Гран При Венгрии: пресс-конференция в пятницу
Принимают участие представители команд: Эрик Булье (McLaren), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Мониша Кальтенборн (Sauber), Виджей Малья (Force India), Марко Маттиаччи (Ferrari), Клэр Уильямс (Williams)
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Клэр, давайте начнём с вас. Ваша команда в последних гонках добилась феноменальных результатов. Всем интересно, когда же вы выиграете Гран При? Можно ли ожидать этого на быстрых трассах, которые нас ждут в календаре после перерыва?
Клэр Уильямс: Надеюсь. Мы здесь для того, чтобы побеждать. Наша команда совершила подвиг, исправив печальную ситуацию. Мы работаем в правильном направлении, но ещё много что предстоит сделать. Mercedes по-прежнему далеко впереди. В Германии нам удалось немного сократить отставание, поэтому будет интересно смотреть, чего сможем добиться здесь, а особенно в Спа и Монце.
Вы думаете, что быстрые автодромы и длинные прямые сыграют вам на руку?
КУ: Да, надеюсь на это. Очевидно, что двигатель Mercedes помог нам поднять уровень конкурентоспособности – от этого фактора зависит многое.
Сьюзи Вольф вошла в историю благодаря своим появлениям за рулём во время пятничных тренировок. В Хоккенхайме она справилась даже лучше, чем в Сильверстоуне. Как вы думаете, можно ли считать, что это событие шире приоткрыло двери для появления женщин в автоспорте?
КУ: Я бы хотела, чтобы так было. В Сильверстоуне Сьюзи не удалось как следует поработать за рулём, но она стала первой женщиной, принявшей участие в официальных заездах Формулы 1 за 22 года. Думаю, она установила новые стандарты в Ф1. Было бы здорово увидеть больше женщин, делающих свою карьеру в автоспорте на высшем уровне. Прежде всего, Сьюзи прекрасно справилась поставленными задачами и помогла команде.
Виджей, ваши пилоты продолжают зарабатывать очки, но, похоже, соперники из McLaren постепенно подтягиваются. Ваш коллектив немного сдал? Что произошло?
Виджей Малья: Я не думаю, что мы сдали. Мы продолжаем добиваться максимума и зарабатываем очки в каждой гонке. В Williams проделали невероятную работу, и это было видно уже во время тестов. Результаты говорят сами за себя. Я думаю, что разница между Williams, McLaren, Force India и Ferrari разница минимальна, и она может быть легко нивелирована за одну гонку.
Конечно, двойные очки в последнем Гран При сыграют значительную роль, но никогда не знаешь, кто от этого выиграет. Мы уверены, что сохраним свои позиции или даже немного подтянемся. Это вполне достижимая и реалистичная цель. Пока вы сохраняете уверенность, пока машина едет хорошо, и неудачи отступают, можно добиться многого в оставшихся гонках.
Уверены ли вы, что сможете регулярно дорабатывать машину, чтобы остаться впереди McLaren – большой команды во всех смыслах?
ВМ: Я не хотел бы акцентировать внимание лишь на McLaren – хотя это команда, способная выиграть чемпионат. Пока мы находимся впереди, и, я бы сказал, довольно заслуженно. Они, естественно, имеют потенциал, чтобы настичь нас, но мы в свою очередь можем ещё больше прибавить. Как я уже сказал, борьба идёт между тремя-четырьмя командами, и многое решится в последней гонке.
Должно быть, вы довольны работой своих пилотов – они здорово справляются. Хотелось бы вам сохранить состав и на следующий сезон?
ВМ: Такая возможность прописана у нас в контрактах. Я доволен ими обоими и не вижу причин искать замену.
Эрик, что необходимо сделать, чтобы догнать Force India?
Эрик Булье: Прежде всего, необходимо усиленно работать на базе в Уокинге. Каждый сотрудник полностью выкладывается ради прогресса команды, и эта работа приносит свои плоды – вы видите, что мы привозим новинки на каждый этап и постепенно подтягиваемся к лидерам, борясь за более высокие позиции.
Будете ли продолжать работать над текущей машиной? Когда планируете сконцентрироваться на следующем сезоне, учитывая, что вас ждёт переход на новые силовые установки [Honda]?
