От Шумахера до Хэмилтона: эволюция Формулы 1 и ее влияние на автоспорт
Скучаете по временам, когда Формула 1 была не просто зрелищем, а настоящим пиком инженерной мысли? Не печальтесь! Дух Ф1 живет и процветает, хоть и в несколько неожиданных обличиях, продолжая оказывать масштабное влияние на весь автоспорт и не только. Загляните под капот своего обычного железного коня. Велика вероятность, что там вы найдете частичку дерзкого гоночного ДНК.
Рекуперация энергии, композитные материалы, турбины, подрулевые лепестки переключения передач и даже зеркала заднего вида — все это родом из Формулы 1. Пока мы обсуждаем технологические инновации, которые подарили миру «Королевские гонки», можете почитать новости по теме авторалли на сайте Спорт Пульс, например, узнав, кто больше всех выиграл Гран При Италии, или изучив биографию легендарного Айртона Сенна.
Автоматическая трансмиссия, АКП
Первый шаг к полноценной автоматической коробке передач в Формуле 1 был сделан не вчера, а в далеком 1968 году. Да, до этого еще в середине 1930-х годов американские фирмы Reo и General Motors примерно в одно время выпустили полуавтоматические КП собственной разработки, но они были далеки от того, что принято называть АКП.
В случае с Ф1 за дело взялась команда Williams, а их детище — секвентальная коробка передач – стало настоящим прорывом. Но, как водится, первый блин комом: прототипы выходили недоработанными, а возня с ними затянулась на 20 лет.
Ferrari, не теряя времени, подстегнула прогресс, выкатив в 1989 году болид F1/89, разработанный гениальным Джоном Барнардом. Williams пришлось срочно доводить свою разработку до ума, и уже в 1991 году они явили миру собственную версию АКП. Правда, дебют оказался провальным. Из-за сырой коробки команда проиграла чемпионат Макларену.
Неудивительно, что в серийные автомобили первой пошла коробка Феррари. Ждать пришлось восемь лет, но зато потом она проявилась во всей красе на F355.
А уже в 2008 году Фольксваген, вдохновившись «формульными технологиями», представил электро-гидравлическую систему двойного сцепления. Она легла в основу современных роботизированных коробок передач.
Тормозной диск
В далекие времена автомобили больше напоминали телеги с громыхающими колесами, чем ревущих железных коней. И тормоза у них были под стать — простые и примитивные. Но с развитием техники росли и скорости, а вместе с ними увеличивались риски. Барабанные и ленточные тормоза уже не справлялись, не выдерживали нагрузки, не могли укротить прыть резво мчащихся машин. Вот чем грозило отсутствие надежных тормозов:
- летальные аварии;
- трагедии;
- сдерживание прогресса.
И тут на помощь пришла отчаянная Формула 1. Именно здесь, в пылу борьбы за секунды, инженеры сотворили чудо — дисковые тормоза.
Первой ласточкой стал болид BRM Type 15, обутый в эти революционные стопора в 1951 году. Хотя команде не всегда везло финишировать первой, вклад Реджа Парнелла, пилотировавшего BRM, огромен. Он первым продемонстрировал миру потенциал дисковых тормозов.
Зеркало для заднего обзора
Такой, казалось бы, простецкий аксессуар, как зеркало заднего вида, тоже пришел из мира сумасшедших гонок. А именно, с «500 миль Индианаполиса». Формулы 1 тогда, конечно, и в помине не было, но она переняла эстафету и включила «Инди 500» в свой календарь с самого первого сезона. Так что, возможно, если бы Ф1 уже существовала в 1911 году, она бы тоже приложила руку к этому гениальному изобретению. В этом году зеркало заднего вида впервые официально украсило автомобиль Marmon Model 32 Wasp. Изобретение быстро стало спасением от аварий сначала на гоночных трассах, а затем и на обычных дорогах.