Всем стоит брать пример с Австралии

Дитер Ренкен
1 апреля 2015 в 15:19

В Формуле 1 наступили тяжёлые времена для промоутеров этапов, но организаторы гонки в Мельбурне на собственном примере доказали, что Гран При могут быть не только жизнеспособными, но и процветающими. Дитер Ренкен размышляет о том, какой урок должны извлечь остальные

Контракт на проведение Гран При Малайзии истёк в воскресенье, а организаторы договорились с Берни Экклстоуном на продление контракта лишь в самый последний момент - и камнем преткновения, как обычно, была финансовая сторона вопроса. Однако промоутерам стоит изучить опыт коллег из Мельбурна.

За две недели до этого в рамках дебютного этапа Ф1 Альберт-Парк посетили 315 тысяч человек.

Конечно, некоторые посетители были посчитаны четыре раза, но ведь они купили билет на все дни, а следовательно, получили максимальное удовольствие от полной программы уик-энда.

Гонку своими глазами увидели 103 тысячи болельщиков, что разительно отличается от статистики посещения Гран При Германии, отмена проведения которого была официально подтверждена после этапа в Мельбурне. В прошлом году за весь уик-энд Хоккенхаймринг посетило меньше людей, чем присутствовали в Альберт-Парка в одно только лишь воскресенье.

В Сепанге также проблемы с посещаемостью, особенно на фоне того, что первую гонку в Малайзии в 1999 года увидели 200 тысяч болельщиков.

После удачного дебюта Гран При Малайзии в 1999 году уровень посещаемости этапа стабильно падал © LAT
После удачного дебюта Гран При Малайзии в 1999 году уровень посещаемости этапа стабильно падалФото: LAT

Даже Абу-Даби не удалось собрать “полный зал” (50 тысяч), несмотря на розыгрыш чемпионства и правило двойных очков. Каким же образом на протяжении двадцати лет Гран При Австралии продолжает стабильно пользоваться таким высоким уровнем интереса?

«Всё потому, что мы конкурируем с остальными и пытаемся постоянно поднимать планку, - рассказывает главный устроитель Гран При Австралии Эндрю Уэстакотт. - Мы в буквальном смысле соперничаем с остальными организаторами Гран При по всему миру. В Австралии мы пытаемся всё сделать на высшем уровне, и даже в некотором роде крадём идеи у Аделаиды [Батхёрст], у Сиднея [V8 Supercar], а также у Голд-Коуста и Филип-Айленда, где проходит этап MotoGP.

В Мельбурне можно найти любое занятие по своему вкусу – рынок развлечений всё расширяется, а так как у нас лишь временный автодром, нам необходимо каждый год доказывать болельщикам, что мы лучшие, поднимая планку всё выше и выше.

Наши идеи затрагивают события на трассе, вне трассы, цены на билеты, наличие билетов на один день, гибкость в способах их приобретения и многое другое».

Всё просто: нереализованные билеты на трибуны продаются со скидками в последний день – практика, используемая авиакомпаниями, чтобы заполнить нераскупленные места. Вдобавок ко всему поражает программа поддержки этапа, в рамках которой можно познакомиться с исторической техникой, начиная с прототипа Maybach Special, за рулём которого выступал чемпион мира Формулы 1 1980 года Алан Джонс, и заканчивая множественными версиями шасси Brabham.

Здесь есть и выставка исторических машин по типу Батхёрста, представленная экземплярами Ford Mustang, Falcon, Sierra RS500, визжащими Mazda RX7 и грохочущими Holden. Всё? Нет! Этапы кубка Porsche Carrera и чемпионата V8 Supercar не дадут скучать болельщикам, как и Renault Challenge и импровизированное соревнование по скорости между Mercedes AMG C63, машиной V8 Supercar и Red Bull F1 в исполнении таких звёзд, как Мик Дуэн и Дэвид Култхард.

«С 11 утра и до 7 вечера у нас постоянно что-то происходит, - объясняет Уэстакотт. – Мы открываем ворота в 10:30 утра и закрываемся в восемь вечера. Наряду со всем вышеперечисленным мы организовываем всевозможные семейные развлечения, автомобильные выставки, спонсорские кампании и многое другое.

В качестве развлечений у нас есть “зона Ф1”, где каждый может найти еду на любой вкус и широкий ассортимент пива, а также рекламную продукцию. Также у нас есть “Action” с иллюзионистом, музыкальной сценой и другими активными развлечениями».

Показательные выступления лётчиков - неотъемлемая часть Гран При Австралии© LAT
Показательные выступления лётчиков - неотъемлемая часть Гран При АвстралииФото: LAT

Любой глава семейства может с уверенностью провести все время с четверга по воскресенье со своими отпрысками, зная, что тем даже близко не успеет надоесть широкое разнообразие всевозможных интересных мест и занятий.