ЭБ: Мы постараемся работать в двух направлениях. Нам важно продолжать развитие текущего шасси как можно дольше, до тех пор, пока мы можем позволить себе делать это параллельно с работой над новой машиной. Мы уже постепенно готовимся к переходу на новый двигатель в следующем году.
Кристиан, в прошлом году в это же время ваша команда сделала огромный шаг вперёд – Себастьян Феттель выиграл все гонки второй половины чемпионата. Есть ли шансы и в этот раз значительно прибавить благодаря доработкам в области аэродинамики, компенсировав этим слабое место, коим является силовая установка Renault?
Кристиан Хорнер: Вряд ли это удастся. Наше отставание огромно. В прошлом году все двигатели были практически на одном уровне. Новый регламент перетасовал карты, а в Mercedes справились лучше всех – команда делает свою работу превосходно и заслуживает быть в лидерах.
Мы давно не видели такого доминирования, когда один коллектив стабильно завоёвывает дубли, а в крайнем случае пилоты команды приезжают на первое и третье место - в подобной ситуации отыграть отставание очень непросто. Но мы продолжаем работать, и после перерыва, надеюсь, на некоторых трассах сможем приблизиться к ним. Но не думаю, что нас ждёт повторение прошлогодней ситуации.
Недавно появились разные слухи о будущем Феттеля. Есть ли для них основание, или же всё это очередная пустая болтовня?
КХ: Обычно как раз в это время появляются слухи о том, что Феттель переходит в Ferrari или Эрик делает ему заманчивое предложение, или же Себастьян переходит в Mercedes. Поэтому, мы обычно ждём, чтобы узнать, какая же команда лидирует "в борьбе" за нашего пилота. Однако Себ привержен Red Bull и останется с нами в следующем сезоне. Он счастлив быть с нами, а мы рады, что у нас есть такой гонщик. Всем понятно, что нам надо работать – ни одного сотрудника не устраивает та позиция, на которой мы находимся.
Мониша, ваша команда также в прошлом сезоне сильно прибавила после перерыва. Сможете ли вы повторить тот подвиг?
Мониша Кальтенборн: Неправильно было бы сравнивать этот сезон с прошлогодним. Мы знаем причины, по которым сейчас так сильно уступаем. Конечно, это случилось из-за нового регламента. В прошлом году мы пошли на риск. Если вы тратите ресурсы на текущую машину, это неизменно отразится на работах по подготовке новом шасси.
Это хорошо, что мы осознаём причины, но нам нужно перестать допускать ошибки, которые преследовали команду в предыдущих гонках. Я надеюсь, что мы сделаем шаг вперёд, но при этом нужно оставаться реалистами – серьёзного прогресса ожидать не стоит.
Вчера появились новости о возвращении Гран При Мексики в календарь Формулы 1. Через несколько лет Большие Призы отправятся и в Азербайджан. Календарь расширяется: что это означает для вас, как для босса команды?
МК: Возвращение Гран При Мексики в календарь Формулы 1 – отличная новость для нас, поскольку наш партнёр Telmex и [её глава] Карлос Слим на протяжении длительного времени инвестируют в развитие автоспорта в этой стране. Слим многие годы занимается различными проектами, как, к примеру, [молодёжной программой] Escuderia Telmex, благодаря которой Серхио Перес попал в Ф1. А теперь настал и черёд Гран При.
Мы понимаем, насколько это событие важно для наших партнёров. Великолепный этап с богатым наследием возвращается в календарь, и мы увидим, насколько популярна Формула 1 в Мексике. Несколько лет назад нас пригласили в Мехико на показательные заезды, но мы просто не могли предположить, что на шоу придёт 200 тысяч человек. Это доказывает наличие множества поклонников и фанатской культуры, что является позитивным знаком.
Есть вероятность того, что в календаре следующего года будет больше 20 этапов, и данный вопрос необходимо обсудить со всеми командами и руководством спорта, поскольку не стоит пресыщать чемпионат большим количеством Гран При. Мы знаем, что это означает для сотрудников команд. Нам придётся вновь прибегнуть к реструктуризации, но стоит сохранять осторожность, прежде чем идти на такие шаги. Важно понимать, в какие новые страны мы хотим принести Формулу 1, однако нельзя забывать и о гонках с богатым наследием.
