Предсезонные тесты Ф1 2014 года: вердикт Гэри Андерсона
Технический эксперт AUTOSPORT проанализировал самые странные за последние годы предсезонные тесты Ф1 и попытался ответить на вопрос о том, почему так хорошо идут дела у Williams и Mercedes – а также сделал предположение, что McLaren вновь не удастся опередить Red Bull Racing
Вот и подошли к концу самые, вероятно, необычные предсезонные тесты из тех, где мне доводилось когда-либо присутствовать.
Когда видишь, как команда, безоговорочно доминировавшая на протяжении четырех последних лет в обоих зачетах чемпионата, испытывает такие серьезные трудности, понимаешь, сколь важную роль в Больших Призах по-прежнему играет удача.
Кроме того, и для производителя двигателей, в последние годы не знавшего бед, зимний период выдался не из легких. Будем откровенны: в Renault откровенно провалили все предсезонные тесты, дав своим конкурентам из Mercedes и Ferrari возможность умчаться далеко вперед.
Это серьезно скажется на всех клиентах французских мотористов. Когда вы все силы бросаете на то, чтобы просто завести двигатель и хоть как-то проехать круг-другой, у вас просто не остается времени, чтобы нормально поработать над скоростью.
Конечно, в какой-то момент команды, чьи машины оснащены силовыми агрегатами из Вири-Шатийона, решат все свои проблемы – вопрос в том, сколько на это уйдет драгоценного времени…
КТО НА КОНЕ?
По окончании предсезонных тестов обычно бывает очень сложно определить истинную расстановку сил в пелотоне, поскольку на скорость машин в этих сессиях влияет огромное количество факторов.
Для начала, десять лишних килограммов горючего – это порядка трети секунды на круге. Впрочем, в данном анализе мы не будем учитывать фактор заполненности топливных баков.
Так что же нас ждет в Мельбурне? У меня нет дара предвидения (хотя я бы от него совсем не отказался), но если проанализировать времена круга с прошедших тестов и опереться на исторический опыт, можно сделать кое-какие выводы.
Для начала скажу, что один "шаг" в жесткости состава резины я приравнял к потере 0,4 секунды с круга. За основу же взял мягкие слики – таким образом, если лучшее время пилот показал на шинах Medium, мы отнимаем от его результата 0,4 секунды; если же на машине стоял комплект SuperSoft – следует добавить такую же величину.
За использование изношенного комплекта шин на быстром круге я вычту еще 0,2 секунды. Должен оговориться, что подобные допущения взяты не с потолка - таковы были отклонения в минувшем сезоне.
Кто-то может возразить, что во время заключительных тестов в Бахрейне трасса была более медленной по сравнению с предшествующей неделей. Некоторые представители команд говорили, что разница может составлять до двух секунд, но, полагаю, это все же преувеличение.
В целом трасса становилась более быстрой по ходу четырех дней заключительных тестов. Для точного вычисления смещения я взял лучший круг Нико Росберга с первых тестов в Бахрейне и сравнил его с лучшим временем немца из последней сессии с учетом разницы в шинах. В итоге оказалось, что 1 марта гонщик Mercedes проехал на 0,621 секунды медленнее, чем 22 февраля.
Чтобы как-то это компенсировать, я решил отнимать по секунде от результатов, пройденных пилотами в четверг и пятницу, когда трасса была наиболее медленной. С субботних кругов будем убирать по полсекунды, а воскресные оставим как есть.
ЛУЧШИЕ КРУГИ НА ТЕСТАХ В БАХРЕЙНЕ с учетом всех поправок
Пилот | Время | Отст. |
---|---|---|
Масса | 1.33,158 | |
Росберг | 1.33,283 | +0,125 |
Хэмилтон | 1.33,678 | +0,520 |
Боттас | 1.33,987 | +0,829 |
Перес | 1.34,290 | +1,132 |
Алонсо | 1.34,680 | +1,522 |
Риккардо | 1.34,743 | +1,585 |
Баттон | 1.34,957 | +1,799 |
Магнуссен | 1.35,310 | +2,152 |
Райкконен | 1.35,326 | +2,168 |
Хюлькенберг | 1.35,977 | +2,819 |
Квят | 1.36,013 | +2,855 |
Вернь | 1.36,101 | +2,943 |
Чилтон | 1.36,835 | +3,677 |
Сутиль | 1.36,867 | +3,709 |
Бьянки | 1.36,987 | +3,829 |
Гутьеррес | 1.37,180 | +4,022 |
Феттель | 1.37,268 | +4,110 |
Эрикссон | 1.37,983 | +4,825 |
Кобаяши | 1.38,391 | +5,233 |
Мальдонадо | 1.38,707 | +5,549 |
Грожан | 1.39,302 | +6,144 |
Затем я взял лучшие результаты каждой команды и перевел их в проценты.
