Почему у Williams все пошло не так?
Расстановка сил в начальной фазе сезона прояснилась в Мельбурне. Пожалуй, главной неожиданностью стала форма Williams. После тестов команде были полна оптимизма – но вдруг оказалась далеко позади. Эд Стро выясняет причины и анализирует, удастся ли выправить положение
Чей темп неприятнее всех удивил во время Гран При Австралии?
«McLaren», - скажете вы? Подумайте ещё.
Пока в центре внимания оказался неудачный дебют MP4-28 из Уокинга, для Williams уик-энд обернулся настоящей катастрофой. По итогам предсезонных тестов команда из Гроува закрепила за собой звание лучшей из тех, кто не входит в первую пятёрку, однако в Мельбурне Пастор Мальдонадо и Валттери Боттас были вынуждены бороться в самом хвосте группы середняков.
Ещё больше подчеркивает неудачу команды тот факт, что пилот Marussia Жюль Бьянки какое-то время по ходу гонки опережал Мальдонадо, а Боттас и вовсе финишировал с отставанием в круг от лидера, хотя пилотировал достойно, что немного подсластило горькую пилюлю.
Конечно, Мальдонадо не ожидал такого подвоха. Впервые сев за руль новой машины в Барселоне в середине февраля, он не мог сдержать своего восторга по поводу её потенциала. Однако, выбыв после первого сегмента квалификации в Австралии, Пастор назвал FW35 неуправляемой.
«Проблемы с машиной не носили периодический характер, – сказал Мальдонадо в субботу вечером. – Она постоянно ехала из рук вон плохо. Ей не хватает сцепления с трассой, и вместе с парнями, ответственными за аэродинамику, мы должны разобраться в причинах возникших проблем. На данным момент мы не знаем, что именно работает не так.
Управлять машиной не просто трудно, а невозможно. У нас появились некоторые обновления, но, допускаю, они работают, не так, как надо. Финальные тесты в Барселоне не соответствовали нашим ожиданиям. Но мы и представить не могли, что здесь всё будет настолько плохо».
Венесулец говорил не только о поведении машины на мокрой трассе, низкий темп FW35 подтвердился и в гонке. Боттас, который смог пройти во вторую часть квалификации, отметил, что плохие погодные условия лишь усугубили недостатки машины.
«Нам просто недоставало сцепления и не удавалось заставить шины работать, особенно на сыром асфальте, – сказал он. – Было очень сложно управлять машиной, так что нам нужно хорошо поработать, чтобы улучшить её и сделать её более стабильной.
Некоторые проблемы проистекали от неблагоприятных условий [в квалификации], но, находясь на трассе рядом с другими машинами, вы можете заметить разницу в уровне сцепления".
С учётом обстоятельств, сложившихся на Гран При Австралии, трудно делать далеко идущие выводы о реальных возможностях Williams FW35. Но в прошлом году команда стала одним из открытий первого уик-энда сезона. Пастор Мальдонадо вполне мог финишировать на шестом месте, если бы не разбил машину на последнем круге. Тогда Williams по скорости укладывался в 1,078% от темпа лидера. В 2013 году отставание составило 3,427%.
Основная загадка состоит в том, откуда взялась столь огромная разница между результатами команды во время первых тестов и тем, где она находится сейчас. Это свидетельствует, что проблема не фундаментальная, а заключается в выбранном направлении развития.
«Во время первой тестовой сессии в Барселоне Пастор, едва сев за руль, сказал, что машина ведёт себя гораздо стабильнее, и он очень комфортно чувствует себя, – сказал технический директор Майк Кофлэн. – В тот раз мы сосредоточились на проверке работы некоторых систем, которую мы не могли провести на базе.
Затем, во время заключительной предсезонной сессии, мы установили на машину некоторые обновления и, возможно, допустили ошибки. Нам нужно сделать шаг назад и всё проверить”.
Кофлэн продолжает верить в то, что проблему получится решить в кратчайшие сроки. Его позиция сильно отличается от той, которой придерживается руководство McLaren, признавшее, что их ждёт долгий путь по возвращению MP4-28 в число лидеров. Однако не стоит забывать, что машина McLaren сильно отличается от своей предшественницы, в то время как в конструкцию FW35 не было привнесено ничего революционного.