Марко, мы видели несколько феноменальных гонок в исполнении Фернандо Алонсо. Испанец в лучших традициях Формулы 1 вёл борьбу колесо в колесо. Как на это реагируют в команде?
Марко Маттиаччи: Такая борьба, такие гонки очень мотивируют.
Только лишь мотивируют?
ММ: Я думаю, когда команда видит, как сражается их пилот, это заряжает энергией всех сотрудников.
Хотите ли вы, чтобы Кими действовал так же?
ММ: Естественно.
В адрес вашей машины звучало много критики. Каким будет ваш ответ?
ММ: Вы имеете в виду критику внутри команды или же со стороны?
Со стороны.
ММ: Каждый волен делать комментарии. Я рад, что у других есть время думать о нашей машине, поскольку я, например, не имею возможности размышлять о технике соперников. Догадываюсь, что именно вы имеете в виду - данное суждение было вырвано из контекста. Повторюсь, я уважаю Ники Лауду. Он был кумиром моего детства и иконой для Ferrari. Сегодня он пришёл к нам и извинился за сказанное, и я чувствовал неловкость за себя и за команду, слыша извинения, которые мы получили за слова, вырванные из контекста. Ники Лауда – друг Ferrari, и мы все его уважаем. Я всё сказал.
ВОПРОСЫ С МЕСТ
Вопрос всем вам. Довольно странно, что FIA позволила [Mercedes] менять тормозные диски в режиме закрытого парка. Получили вы разъяснения от представителей федерации? Почему в FIA дали разрешение на замену, и чем они это объяснили? Думаете ли вы, что это может стать обычной практикой в будущем?
КХ: Нам всем было интересно увидеть, как поступит FIA. Теоретически, такая операция означает внесение изменений в спецификацию машины, а это в свою очередь создаёт прецедент. Думаю, если вновь возникнет подобная необходимость, то произошедшее даёт право поступить так опять, но нас точно ждут в будущем дискуссии, чтобы внести в вопрос ясность. К примеру, мы бы хотели поменять двигатель в режиме закрытого парка, но это делать нельзя. Нам еще предстоит обсуждать этот инцидент, но мы все были крайне заинтригованы решением FIA.
Эрик?
ЭБ: Мы согласны с позицией Кристиана. Нас удивило, что Mercedes позволили произвести замену дисков. Даже при том, что спецификация деталей одинакова, правила закрытого парка прописаны чётко. Как уже сказал Кристиан, данный случай создал серьёзный прецедент, и мы будем следить за ситуацией.
Марко?
ММ: Я не согласен со своими коллегами, хоть прекрасно понимаю их позицию. В Формуле 1 многие говорят о зрелищности, а то, что пилот прорвался с 20-й позиции на подиум – это отличное подспорье хорошему шоу, это нравится болельщикам. Если быть честным, то замена тормозных дисков вряд ли сказалась на скорости, а портить гонку Хэмилтону – это не отвечает моим принципам и взглядам. Конечно, нам необходима последовательность в подходе FIA, но мы стали свидетелями прекрасного прорыва, и я не думаю, решение федерации испортило шоу.
Клэр?
КУ: Мне нечего добавить.
Виджей?
ВМ: Я переживаю по поводу появившегося прецедента. Правила FIA позволяют проводить замену элемента на новый, если их масса, характеристики и функциональность одинаковы, и именно на основании этого пункта было и принято решение. Теперь какая-нибудь команда может потребовать изменить настройки заднего крыла, ведь указанные параметры остаются такими же. Мы будем следить за этой ситуацией, пока данный прецедент не стал причиной нечестной игры.
Мониша?
МК: Я считаю, что в FIA приняли неожиданное решение, но важнее всего, чтобы они осознали необходимость внести ясность в вопрос. Я не особо переживаю по поводу возникшего прецедента, поскольку каждый эпизод рассматривается индивидуально на многих уровнях, начиная с FIA и заканчивая трибуналами, так что злоупотреблений, скорей всего, не будет. Я соглашусь с Марко: невероятно то, что пилот после проблем в квалификации и после штрафа смог подняться на подиум – это демонстрирует отличную форму команды.
Похоже, в Мехико построят классический автодром, а вот в Азербайджане нас ждёт уличная трасса. Что вы думаете об этих двух Гран При? Марко?
ММ: Это отличные новости. В Мексике очень сильны автоспортивные традиции. В Формуле 1 выступали отличные пилоты из этой страны. Мексиканская экономика развивается стремительными темпами, и я думаю, она находится на третьем месте в регионе после Канады и США.
Также здорово, что мы получим новые возможности по продвижению бренда. Мониша уже говорила, что было немало сделано для развития культуры автоспорта в этой стране. Формуле 1 в свою очередь необходимо будет постараться завоевать публику. Думаю, подготовка к гонке, и сам этап должны пройти в позитивном ключе. Конечно, из-за увеличения количества гонок возрастут и наши затраты, но я с оптимизмом оцениваю новые возможности.
Кристиан?
КХ: Здорово, что мы возвращаемся в Мехико. Я хорошо помню, как Найджел Мэнселл по внешнему радиусу обошёл Герхарда Бергера в последнем повороте [гонки 1990 года]. Я очень надеюсь, что этот вираж останется в новой конфигурации. Здорово, что Формула 1 вновь приедет в Мексику.
Азербайджан – это новая страна для Больших Призов, новый интересный опыт для всех. Конечно, календарь не может вместить все этапы, готовые принять Формулу 1, но здорово, что такая конкуренция имеет место быть. Кроме того, перед нами открываются новые рынки, а это позитивно для команд и для спорта в целом.
Эрик, имеет ли какое-то значение тот факт, что в Азербайджане будет городская трасса?
ЭБ: Да, безусловно, поскольку на улицах Баку уже проходили этапы серии GT, так что организаторы имеют определённое представление, что их ждёт. Я знаю, что за проект отвечает Герман Тильке, поэтому работа будет сделана на высшем уровне. Уверен, что нас ждёт интересный Гран При. Уличные трассы всегда дарят отличное шоу, ведь риск аварии возрастает, но сегодня безопасность вышла на новый уровень, а все вовлеченные в проект специалисты способны обеспечить отличный праздник.
Виджей, а что вы думаете?
ВМ: Мы должны выступать в разных условиях, не любых видах покрытия и на всех типах автодромов. Это часть Формулы 1, часть духа борьбы. Уличные трассы обладают особым характером, своей харизмой. Мы видели много интересных гонок на улицах Монако и Сингапура, так что возражать против Азербайджана никто не будет. Здорово, что новые страны, такие как Азербайджан и Мексика, заинтересованы в том, чтобы принять у себя Гран При Формулы 1. Чем шире в мире представлен наш спорт, тем лучше для команд и спонсоров. Именно поэтому я стараюсь убедить Берни, что Индия должна вернуться в календарь.
Клэр?
КУ: Мои коллеги уже высказались. Два новых этапа – это отличная новость для всех нас.
Мониша, вам есть что добавить?
МК: Думаю, вариант с уличной трассой – лучший выбор для страны с небогатыми традициями в автоспорте. В таком случае можно привлечь больше зрителей, сделать акцент на туризм, заручиться поддержкой правительства, как это делается в Сингапуре.
У меня вопрос к Виджею. В следующем году ваша команда наверняка займёт место Lotus в Стратегической группе Ф1. Целый год вы прибывали по другую сторону баррикад, какой опыт вы принесёте с собой в эту структуру? Как отразиться ваша роль во Всемирном совете по автоспорту на деятельности в Стратегической группе?
ВМ: Хочу отметить, что мы более года были вне руководящих структур. Если всё пойдёт хорошо, и мы попадём в Стратегическую группу, наш фундаментальный подход не изменится. Мы будем выдвигать свою точку зрения, собственные пожелания, а дальше уже в рамках органа будет приниматься решение о том, в каком направлении двигаться. Таков мой ответ, и я не буду больше обсуждать нашу потенциальную роль в Стратегической группе.
Вы говорили, что будет здорово отправиться в Азербайджан – в новую страну, на новую трассу. Однако стоит ли это того, если, к примеру, календарь лишиться классической гонки с богатыми традициями, такой, как Монца?
КХ: В данном вопросе необходим баланс. Нужно сохранить исторические Гран При и при этом разведывать новые территории. Конечно, Монца – популярнейший этап, и я надеюсь, что мы ещё многие годы будет гоняться там. Думаю, в плане баланса за последние несколько лет Формула 1 достигла успехов. Если же к Большим Призам угасает интерес, как мы имели возможность наблюдать это в Хоккенхайме, почему же не отправиться туда, где наш спорт желанен?