Конечно, на руках и организаторов Гран При Австралии есть важный козырь – их контракт с FOM позволяет устраивать всевозможного рода мероприятия в противовес европейским промоутерам, которые могут лишь позволить себе проводить заезды кубка Porsche и гонки серий GP2/3. Австралийцы в свою очередь обустроили даже свою зону для гостей, напоминающую паддок, правда не такую роскошную. Что поделаешь, ведь это бизнес – если ты не настаиваешь на своём, то оказываешься в числе проигравших.

Остальные промоутеры могут поучиться ценовой политике у австралийцев – самый дешёвый билет доступен по цене 79 австралийских долларов ($75 американских).

[>]Сильверстоун: нужно снизить цены на билеты, чтобы выжить

«В первый год Гран При болельщики могли приобрести билет лишь на все четыре дня – четырёхдневный доступ на трибуны или в зону свободного размещения, хотя последние были доступны и с опцией на один день, - продолжает Уэстакот.

Остальные варианты просто были под табу, и никто не хотел экспериментировать. Конечно же, в случае этих экспериментов выигрывали все, так что теперь у нас есть вариант билета в паддок-клуб даже на один день.

Если взять покупку одного билета на все три дня за 100%, то в случае трёх билетов на каждый день по отдельности мы получаем 170%. Доля цены воскресенья составляет 70%, субботы – 60%, и пятницы - 40%».

Этап V8 Supercars стал одной из многочисленных гонок поддержки в Мельбурне © LAT
Этап V8 Supercars стал одной из многочисленных гонок поддержки в МельбурнеФото: LAT

Цены на билеты на пятничные и субботние мероприятия всё же несколько дешевле...

«Конечно. Мы стараемся продать все пятничные билеты по цене в 30% от общих затрат, чтобы как минимум обеспечить присутствие людей на трибунах. Мы также уделяем много внимания дополнительным услугам.

Молодёжь, составляющая основу нашего развивающегося бизнеса, хочет наслаждаться зрелищами, попивая хорошее пиво с огромным вкусным гамбургером.

У них есть возможность получить всё это, заплатив дополнительно 50$. На трибунах мы организовали крытые места - также за дополнительную плату. Людям это нравится.

Кроме того, мы предоставляем корпоративные номера, как, например, GH Morgan Suite в паддоке, являющийся люксовым вариантом. Мы продали его за 4500 австралийских долларов».

Команды искренне приветствуют инициативы промоутеров Мельбурна. К слову, Уэстакотт является единственным организатором этапов календаря Формулы 1, который входит новосозданную рабочую группу по развитию Формулы 1. Результаты такого сотрудничества можно было увидеть сплошь и рядом на протяжении всего уик-энда.

Паддок организован так, чтобы пилоты могли пообщаться с болельщиками © LAT
Паддок организован так, чтобы пилоты могли пообщаться с болельщикамиФото: LAT

«В один из дней я пообщался с Клэр Ульямс [руководитель Williams возглавляет вышеупомянутую рабочую группу], - продолжает Уэстакотт. – И я хочу отметить, что и команды должны приложить усилия для решения многих вопросов.

Коллективы Формулы 1 всегда готовы помочь, но когда дело доходит до подписей, они постоянно находят отговорки, ссылаясь на занятость. Однако в этом году команды решили поддержать нас. Думаю, они остались довольны организацией этапа».

Прекрасное взаимодействие команд и промоутеров можно увидеть на примере специальной “Мельбурнской аллеи”, по которой пилоты и персонал команд проходят к парковке и на интервью с журналистами, окружённые находящимися за ограждением толпами болельщиков.

«Когда теннисисты покидают корт во время розыгрыша турнира Большого Шлема Australian Open, они дают автографы на мячах, на программках и бейсболках. В Формуле 1 же обычно персонал команд и пилоты непосредственно направляются сразу в паддок», - объясняет Уэстакотт.

«Организаторы прекрасно справились с работой, не так ли? – считает Клэр Уильямс. – Всё вокруг сделано с учётом менталитета австралийцев и отношения нации к спорту. Именно по этим причинам Гран При Австралии по-прежнему собирает толпы болельщиков.

Австралийцы гордятся своим Гран При. С точки зрения рекламы и продвижения организаторы провели невероятную работу, сделав внутреннюю жизнь Формулы 1 более открытой и доступной для простого болельщика, и это в свою очередь помогло им поднять уровень продажи билетов. Поклонники Формулы 1 в результате этого получили незабываемые эмоции и ценный опыт.

В наши дни конкуренция за свободное время и деньги людей чрезвычайно плотная, и чтобы победить в этой борьбе, необходимо упорно работать. Постоянные инновации компании, организующей Гран При Австралии, являются ключом к их успеху».

