Вспоминая Гран При Италии-1971
В преддверии Гран При Италии F1i вспоминает одну из самых знаковых гонок в истории Формулы 1, которая прошла в Монце и ознаменовалась эпическим финишем.
5 сентября 1971 года была одержана одна из самых ярких побед в плотнейшей гонке в истории Ф1. Это произошло после феноменальной битвы с участием пяти пилотов, претендовавших на первое место после последнего прохождения поворота Parabolica.
Гран При Италии обладает большей историей, чем любая другая гонка, в то время как Монца и по сей день остаётся самой уникальной трассой в календаре. Примечательно, что за исключением шикан, добавленных в 1972 году, сам автодром практически не изменился с 1950 года.
До сих пор атмосфера в Монце резонирует с трепетом и опасностью, старые парковые деревья, помнящие трагедии и триумфы, бросают тёмные тени от Curva Grande до Lesmo, а страстные тиффози, как всегда, пылко поддерживают Ferrari, нестареющую связь между прошлым и настоящим.
В 1971 году Монца ассоциировалась с чистой скоростью, оставалась бескомпромиссно быстрой трассой, и победы там часто зависели от стратегии использования слипстрима.
Двумя неделями ранее в Австрии Джеки Стюарт досрочно оформил чемпионский титул, поэтому главной интригой гонки был победитель.
В квалификации поул завоевал гонщик Matra Крис Эймон, воспользовавшийся преимуществом 12-цилиндрового мотора, а рядом с ним на первом ряду разместился Жаки Икс.
Как обычно, туманное утро в Монце сменилось жарким и солнечным днём, а трибуны были заполнены тиффози, которые были не слишком рады видеть во главе пелотона синюю машину. Но когда был дан старт, «гарцующий жеребец» Клея Регаццони стремительно переместился с четвёртого на первое место и под ликование трибун завершил первый круг с уверенным преимуществом.
Достаточно быстро развернулось сражение с использованием слипстрима, Ронни Петерсон сменил Регацонни впереди, затем пелотон поочередно возглавляли Джеки Стюарт и Ронни Петерсон, но оба вскоре сошли из-за проблем с двигателем. К разочарованию болельщиков, та же участь постигла и Регаццони.
К лидирующей группе присоединились Франсуа Север, Майк Хэйлвуд и Крис Эймон, за девять кругов создавший неплохое преимущество. Однако напомнило о себе типичное невезение новозеландца – у него треснуло забрало шлема! Эймону ничего не оставалось делать, как выбыть из борьбы за победу.
В результате к финишу впереди осталось пять гонщиков – Петерсон, Север, Хэйлвуд, Хоуден Генли и Питер Гетин. Лидеры отчаянно обменивались позициями, наблюдали за действиями друг друга, выявляя сильные и слабые стороны. Каждый знал, что в условиях слипстрима лидерство в Lesmo на последнем круге будет означать поражение финише.
На входе в Parabolica Гетин атаковал Севера и Петерсона по внутренней траектории и вышел вперед на считанные сантиметры в безумном спринте к финишной черте. В итоге гонщик BRM стал первым с преимуществом в 0,010 секунды!
Первые пять машин разделили 0,61 секунды, что стало самым плотным финишем в истории Формулы 1, а средняя скорость гонки составила 242,56 км/ч. Лишь через 32 года в той же Монце в 2003 году Михаэль Шумахер преодолел дистанцию быстрее - 247,53 км/ч.
Победа в Монце стала главным достижением в карьере Питера Гетина, завершившего выступление после 30 гонок, одного триумфа и 11 очков.