Виджей?
ВМ: Я всегда был сторонником экспансии. Пусть в Азербайджане нет глубоких гоночных традиций, но можно создать высокий интерес к Формуле 1 грамотной рекламной кампанией и всевозможными акциями. Однако я был бы огорчён, если бы мы потеряли при этом исторические Гран При. В любом случае, расширение географии – это хорошо для всех нас.
Марко, вам есть что добавить?
ММ: Я согласен с Кристианом и Виджеем, что нам нужен баланс. У Формулы 1 есть своя душа, и такие гонки, как Монца, очень важны для спорта. При этом нам необходимо смотреть в будущее, нести культуру Формулы 1 в новые страны.
На прошлой неделе на трибунах в Хоккенхайме собралось всего 50 тысяч человек. Сегодня мы вновь видели почти пустые трибуны. Вызывает ли такая ситуация у вас опасения?
ЭБ: Хороший вопрос. Мы не можем делать выводов или испытывать какие-то страхи лишь по итогам двух гонок. Вспомните, например, Сильверстоун, где было яблоку негде упасть, хотя в те же выходные проходили еще три важнейших спортивных события. Были и другие этапы – скажем, визит Ф1 в Австрию получился очень успешным.
Это правда, в Германии зрителей было не столь много, как прежде, но тому есть немало причин. Я, признаюсь честно, здесь не могу назвать себя экспертом, так что не стал бы делать какие-то обобщения. Вы правы. Когда мы говорили о новых трассах, то верно подметили важность сохранения баланса, потому хорошо бы иметь больше автодромов, так как интерес к разным спортивным дисциплинам, а в особенности к Ф1, часто падает в одних странах и повышается в других. У меня нет ответа на вопрос о Германии, но это не вызывает опасений, если вспомнить, что другие этапы пользуются большим вниманием и проходят с успехом.
МК: Разумеется, определённое волнение есть, так как у Германии богатая гоночная история, эту страну представляют несколько отличных пилотов, а тамошний рынок важен во всех отношениях. Полагаю, эта ситуация показывает, сколь внимательно мы следим за собственным спортом. У нас есть первоклассный продукт, стоящий в одном ряду с крупнейшими соревнованиями, футболом и Олимпийскими играми. Надо просто понять, как мы можем эффективнее взаимодействовать с его поклонниками.
Дело не только в самой Ф1. У нас случаются и потрясающий гонки, и не самые зрелищные. Но это верно для любой спортивной дисциплины. Теннисный матч тоже может быть как захватывающим, так и унылым. Весь вопрос в том, как налажены связи с поклонниками, с потребителями. И тут, я думаю, у Формулы 1 есть большой потенциал для роста.
ВМ: Не знаю, можно ли делать выводы лишь из того факта, что посещаемость одной гонки оказалась чуть хуже, чем годом ранее. Стоит ли тут сразу бить в колокола? Эрик верно отметил, Сильверстоун стал большим успехом, несмотря на проходивший параллельно Уимблдонский теннисный турнир. Для британцев это два важнейших события, но я думаю, что пока в целом интерес к спорту высок, а спонсоры довольны, нам не стоит совершать резких шагов. Повторюсь, эти гонки важны не только числом людей на трибунах.
Мониша упомянула, что у Германии есть несколько топ-пилотов. На мой взгляд, эта страна может гордиться своими первоклассными гонщиками, и я уверен, что интерес к Формуле 1 в этой стране упал совсем не до таких значений, когда стоит бить тревогу.
КУ: Я соглашусь со всем вышесказанным. Может быть, ситуация в Германии является исключением из правила, но в целом нашему чемпионату нужно внимательнее следить за всем, что происходит, контролировать собственный продукт и делать все от нас зависящее, чтобы предлагать болельщикам самое лучшее. Полагаю, у нас отличная фанатская база – что очень важно, она имеет глобальный характер, – но важно вовлекать в спорт новое поколение болельщиков.
