Анализ: Почему Формуле 1 следует повышать темп автомобилей
После провального решения Стратегической Группы Ф1 ввести правило двойных очков и проводить рестарты с места реформирование Формулы 1, наконец-то, обрело позитивные черты, поскольку руководство спорта сделало ставку на повышение скорости автомобилей.
И если идея вернуть дозаправки в Большие Призы с 2017 года разделила поклонников автогонок на два лагеря, то сложно найти недовольных перспективой улучшения темпа машин на пять-шесть секунд в ближайшие два года.
Критика медленных автомобилей Ф1
С начала новой эры турбомоторов V6 в Формуле 1, что сопровождалось изменением требований к аэродинамике автомобилей, больше всего критики прозвучало в адрес темпа машин, которые стали демонстрировать слабые результаты на круге.
Несмотря на то, что сами автомобили стали лучше разгоняться на прямой и развивать большую максимальную скорость, общий темп упал из-за увеличения веса машин, более консервативных шин и меньшей прижимной силы.
Если проанализировать времена обладателей поула Гран При Испании за последние годы, то мы увидим, что с малым топливным грузом современные автомобили Ф1 стали примерно на четыре секунды медленнее по сравнению с машинами конца эры атмосферных двигателей V8. Но куда больше тревоги вызывает тот факт, что техника Ф1 перестала быть на порядок быстрее автомобилей младших серий.
Например, на прошедшей в Барселоне квалификации Маркус Эрикссон за рулем своего Sauber проехал быстрый круг за 1.28,112, что оказалось лишь на 0,6 секунды лучше его времени поула (1.28,708) на этой же трассе в 2013 году, когда он выступал в GP2.
Ниже приведен график, на котором можно увидеть разницу результатов обладателей поулов в GP2 и Ф1 в Барселоне с 2007 года, когда впервые начали использовать нынешнюю конфигурацию кольца.
2007, 2008, 2009 – квалификация с топливом на гонку
10-секундная разница
О падение темпа Формулы 1 за последние годы куда лучше говорят не результаты квалификации, а скорость автомобилей на первых кругах гонок, когда пилотам мешают полные баки и необходимость бережно работать с шинами.
Если посмотреть на первые круги Гран При Испании 2007 года, когда в чемпионате была разрешена дозаправка, то результаты выглядят ошеломляющими. Пик гоночного темпа в Ф1 пришелся на 2008 год, и тогда в Барселоне во главе пелотона оказался Кими Райкконен, который после раннего появления автомобиля безопасности выдал серию кругов с результатами: 1.23,035, 1.22,934, 1.22,703 и 1.22,947.
Теперь вспомним результаты Нико Росберга в минувший уик-энд, когда пилот Mercedes показал следующие времена на первых кругах: 1.32,313, 1.31,755, 1.32,027 и 1.31,908. Если бы эти два автомобиля оказались вместе на одной трассе, то после четырех кругов преимущество Райкконена над Росбергом составило бы 35 секунд.
Так что в среднем падение темпа составило практически 10 секунд на круге, поэтому никого не должно удивлять, когда пилоты Ф1 жалуются на нынешние автомобили, пилотирование которых уже не вызывает прежних трудностей.
Год | Круг 2 | Круг 3 | Круг 4 | Круг 5 | Общее |
---|---|---|---|---|---|
2007 | 83,751 | 83,561 | 83,017 | 83,109 | 333,438 |
2008 | 83,035 | 82,934 | 82,703 | 82,947 | 331,619* |
2009 | 84,325 | 83,898 | 83,849 | 83,744 | 335,816* |
2010 | 88,430 | 88,074 | 87,990 | 87,608 | 352,102 |
2011 | 90,812 | 90,606 | 90,012 | 90,318 | 361,748 |
2012 | 90,597 | 90,382 | 90,011 | 90,248 | 361,238 |
2013 | 91,123 | 91,188 | 90,671 | 91,064 | 364,046 |
2014 | 92,010 | 92,104 | 91,913 | 92,028 | 368,055 |
2015 | 92,313 | 91,755 | 92,027 | 91,908 | 368,003 |
* - старт за машиной безопасности
Создание более быстрых автомобилей Ф1
Возвращение дозаправок позволило бы командам на старте гонки заливать примерно 50 кг топлива своим пилотам, чтобы еще 50 кг им долили на середине дистанции. Таким образом, вес автомобилей на старте Гран При снизился бы на полцентнера, что эквивалентно трём секундам на круге.
Еще две-три секунды можно снять за счет лучшей аэродинамики, большей прижимной силы и использования более агрессивных шин, что позволило бы пилотам атаковать без оглядки на износ резины. В итоге общее улучшение темпа и составило бы пять-шесть секунд, о чем говорят руководители Ф1.
Правда, чтобы прийти к этому, нужно проделать большой объем работы. И не в последнюю очередь это касается изменения аэродинамики автомобилей Ф1, чтобы те стали быстрее, выглядели более агрессивно и, надо надеяться, сделали бы гонки зрелищнее.
По крайней мере, Формула 1 сделала первый шаг для достижения договоренностей по ряду вопросов. А когда все нюансы будут улажены, то инициатива перейдет к гениальным инженерам, которые давно ждут настоящего вызова.