Учитывая, что в прошлом году их автомобиль был достаточно быстр, чтобы побороться за пятое место в Кубке Конструкторов – если бы гонщики не растеряли так много очков по ходу сезона, – Williams всё же вправе претендовать на кредит доверия.
«Конструкция передней подвески осталась той же, – сказал Кофлэн. – Задняя претерпела лишь небольшие изменения в геометрии. Поэтому мы не отказываемся от тех целей, которые поставили перед собой на этот сезон. Мы не считаем, что основная проблема заключается в машине. Дело в детальных настройках и тонкостях аэродинамики, с которыми нужно разобраться».
Наиболее очевидная причина, по которой команда столкнулась с трудностями, заключается в конструкции выхлопа и боковых понтонов. Обновленная версия появилась на второй тестовой сессии в Барселоне, а в Мельбурне команда параллельно испытывала оба варианта в пятницу, в итоге вернувшись к первоначальному на оставшуюся часть уик-энда.
Williams не планирует использовать новую спецификацию и по ходу этапа в Малайзии, однако вполне может протестировать её в пятницу, чтобы собрать больше данных. Решающее значение при принятии этого решения будет играть температура воздуха, потому что охлаждающие характеристики нового пакета не столь хороши, как старого.
Исходная конфигурация была близка к концепции McLaren, в то время как новая по форме задней части понтонов больше напоминает решения других команд, использующих двигатели Renault. Кофлэн признаёт, что команда находится в роли догоняющей в вопроса развития технологий использования выхлопных газов, поскольку не имела возможности применения их с двигателями Cosworth в 2011-м. Есть надежда, что пакет обновлений дебютирует уже в Китае.
Не стоит забывать, что похожая конфигурация выхлопной системы позволила Red Bull Racing закрепиться в лидерах на старте прошлого сезона.
Но это не единственная проблема. После гонки Кофлэн изо всех сил старался не сваливать всю вину на шины Pirelli образца 2013 года. Но, давайте будем честны, переход на новую резину, отличающуюся повышенным уровнем зернения, и темпами износа, добавил головной боли.
«Суть в том, что нам не удается заставить шины работать как следует, и здесь тоже нужно разобраться в причинах, – сказал Кофлэн. – Ещё слишком рано говорить, что проблема заключается именно в резине. В настоящий момент вы можете сказать, что дело именно в этом, но Кими Райкконен так не думает. Вероятно, и Адриан Сутиль придерживается иного мнения – его темп был впечатляющим. Поэтому я не думаю, что было бы верно винить во всем шины. Просто мы недостаточно хорошо сделали свою работу.
Температура воздуха в Малайзии будет около 30 градусов. Может быть некоторые из наших проблем исчезнут? Я не хочу сказать, что все дело лишь в температуре воздуха, и мы понимаем это – но более жаркие условия могут помочь нам».
Разумеется, первопричина всех этих неприятностей может заключаться в недостатках машины, а не резины. Кофлэн признаёт это, хотя его точка зрения состоит в том, что слишком узкий рабочий диапазон шин может вносить заметный вклад.
«Да, именно так, - сказал Майк, когда его спросили, могут ли проблемы с шинами быть вызваны недостатком прижимной силы. - Эти вещи взаимосвязаны. Если сцепление с трассой будет немного лучше, это позволит быстрее прогреть резину и благоприятно скажется на скорости».
Работа над исправлением ошибок начнётся уже в Малайзии. Сейчас Кофлэн уверен, что задача выполнима, хотя опыт показывает – процесс может занять длительное время.
Однако, учитывая результаты, которых команда добилась по ходу прошлого сезона, было бы разумно дать ей время на решение проблем, прежде чем говорить о фундаментальных просчётах в конструкции новой машины.
На данный момент ситуация не выглядит критично, но всё может измениться, если Williams не сможет добиться прогресса к началу европейской части сезона.
«Никакого кризиса нет, – уверен технический директор. – Конечно, это неприятно, но мы –состоявшаяся команда с великой историй и хорошими специалистами. Мы проделали серьезную работу в прошлом году и сейчас должны просто понять, что пошло не так».