Шинный скандал: Международный трибунал не будет вдаваться в детали
С момента первого упоминания о шинных тестах Mercedes, которое прозвучало воскресным утром на Гран При Монако, вся Формула 1 будто одержима подробностями этого скандала.
Однако споры вокруг того, были ли эти заезды частными или тайными, сколько километров проехала машина Mercedes на резине образца 2013 года и почему шлемы пилотов, принимавших участие в тестах, были лишены всяких наклеек, не сыграют решающей роли во время слушаний в четверг.
Вместо этого с 09:30 по местному времени в Париже после открытия Международного трибунала руководитель Mercedes Росс Браун и глава автоспортивного подразделения Pirelli Пол Хембри будут подвергаться перекрестному допросу в попытках судебного органа выяснить главное: был ли нарушен регламент Ф1?.
СОВМЕСТНЫЕ ТЕСТЫ MERCEDES И PIRELLI: ИСТОРИЯ ВОРОСА
Названа дата заседания Трибунала
В RBR недовольны только Mercedes
Браун: Решение о тестах принимал я
Как работает Международный трибунал
ЧТО ГЛАСЯТ ПРАВИЛА?
Отправная точка всего дела – трёхдневные тесты Mercedes и Pirelli после Гран При Испании с использованием машины 2013 года, в рамках которых автомобиль немецкой команды проехал 1000 км.
Похоже, что нормы Спортивного регламента Формулы 1 довольно ясно указывают на недопустимость таких действий.
Статья 22.1 гласит: «Тестами считается любая работа непосредственно на трассе, выполненная командой, принимающей участие в чемпионате мира, с использованием машины, соответствующей действующим текущим нормам технического регламента, или прошлогодней спецификации, или же спецификации следующего сезона».
Кроме того, данная норма уточняет, что запрещено проводить тесты в период, начинающийся за десять дней до первой гонки сезона и завершающийся 31 декабря.
Единственными исключениями являются молодёжные тесты, четыре однодневных аэродинамических испытания на прямой или же на дуге постоянного радиуса или случаи, когда в случае замены пилоту требуется дополнительное время за рулём машины, чтоб привыкнуть к скорости.
Хотя из вышесказанного можно сделать вывод, что команда Mercedes нарушила правила, используя в тестах шасси W04, дело осложняется некоторыми пунктами отдельного соглашения между Pirelli и FIA, которые позволяют итальянским шинникам провести 1000-километровые испытания с командами, задействовав для этого 'соответствующую' машину.
Хотя и нет чёткого определения, что же именно она должна представлять собой, в данных нормах не прописано напрямую, что 'соответствующей' не может быть машина текущего чемпионата.
Юристы Mercedes будут строить свою защиту как раз вокруг того, является ли право Pirelli использовать в тестах нынешнюю машину более важным правом по сравнению с нормами спортивного регламента.
В Mercedes, очевидно, также будут акцентировать внимание на разрешение использовать машину 2013 года, полученное от FIA – иначе вряд ли команда пошла бы на такое вопиющее нарушение правил.
Однако, действовать согласно правил и действовать, думая, что не нарушаешь правила – две разные вещи. Ведь даже если вы не намерены преступать правила, это не мешает вам быть наказанными, если вас признают виновными в их нарушении.
НА ЧТО БУДЕТ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ТРИБУНАЛ?
Международный трибунал уже получил письменные показания от Mercedes, Pirelli и FIA в отношении данного вопроса.
Итоговый вердикт будет вынесен на основе анализа переписки между тремя заинтересованными сторонами и их допроса во время слушаний в Париже.
Ключевыми в данном случае являются не детали прошедших тестов, а сам факт использования в них машины 2013 года.
То, насколько глубоко придётся судебному органу вникнуть во все детали переписки между тремя сторонами, зависит от серьезности споров по поводу использования W04, а также от понимания каждой из сторон ясности намерений других участников дела.
Например – посчитали ли в FIA тот факт, что провести тесты было предложено всем командам, за единодушное согласие с их стороны на внесение изменений в правила тестов?
Или – было ли с юридической точки зрения чётко истолковано представителями FIA, что соглашение с Pirelli является первостепенным относительно регламента чемпионата – и, следовательно, машину 2013 года можно было использовать?
Только после внесения ясности в позицию FIA Международный трибунал должен будет определить, было ли использование текущей машины Mercedes вопиющим нарушением правил – как считают многие соперники штутгартского коллектива – или же команда совершила это неосознанно, основываясь на разрешениях от вышестоящего органа.
Только тогда можно будет сделать правильные выводы и наказать виновных, если для этого будут иметься достаточные основания.