На удивление многих Гран При Австралии в 1996 году переехал из Аделаиды в Мельбурн © LAT
На удивление многих Гран При Австралии в 1996 году переехал из Аделаиды в МельбурнФото: LAT

Все эти усилия приносят свои дивиденды, ведь за 20 лет действия контракта проведение Гран При Австралии обошлось налогоплательщикам в 400 миллионов австралийских долларов.

То, что власти штата Виктория продолжают поддерживать этап, свидетельствует о его рентабельности, однако обязанностью Уэстакотта является пополнение местного бюджета, что в этом году усложняется конкуренцией из-за проведения Кубка мира по крикету.

«В четверг рекорд посещаемости Альберт-Парка 2005 года был превзойдён на несколько тысяч человек. На пятницу было продано примерно столько же билетов, сколько мы продавали в среднем за последние шесть-семь лет, но в то же время доход от реализации продукции вырос, поэтому мы выполнили планы по наполнению бюджета, - продолжил Уэстакотт.

За четыре дня Альберт-Парк посетили 314,900 человек. В 2013 году только лишь в воскресенье мы приняли 103 тысячи болельщиков, а в прошлом году - 100,500. Успехи Даниэля Риккардо приковали внимание к Формуле 1 многих жителей Мельбурна.

И всё это несмотря на ослабление курса австралийского доллара и новую гибридную формулу двигателей, которые в прошлом году подняли столько шума из-за, собственно, отсутствия этого самого шума.

Я убеждён, что моторы в этом году звучат громче [вероятно, из-за укороченной выхлопной системы]. После прошлогодней гонки мы интересовались мнением болельщиков по поводу звука – он понравился многим, включая наших партнёров, болельщиков, их семьи и даже детей».

Однако не только местные жители приветствуют усилия промоутеров. В этом году в последний раз организацией Гран При Австралии занимался бывший мэр Мельбурна и близкий друг Берни Экклстоуна Рон Уокер, который ещё в 1996 году совершил локальный переворот, отобрав право проведение этапа у Аделаиды.

«Из-за того, что наша страна так далеко находится от США и Европы, любое международное крупное соревнование оказывает позитивный общественный эффект, - считает австралийский представитель во Всемирном совете FIA по автоспорту Гарри Конелли, заодно исполняющий обязанности судьи Формулы 1.

В качестве развлечений в Мельбурне организованы импровизированные соревнования дорожных автомобилей, техники V8 Supercars и машин Формулы 1 © LAT
В качестве развлечений в Мельбурне организованы импровизированные соревнования дорожных автомобилей, техники V8 Supercars и машин Формулы 1Фото: LAT

Мы часто упускаем из вида, какое влияние может оказывать автоспорт на местное население. Австралия же демонстрирует прекрасный пример, который могут перенять другие организаторы.

Здесь на высочайшем уровне организована поддержка важных корпоративных гостей, билеты в Паддок Клуб всегда распроданы. Вы теряетесь в огромном количестве местных спонсоров, задействованных в мероприятии! Многие люди и компании хотят быть вовлечены, поскольку они гордятся нашим этапом.

Взгляните на список ресторанов и отелей, задействованных для болельщиков. То же самое можно увидеть, когда у нас проходят теннисные соревнования, футбольные матчи или Кубок Мельбурна по конному спорту. Жители города испытывают гордость за состояние дел со спортом в Мельбурне».

Руководитель автоспортивного подразделения Pirelli Пол Хембри, успевший побывать на разнообразных спортивных соревнованиях по всему миру, согласен с вышесказанным мнением: «Вам следует прогуляться вокруг и убедиться, сколько усилий потрачено, чтобы организовать событие такого уровня.

Гран При Австралии – это не просто гонка, это широкое мероприятие, позволяющее болельщикам на протяжении всего уик-энда найти занятие по своему вкусу.

Если вы попадаете в Альберт-Парк, то не просто сидите на трибунах. Вы можете увидеть разнообразные выставки спортивных и дорожных автомобилей. Здесь проводится этап V8 Supercars, а также множество мероприятий для детей. Кроме того, организаторы тесно работают с местными школами.

В пятницу я организовывал встречу со школьниками, и было приятно пообщаться со всеми этими подростками. Организаторы предприняли массу усилий, чтобы люди, придя сюда, смогли в полной мере насладиться уик-эндом».

Заключительные слова Уэстакота как нельзя лучше характеризуют философию компании, которую он возглавляет: «Самое главное заключается в том, чтобы мы постоянно обновляли список мероприятий, придумывали новые забавы, внедряли что-то новое. И я вам скажу, в этом плане мы настоящие лузеры, ведь позже, когда мы садимся вместе и пьем холодное пиво и шампанское, обсуждая прошедший этап, нам в голову приходят сотни идей по поводу того, что можно было бы сделать лучше. И всё это мы обычно стараемся воплотить в следующем году».

Малайзия и Германия, берегитесь…

Чему стоит поучиться у ГП Австралии?
Чему стоит поучиться у ГП Австралии?

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle