

Выгода от использования увеличенного мгновенного расхода очевидна, и если команда действует таким образом – умышленно или нет – это является несомненным нарушением регламента.

Для контроля за соблюдением правил FIA применяет ультразвуковые сенсоры, которые измеряют массу горючего, поступающего в мотор, и передают соответствующую величину представителям как федерации, так и команды. Датчик действует бесконтактным образом, чтобы не нарушать течение топлива.

Главная задача в данном случае состоит в том, чтобы обеспечить надёжность его работы и достоверность сообщаемых показаний. Каждая из этих составляющих по ходу уик-энда в Мельбурне вызывала у команд определённые вопросы.

Red Bull RB10
Red Bull RB10

Так как конструктивная точность датчика составляет десятые доли процента, FIA использует "корректирующий фактор", чтобы добиться достаточной чистоты измерений. В частности, с этой целью в Австралии рабочая частота датчиков была повышена с 5 до 10 ГГц.

Даже если сенсор откажет, все равно остаётся возможность рассчитать величину мгновенного расхода – исходя из давления топлива в магистрали и длительности его впрыскивания в цилиндры. Это не дает такой же точности, но все же остается запасным вариантом.

В FIA берут показания датчика, учитывают "корректирующий фактор" – и считают полученное показание фактическим.

Так как в Red Bull настаивали, что на дистанции значение мгновенного расхода на машине Риккардо лежало в пределах допустимого, принятое судьями решение имеет большую важность. Теперь создан прецедент, которым в дальнейшем должен руководствоваться любой, кто выходит на старт.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle