Ален Прост: Иной подход не делает вас хуже
Четырехкратный чемпион мира Ален Прост не скрывает, что поклонникам Формулы 1 всегда нравились агрессивные пилоты, которые периодически заставляли заговорить еще и об их жизни за пределами автодрома.
И хотя Прост добился огромных успехов за свою карьеру, где его напарниками были Ники Лауда, Кеке Росберг, Айртон Сенна и Найджел Мэнселл, француз предпочитал точный расчет вместо агрессии. И его не сильно волновало, что думают о таком подходе зрители.
«Людям всегда нравились Кеке и Айртон, поскольку эти пилоты направляли свой природный талант на пилотаж, а не на анализ, – сказал Прост в интервью FIA.com. – Но вы можете сосредоточиться сразу на двух направления. Ники называли компьютером, когда он проводил гонки.
А почему нет? Люди забывают, что при взвешенном подходе вы можете быть быстрым. Если посмотреть только на статистику, то вы увидите, насколько феноменально Айртон проводил квалификации [65 поулов за карьеру], но для этого он много работал. А я больше внимания уделял гоночным настройкам, ведь этот фактор имел большое значение. И на длинной дистанции я никогда особо не отставал от Айртона. Просто у меня был другой подход».
По словам Проста его вовсе не смущает, что поклонники запомнили Сенну, как безумно быстрого парня, тогда как его зачастую недооценивали на фоне бразильца, с которым он провел три сезона в одной команде. Сам француз не считает, что уместны вообще какие-то сравнения, хотя в молодости этот вопрос вызывал у него интерес.
«Мне кажется, в прошлом я чаще думал об этом, – сказал Прост. – Но теперь мне всё это кажется забавным. Но я рад, что мне задали такой вопрос.
Всегда были подобные вопросы: кто из нас лучше, кто быстрее и т.д. Только всё это смешно, потому что нас невозможно сравнивать. Если два пилота выступали в Формуле 1, особенно за разные команды и с различными автомобилями, то как можно их сравнивать?»
Несмотря на то, что Прост выступал в одну из самых опасных эпох в истории Формулы 1, ему удалось избежать серьезных травм в отличие от другого француза Дидье Перони, который пострадал в Хоккенхайме в 1982 году, а его близкий друг Жиль Вильнёв и вовсе разбился в том сезоне.
«Жиль был моим близким другом, – рассказал Прост. – Я помню, как он мне говорил: "В Формуле 1 ты не можешь сам себе навредить".
Он верил в это, поскольку попадал во множество аварий, но никогда не получал тжелых травм. А я уже во время третьего для себя Гран При неудачно наскочил на поребрик, сломал запястье, да так, что почувствовал сильную боль. В этот момент я подумал: "Вот черт, в Ф1 можно себя покалечить". И я понял, что должен быть осторожным».
Несмотря на репутацию одного из самых осторожных пилотов, Прост напомнил, что в свой первый сезон за McLaren он неоднократно попадал в аварии на тестах или на тренировках, хотя серьезных последствий те инциденты не имели.
«Я несколько раз сильно бился головой, – сказал Ален. – На тренировке на Уоткинс-Глене у меня была серьезная авария. После нее я две недели провел дома в постели, я не мог даже пошевелиться.
Тогда я понял, что каждый раз, когда ломается переднее антикрыло или подвеска, вам остается надеяться только на удачу».
Прост невольно стал виновником досрочного завершения карьеры Пирони, который на влажной трассе в Хоккенхайме объезжал автомобиль Williams Дерека Дэйли и не заметил RE30 своего соотечественника, въехав в него сзади так, что Ferrari Дидье подкинуло в воздух и перед остановкой машина несколько раз перевернулась, в результате чего пилот получил многочисленные травмы ног.
«После того дня я решил, что на влажной трассе буду делать только то, что посчитаю благоразумным, – поделился Прост. – Я сказал [руководителю команды Renault] Жерару Ларуссу: «Если вы хотите, чтобы я продолжил работу немедленно, дайте мне 15 минут».
Я пошел в моторхоум в Хоккенхайме и пробыл там один 15 минут, после чего вернулся и заявил: «С сегодняшнего дня на влажной трассе я сам буду решать, что должен делать». Люди тогда этого не знали, но я действительно с тех пор сам принимал решения во время дождя».