Это позволило сравнить относительные показатели и сопоставить полученные данные с итогами минувшего сезона, которые я взял по усредненным значениям лучших кругов со всех 19 этапов чемпионата.
Теперь более наглядно видно, кто сделал шаг вперед, а кто остался на месте или вовсе отступил.
относительная скорость КОМАНД на тестах 2014 года
Команда | Процент |
---|---|
Williams | 100% |
Mercedes | +0,134% |
Force India | +1,215% |
Ferrari | +1,634% |
Red Bull Racing | +1,701% |
McLaren | +1,931% |
Toro Rosso | +3,065% |
Marussia | +3,947% |
Sauber | +3,981% |
Caterham | +5,179% |
Lotus | +5,957% |
относительная скорость КОМАНД по итогам 2013 года
Команда | Процент |
---|---|
Red Bull Racing | 100% |
Mercedes | +0,070% |
Lotus | +0,472% |
Ferrari | +0,552% |
McLaren | +1,102% |
Force India | +1,190% |
Sauber | +1,291% |
Toro Rosso | +1,294% |
Williams | +1,914% |
Caterham | +3,762% |
Marussia | +3,987% |
Конечно, вся эта математика ничего не значит, если машина не в состоянии добраться до финиша гонки, а с этим у команд в предстоящем сезоне могут быть определенные проблемы.
До самого окончания тестов мы видели, что поломки носили самый разнообразный характер. Это не самый хороший признак - с какой-то одной проблемой справиться бывает гораздо легче, чем с целой россыпью неприятностей. К тому же, и к двигателям вопросы оставались до самого последнего дня испытаний.
Километраж - это, конечно, хорошо, но надёжность есть надежность, и с этим тоже что-то надо делать.
WILLIAMS-MERCEDES
Похоже, Williams возвращает себе утраченные позиции и вновь будет бороться в верхушке пелотона. Команда должна благодарить судьбу за столь своевременный переход с силовых агрегатов Renault на Mercedes - это настоящая удача.
У коллектива из Гроува очень конкурентоспособная машина, но нет никаких гарантий, что по ходу всего сезона они смогут сохранить набранный на тестах темп.
Но в целом FW36 выглядит довольно сильно, к тому же, оба пилота команды способны прыгнуть выше головы, если им предоставится такая возможность.
Для Фелипе Массы это настоящее возрождение былых надежд, но и Валттери Боттаса - безусловно, будущую звезду Формулы 1 - сбрасывать со счетов не стоит.
MERCEDES
С самого первого дня тестов в Хересе шасси и силовые установки Mercedes смотрелись ощутимо увереннее остальных.
Заводской статус коллектива позволяет работать в тесном сотрудничестве с мотористами, что дает возможность оперативно принимать верные решения по ключевым вопросам накануне старта сезона.
За двенадцать дней испытаний штутгартской команде, полагаю, удалось продвинуться в своей работе гораздо дальше, чем их соперникам.
Конечно, у Mercedes тоже возникали определенные проблемы, не без этого – но они смогли собрать больше ценной информации и опробовали различные варианты охлаждения рабочих агрегатов, что может оказаться очень кстати в первых гонках сезона.
Кроме того, у команды один из лучших – если не лучший – состав пилотов, хоть и требующий со стороны руководства должного обращения и немалого внимания.
FORCE INDIA-MERCEDES
Если команде Force India окажется в Мельбурне третьей по силе, это будет настоящим прорывом! Работу над новым шасси в команде начали довольно рано, и это принесло свои плоды.
VJM07 стала, по сути, единственной машиной в пелотоне, способной улучшать результат во время второго быстрого круга, из чего можно сделать вывод, что новинка весьма неплохо позволяет экономить резину. Это должно пригодиться пилотам коллектива в гонках.
Кроме того, в межсезонье команда явно дала понять, что не собирается стоять на месте, подписав контракты с Серхио Пересом и Нико Хюлькенбергом. Оба очень талантливые гонщики, а немца я бы назвал настоящей звездой. Никогда не смогу понять, как же его не взяли ведущие команды…
FERRARI
Мне по-прежнему кажется, что F14 T недостает сцепления с дорожным полотном по сравнению с машинами соперников. На свежих шинах она выглядит не столь впечатляюще, как на изношенных. Это было особенно заметно во время длинных отрезков Фернандо Алонсо и Кими Райкконена.
Чтобы демонстрировать хороший темп на новой резине, необходимо поддерживать высокий уровень сцепления шин с трассой и иметь хороший баланс автомобиля. В этих компонентах Скудерия, как мне кажется, по-прежнему далека от идеала.
Однако на последние тесты команда привезла аэродинамические обновления, так что, будем надеяться, у них есть план по изменению ситуацию в лучшую сторону.
Кроме того, у Ferrari также очень сильный состав пилотов, несмотря на то, что Алонсо и Райкконен заметно отличаются по характеру. Вероятно, здесь, как и в Mercedes, команде придется вести со своими гонщиками определенную работу.
RED BULL RACING-RENAULT
Анализируя результаты предсезонной подготовки, можно сделать вывод, что Red Bull Racing пока и вовсе не приступала к тестовой программе!
В финальный день в Сахире команда поработала неплохо, но в целом чемпионы мира преодолели не так много кругов, каждый день сталкиваясь с новыми проблемами.
Сама по себе их машина не плоха, да никто и не ждал провала от команды из Милтон-Кинса – но подход к компоновке элементов силовой установки на шасси, похоже, оказался слишком рискованным: с самых первых заездов именно с этим связаны основные трудности RBR.
В команде работают множество высококвалифицированных специалистов, и сейчас пришло их время сказать своё слово. Подопечным Кристиана Хорнера надо дать время разобраться в проблемах. Пройдет по меньшей мере несколько первых гонок, прежде чем RBR добьется существенного прогресса.
MCLAREN-MERCEDES
В начале тестов я действительно считал команду McLaren одной из лидеров.
На трассе их машина смотрелась хорошо, и оба гонщика, похоже, были ей довольны. Но затем, есть ощущение, прогресс британцев остановился.
Для McLaren это должно стать определённым предметом для беспокойства, ведь заводская команда Mercedes и клиенты штутгартского производителя не стоят на месте.
Подопечным Рона Денниса надо максимально хорошо начать сезон: так как в 2015-м они перейдут на моторы Honda, сотрудничество с Mercedes будет близиться к завершению, и отношения с немецким производителем ближе к концу сезона могут осложниться.
TORO ROSSO-RENAULT
Я уверен, босс команды Франц Тост проклинает тот день, когда решил отказаться от двигателей Ferrari в пользу Renault.
Но сейчас уже поздно что-либо менять, так что Toro Rosso просто надо не падать духом и воспринимать ситуацию такой, какая она есть.
На трассе STR9 смотрится хорошо, в ней реализованы эффективные решения. Не сомневаюсь, этот автомобиль не будет отставать от других машин, оснащенных двигателем Renault.
MARUSSIA-FERRARI
Этот сезон, похоже, станет для Marussia началом настоящих выступлений в Ф1.
MR03 оснащена силовым агрегатом, коробкой передач и гидравлическими системами, разработанными специалистами Ferrari. Это важные компоненты машины Ф1, так что для небольшой команды такое сотрудничество позволяет сфокусировать свои ресурсы на других областях.
Тем не менее, работа с этими сложными агрегатами всё равно остается для Marussia сложной задачей. Однако парни в Банбери – настоящие фанаты гонок, а такие люди обычно способны достичь того, что другим кажется невозможным.
На трассе машина неплохо сбалансирована, но в целом команде надо стремиться к большему сцеплению с дорожным полотном. Тем не менее, Marussia сейчас находится в наиболее выгодной позиции с момента своего прихода в Ф1.
SAUBER-FERRARI
Я думаю, лучше всего описывает ситуацию в Sauber предположение, что новая машина C33 просто появилась на свет несколько преждевременно.
На первых тестах ей недоставало некоторых элементов аэродинамического обвеса, но команда все же решила приехать в Испанию, чтобы как можно раньше начать работу на трассе. Sauber определенно важно было преодолеть максимальное количество километров.
Швейцарцы столкнулись с массой проблем, включая даже дефект шасси, который потребовал его замены. Похоже, причиной этого стало повреждение передней подвески или крепления двигателя, вызванное дефектом сборки. Но лучше уж это случится на тестах, чем в Австралии.
Из-за большого количества проблем команда находится в отстающих. Её ждет большой объём работы.
CATERHAM-RENAULT
На данный момент Caterham является лидером среди клиентов Renault по пройденной дистанции – а это весомый повод для радости.
Но машина сбалансирована не лучшим образом, и в целом создается ощущение, что ей не хватает прижимной силы.
CT05 немного отстаёт во всех областях, и это вряд ли придает пилотам уверенности в своих силах.
LOTUS-RENAULT
Пропуск первых тестов, а также проблемы с мотором Renault означают, что межсезонье для Lotus, по всей видимости, сложилось ничуть не лучше, чем для RBR.
В силу названных причин энстоунцы не имели реального шанса показать свой истинный потенциал. Но перед тем, как делать серьезные выводы, надо всё же дать E22 возможность проехать достаточное количество километров.
В команде работает множество опытных специалистов. Кадровые перестановки перед стартом сезона, в котором произошли, возможно, самые масштабные изменения за последние два десятилетия, априори должны были стать сложным испытанием, но Lotus способна добиться прогресса.
Однако я не думаю, что команда легко придет к тем результатам, что демонстрировала два последних сезона.
МОТОРЫ
MERCEDES
Mercedes, без сомнений, располагает сейчас самым сильным двигателем. Также создается ощущение, что немецкая компания способна обеспечить всех своих клиентов идентичным оборудование и равной поддержкой.
Для Williams, Force India и McLaren это крайне важно.
Но подобный паритет играет ключевую роль и для заводской команды Mercedes. Клиенты Renault сейчас испытывают серьезные проблемы, и RBR не является исключением – так что представители Штутгарта постараются сделать все возможное, чтобы между Росбергом и Хэмилтоном и гонщиками Кристиана Хорнера оказалось как можно больше машин с моторами Mercedes.
Принимая во внимание скандальное введение "двойных очков" в финале сезона, сейчас на счету будет каждый зачетный балл.
FERRARI
Ferrari, похоже, создала мотор, не сильно проигрывающий конкурентам в эффективности. Я говорю проигрывающий, потому как считаю, что Mercedes немного превосходит других моторостроителей.
Свидетельством этому служит простой факт: Sauber и Marussia, машины которых также оснащены двигателями Ferrari, смотрятся не столь сильно, как клиенты Mercedes. А это означает, что мотористам Скудерии также придётся очень серьезно потрудиться.
RENAULT
В Renault больше остальных настаивали на введении новых турбированных моторов V6 объемом 1,6 литра, но зимняя тестовая программа превратилась для французов в настоящий кошмар.
На первой сессии в Хересе в силу разных проблем ни один из клиентов компании не смог проехать хоть сколь-нибудь значимую дистанцию. Первый визит в Бахрейн сложился не многим лучше – в результате Renault по-прежнему остаётся в роли догоняющей.
Так что французскому производителю предстоит проделать невероятный объём работы перед стартом сезона в Мельбурне.
ШИНЫ
После постоянной критики в свой адрес по ходу минувшего сезона в Pirelli решили избрать консервативный подход, и это правильно, принимая во внимание количество неизвестных переменных перед стартом этого чемпионата.
Тем не менее, в этом году резина, как и прежде, будет играть очень важную роль. С учетом возросшего крутящего момента некоторые излишне амбициозные гонщики все равно будут перегревать задние шины, повышая их темпы износа.
Пилоты с более щадящим стилем управления смогут держать ситуацию под контролем, при этом не теряя в скорости – но тот, кто слишком сильно будет давить на газ, дорого за это заплатит.
Итак, кто же лучше остальных справится со всеми этими сложностями в первой гонке? Совсем скоро мы это узнаем.
Но я могу заверить вас: сотрудников команд и мотористов еще ждет множество бессонных ночей перед тем, как в Мельбурне погаснут стартовые огни.