Дэвид Култхард: Формула 1 всегда будет смертельно опасной
После смерти экс-пилота Marussia Жюля Бьянки Дэвид Култхард написал в свою колонку на BBC материал, посвященный опасности в Формуле 1.
Трагедии в Формуле 1 случались всегда. Смерть Жюля от травм, полученных на Гран При Японии-2014, лишний раз подтверждает, что опасность всегда рядом.
На протяжении последних двух десятилетий мы привыкли, что гонщики избегали серьезных увечий в результате кошмарных аварий. К примеру, вспомним, что ни Роберт Кубица, ни Марк Уэббер не пострадали в результате пугающих инцидентов на этапах в Канаде-2007 и Валенсии-2010 соответственно.
Это доказывает, что со времени гибели Роланда Ратценбергера и Айртона Сенны на Гран При Сан-Марино-1994 меры безопасности в спорте вышли на совершенно другой уровень.
Как Ф1 отреагировала на аварию Бьянки
Многие характеризуют то, что случилось с Жюлем, как ужасное стечение обстоятельств. Кто бы мог подумать, что он вылетит с трассы в месте, где стюарды "выбросили" двойные желтые флаги, и врежется в эвакуатор?
В промежутке между трагедиями Сенны и Бьянки самой кошмарным инцидентом был случай с Фелипе Массой в Венгрии в 2009-м, когда одна из деталей подвески идущей впереди машины отскочила в шлем бразильцу, повредив череп пилота.
В обоих случаях были сделаны правильные выводы: шлемы были модернизированы и стали более прочными.
Если говорить об инциденте с Бьянки, то в мерах безопасности появилось еще два важных компонента: во-первых, кокпит стал более прочным, во-вторых, была введена система прохождения кругов под виртуальной машиной безопасности.
Последнее нововведение вынуждает гонщиков сбрасывать скорость во время прохождения опасного участка до тех пор, пока опасность не будет устранена.
Таким образом, вероятность подобных эпизодов снижается. Но опасность все же остается, потому как даже на скорости 80 километров в час в условиях аквапланирования гонщик может потерять контроль над машиной и вылететь за пределы гоночного полотна.
Нерешенная проблема
Очевидно, что самой уязвимой и открытой частью тела пилота во время соревнований является голова. На протяжении длительного периода времени мы слышали множество предложений и видели на тестах достаточно нововведений, которые старались минимизировать риск для гонщика.
Однако в любом случае опасность не может быть полностью исключена, так как в Формуле 1 пилоты управляют автомобилем с открытым верхом. Это суть спорта.
В этой связи Ф1 можно сравнить с боксом, где на профессиональном ринге, в отличие от любительских боев, твою голову уже не защищает специальный шлем.
Формула 1 – это вершина автоспорта с точки зрения не только скоростей, но и вызова, который брошен пилотам. И все гонщики, у которых есть такой шанс, все равно стремятся попасть сюда.
И никто из них не питает иллюзий относительного того, что гонки – это безопасно. Все осознают уровень риска. В этом спорте, как и в обычной жизни, мы принимаем те или иные решения, которые также несут в себе определенную долю риска и опасности.
Каждый, кто садится в кокпит осознаёт, что ставит на кон свою жизнь.
Я получил свой шанс из-за смерти Сенны, заменив его в Williams. Я этого никогда не забуду. В то же время, мне удалось оградиться от всех негативных аспектов работы. Для меня удовольствие и наслаждение от пилотирования машиной превалировало над страхом того, что могло бы случиться. Я уверен, что так мыслит 99% населения планеты Земля.
Мы все знаем, что однажды умрем, но тем не менее мы не боимся каждого шага, который делаем.
Ф1 опасна не только для пилотов
Величие автоспорта подталкивает подвергать опасности не только гонщиков.
Во время моего участия в соревнованиях погибло двое маршалов. Несмотря на то, что они стояли в "безопасной зоне", в них попадали обломки.
То же самое касается и болельщиков, так как всегда есть вероятность того, что несчастный случай может произойти вблизи трибун. Нельзя недооценивать риск, когда автомобиль мчится со скоростью более 300 км/ч.
Когда вы покупаете билет на соревнования, на нем не зря указывается, что "Автоспорт опасен". Сейчас все, кто имеет отношение к автоспортивным событиям, должны быть осведомлены об уровне опасности.
Внутренние противоречия Формулы 1
С одной стороны, в спорте за последний 21 год добились серьезного прогресса в области мер безопасности. С другой - гонщики уже не испытывают былого вызова по отношению к гонкам.
Риск аварий существенно уменьшился на новых трассах с огромными зонами безопасности. В то же время все пилоты в один голос утверждают, что их любимой трассой является Сузука, и езда на новых автодромах не может сравниться с ней.
И, поверьте, этими словами они не пытаются сказать, что вероятность смерти должна стать частью гонок.
Дело в том, что потенциальные последствия ошибки становятся все более существенными. Вместо того, чтобы после своей ошибки вернуться на трассу благодаря широким зонам безопасности, вы можете повредить машину или даже попасть в аварию.
Чем больше конкуренция и соревновательных дух, тем выше ставки и большее наслаждение.
Это фундаментальные противоречия, присущие Формуле 1.