У нас замечательные соревнования, люби хотят смотреть их, но мне кажется, что тем, кто готов платить немалые деньги и приходить на трибуны каждый уик-энд, мы должны потенциально предлагать больше, обеспечивая более качественное шоу. Если команды станут совместно заниматься этим вопросом, уверена, мы сможем заложить важный фундамент для будущего.
ММ: Этот вопрос задают едва ли не чаще других, и я думаю, никто не станет спорить, что Формула 1 является одним из выдающихся явления в мире спорта. И тревожные сигналы, несомненно, видны весьма явно. Думаю, что сейчас – когда нам уже задавали этот вопрос несколько раз – мы пытаемся изменить ситуацию к лучшему и добиться от всех совладельцев верных и своевременных шагов, чтобы четко обозначить цель, к которой мы движемся.
Не думаю, что это здорово для Формулы 1, когда на каждой пресс-конференции мы обсуждаем какие-то сложности. Нам важно продвигать спорт. И делать это, полагаю, требуется грамотно. Скажу вновь – тревожные сигналы есть, и теперь нужно делать следующий шаг: собираться, обсуждать их и искать решения.
КХ: Думаю, здесь всё очевидно: немцы настолько устали, отмечая достижения предыдущего уик-энда [победу национальной футбольной команды на Кубке мира], что ни у кого из них просто не осталось сил на Формулу 1. Если вспомнить три предшествующих этапа, там билеты были проданы полностью: так произошло в Монреале, затем в Австрии и, наконец, в Сильверстоуне. Полные трибуны, отличные гонки. Так что в Хоккенхайме, где не набралось и 50 тысяч человек, что-то пошло не так.
Но вспомните о цене билета. И не забывайте о том, как популяризировалась – если популяризировалась – эта гонка. Мы привезли машину в родной город Себастьяна, и там собралось 150 тысяч человек. И мне странно, что на Гран При не набралось и половины этого числа людей, а ведь это еще и домашняя гонка для Mercedes, команды, которая вот-вот выиграет титул. Так что можно было ожидать куда более высокой посещаемости.
И тут самое время спросить: "А что же не так?" Себастьян считает, что малое количество зрителей – вина промоутеров этапа, что крайне досадно. Они установили весьма высокие цены на билеты, при этом организация гонки не обошлась без накладок. Со всем этим следует разобраться, ибо никто из нас не в восторге от полупустых трибун на Хоккенхаймринге в тот момент, когда представители Германии добиваются в гонках таких успехов.
Давайте поговорим о предстоящей гонке. В Pirelli заявили, что темпы износа резины невысоки. Нам стоит ожидать гонку с одним или двумя пит-стопами?
КХ: Это хороший вопрос. Гонка в любом случае будет интересной, с двумя пит-стопами она пройдёт или с тремя. Подобное мы наблюдали неделю назад. Резина работала на пределе, некоторые пилоты совершили две остановки, другие – три. Благодаря этому борьба получилось зрелищной. Я думаю, что выбор резины Pirelli на этапы способствует тому, что гонки проходят в интересных сражениях, как вы видели это в последних Гран При.
ЭБ: Пока ещё рано делать прогнозы. Я не могу сказать, ждёт ли нас один, два или же три пит-стопа, но обгонять на Хунгароринге очень непросто.
Мониша, а что вы скажете по поводу возможности дождя в воскресенье?
МК: Мы будем не против такого расклада, но делать ставку на осадки было бы глупо. Давайте подождём и увидим, как будет развиваться ситуация.
ВМ: В команде Мониши есть специалист по дождю – Адриан Сутиль, но действительно – ещё слишком рано делать прогнозы относительно тактики. Ход гонки зависит от множества факторов. Думаю, все попались на падении температуры в воскресенье в Хоккенхайме. Невозможно планировать такое заранее. Во время гонки решения всегда принимаются в последний момент.
КУ: Я согласна с коллегами. Не знаю, какую тактику мы используем в этот раз, но обычно выбираем консервативный подход с целью заработать как можно больше очков. Благодаря этому в Германии мы опередили Ferrari в борьбе за третье место в Кубке конструкторов. Нам прежде всего важно упрочить свои позиции, чтобы спокойно отправиться на летний перерыв.
ММ: Сегодня резина Pirelli работала лучше, чем мы того ожидали. У нас есть определённые идеи, но сейчас слишком рано комментировать потенциальную тактику. Гонка нас ожидает интересная.