Drive to Survive: Формула 1 с человеческим лицом

22 марта 2019 в 10:21
Фото: Twitter

8 марта на Netflix вышел Drive to Survive — первый документальный сериал о Формуле 1. AUTOSPORT.com.ru рассказывает о главной автоспортивной кинопремьере года и объясняет, почему его нельзя пропустить.

Долгое время отношения автоспорта и кино были крайне натянутыми. После классических шедевров «Гран При» и «Ле-Ман» гонкам никак не удавалось продемонстрировать себя на широком экране. В начале 2000-х ситуацию попытался изменить Сильвестр Сталлоне, но его «Гонщик» на деле оказался довольно посредственной мелодрамой, в которой гонки были всего лишь декорацией. Через пять лет в США вышла комедия «Рикки Бобби: Король дороги» с Уиллом Ферреллом и Сашей Бароном Коэном, и хотя местами она получилась довольно остроумной, дотянуться хотя бы до успеха «Дней грома» ей не удалось.

Всё изменилось с выходом «Гонки» Рона Ховарда и документального фильма «Сенна». Продюсеры с удивлением обнаружили, что кино про профессиональный автоспорт может быть захватывающим, драматичным и коммерчески успешным (или хотя бы получить приз BAFTA как лучший документальный фильм). Эти два фильма показали, что достаточно взять реальную историю и перенести её на экран, не выдумывая избыточных сюжетных линий или фантастических поворотов. Формула 1 сама по себе настолько сложна и многогранна, что ни один сценарист не напишет лучше. Именно это и взяли на вооружение в Netflix и в итоге выдали великолепный продукт, который станет интересен как болельщикам со стажем, так и тем, кто пока лишь погружается в мир автоспорта.

Drive to Survive состоит из десяти серий, каждая из которых раскрывает одну или несколько историй. Так, первый эпизод знакомит зрителя с Даниэлем Риккардо и его бывшей командой Red Bull, а затем рассказывает о неудаче Haas в Мельбурне, когда обе машины сошли с дистанции из-за плохо закреплённых колёс. Сериал не только и не столько рассказывает хронологию событий, он рассказывает об эмоциях и переживаниях всех участников процесса — пилотов, менеджеров команд, механиков. «Да, Джин, мы облажались, поверить не могу, — говорит Гюнтер Штайнер Джину Хаасу во время телефонного разговора. — Выглядим теперь как кучка клоунов, просто ужас. Я всё исправлю, Джин, поверь мне». Стоит отметить, что Штайнер вообще стал едва ли не главной звездой первого сезона...

Сериал от Netflix посвящён не гонкам, а людям, создающим эти гонки. Гонщики предаются воспоминаниям и делятся эмоциями, на которые в дни Гран При не остаётся времени. Руководители команд, сбросив официально-корпоративные маски, откровенно рассказывают о том, что думают. Механики, которые во время заездов выглядят винтиками большой автоспортивной машины, снимают защитные шлемы — они тоже делают Формулу 1, и Drive to Survive рассказывает и о них. Сериал показывает Кристиана Хорнера, сравнивающего своих пилотов с ослами, Клэр Уильямс, которая, с трудом сдерживая эмоции, говорит, что не уверена, способна ли она управлять командой. Сериал обнажает всё то, что не может войти в официальную трансляцию, но без чего Формула 1 не была бы спортом с сотнями миллионов поклонников по всему миру.

Конечно, не обошлось без недостатков. Порой складывается ощущение, что местами авторы вкладывают в происходящие события слишком много глубинного смысла. Но общее впечатление от монтажа и подачи, исполненных с огромным уважением как к участникам, так и зрителям, позволяет на эти недостатки внимания не обращать. Правда, нельзя не заметить, что Mercedes и Ferrari в сериале практически нет — обе команды отказались от участия, сославшись на то, что съёмки помешают сосредоточиться на борьбе за чемпионство. Так или иначе, вины авторов в этом нет, и в Netflix, наверняка, пошли бы на многое, если бы был хоть какой-то шанс затащить в сериал эти команды.

Сериал от Netflix посвящён не гонкам, а людям, создающим эти гонки © Twitter
Сериал от Netflix посвящён не гонкам, а людям, создающим эти гонкиФото: Twitter

К слову, об авторах. Одним из продюсеров сериала стал англичанин Джеймс Гей-Рис, который вместе с Азифом Кападией работал над фильмами «Сенна» и «Эми», а также участвовал в создании картин «Роналдо» и «Марадона». Первым же проектом Джеймса в 2010 году стал «Выход через сувенирную лавку» — документальная криминальная комедия о стрит-арте за авторством Бэнкси, который срежиссировал ленту. В общем, найти более подходящего человека для запуска документального сериала о Формуле 1 было невозможно.

В итоге Netflix подарил поклонникам «Больших призов» великолепное и содержательное зрелище, добавив официальным трансляциям и традиционным способам «потребления» Формулы 1 новое измерение. Конечно, тем, кто совершенно не знаком с миром автоспорта разобраться в переплетениях интриг будет сложно — слишком много персонажей и второстепенных героев, а главных протагонистов первенства нет вообще. Однако для знакомства с этим миром — подойдёт превосходно.

Помимо этого, Drive to Survive можно назвать своего рода символом новой эры — ещё несколько лет назад невозможно было представить, что Берни Экклстоун даст шататься по паддоку каким-то там документалистам. Liberty демонстрирует иной подход, без которого такой сериал был бы попросту невозможен. И это только начало: Netflix уже начала работу над вторым сезоном…

Дмитрий Захарченко специально для AUTOSPORT.com.ru

Сериал обнажает всё то, что не может войти в официальную трансляцию, но без чего Формула 1 не была бы спортом с сотнями миллионов поклонников по всему миру © Twitter
Сериал обнажает всё то, что не может войти в официальную трансляцию, но без чего Формула 1 не была бы спортом с сотнями миллионов поклонников по всему мируФото: Twitter

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle