Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Счастливый исход шинной драмы

Джонатан Нобл
16 июля 2013 в 14:18

Неприятную ситуацию с шинами, возникшую в Сильверстоуне, удалось разрешить до того, как она переросла во что-то более серьезное, вроде забастовки пилотов на Гран При Германии. Но Джонатан Нобл уверен, что события могли бы развиваться и по иным сценариям…

Вот уже почти два десятилетия прошло с тех дней, когда гонщики Формулы 1 в последний раз открыто заявляли, что им "неуютно" и даже «страшно» в кокпите. Такие слова звучали после печально известной Имолы 1994 года.

И если уж такие пилоты, как Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон, чья смелость не вызывает ни малейших сомнений даже в сравнении с коллегами по пелотону, начинают подавать признаки страха – значит, ситуация и впрямь приобретает серьёзный оборот.

Вне всяких сомнений, история с шинами в Сильверстоуне подвела Формулу 1 к самому краю.

Из-за череды взрывов резины FIA и Pirelli в срочном порядке вынуждены были не просто прибегнуть к приёмам кризисного управления, чтобы удержать поезд на рельсах – весь спорт оказался лишь в одном шаге от серьезных проблем.

Большинство членов Ассоциации пилотов Гран При были готовы были бойкотировать этап в Германии, эмоции и страсти дошли до точки кипения, и хватило бы единственного инцидента с резиной во время тренировок, чтоб ситуация вообще вышла из-под контроля.

Однако, страсти улеглись, и уик-энд Формулы 1 на Нюрбургринге оказался настоящим триллером с полноценным хэппи-эндом. Теперь стоит поразмыслить над тем, насколько нам всем повезло, ведь Формуле 1 удалось избежать куда худших сценариев.

Алонсо увернулся от ошмётков резины Переса, но могло быть иначе © LAT
Алонсо увернулся от ошмётков резины Переса, но могло быть иначеФото: LAT

В конце концов, любой из пилотов, у кого в Сильверстоуне на полном ходу взорвалась шина, мог серьёзно пострадать.

Если бы Фернандо Алонсо готовился опередить Серхио Переса слева, а не справа, когда на машине мексиканца не выдержала резина, то перегрузка в 3,6g после удара ошметком протектора на скорости 288 км/ч могла бы иметь фатальные последствия.

На самом деле, в стремлении пощекотать нервы Формула 1 зашла гораздо дальше, чем можно подумать после нескольких отказов шин в Сильверстоуне. На самом деле, лишь переменчивость британской погоды помогла избежать куда более серьёзных проблем.

Марк Уэббер неслучайно говорил, что сценарий Гран При Великобритании мог стать повторением развития событий Индианаполиса 2005 года. Если бы пятничные тренировки прошли в теплую и сухую погоду, Формулу 1 могло ждать настоящее фиаско. Существовала более чем реальная вероятность вовсе не увидеть воскресную гонку, если бы в первый день уик-энда вместо моросящего дождя светило солнце.

Однако, в Сильверстоуне удалось избежать такого сценария развития событий – нет сомнений, что он имел бы фундаментальные последствия для всей Ф1.

По сути, сырая пятничная погода Сильверстоуна предотвратила отмену гонки © LAT
По сути, сырая пятничная погода Сильверстоуна предотвратила отмену гонкиФото: LAT

Нынешнее лето в Европе выдалось ненастным, по-настоящему хорошую погоду обещали лишь с начала июля [уик-энд в Сильверстоуне прошел 28-30 июня]. Потому с высокой вероятностью гонка могла пройти в дождевых условиях, подобных пятничным.

При таком раскладе ни команды, ни Pirelli так бы и не опробовали слики в деле. И не было бы никаких причин беспокоиться об особых свойствах конструкции со стальной лентой под протектором, перестановке колес местами или низкого давления в шинах.

Конечно, Гран При Германии, где нагрузка на резину по оценкам одного из инженеров составляет примерно 65% от уровня Сильверстоуна, тем более мог пройти без проблем, не говоря уже про следующий этап в Будапеште на медленном Хунгароринге.

При таком сценарии отдохнувшее после летнего перерыва сообщество Формулы 1 с удвоенной энергией вернулось бы к работе в Бельгии, даже не подозревая о возможности крупных неприятностей.

В 2011 году мы уже видели, как Red Bull Racing оказалась в очень опасной ситуации во время Гран При Бельгии, решив использовать экстремальные настройки развала-схождения на пуленепробиваемых по сравнению с теперешними шинах.

Так что в потенциальном сценарии, который мы рассматриваем, пилоты Формулы 1 ринулись бы в бой в таких невероятно сложных и техничных поворотах, как Eau Rouge и Blanchimont, на резине, которая – как теперь знают все – в силу своей структуры, давления, развала и перестановки колёс местами не справилась бы с поставленной задачей.

Проблемы с резиной могли и не выявится до этапа в Спа © LAT
Проблемы с резиной могли и не выявится до этапа в СпаФото: LAT

Вероятная перспектива череды инцидентов в пятничных и субботних заездах – вне зависимости от того, приведут они в итоге к авариям или нет – была бы достаточной причиной, чтобы сценарий Инди-2005 повторился вновь.

Возможно, угроза материализовалась бы лишь в воскресенье, и Чарли Уайтинг остановил бы гонку, к чему, по собственным словам, был близок в Сильверстоуне…

Это могло стать лишь началом проблем Формулы 1 с резиной.

Оправиться от шинных неприятностей в Спа оказалось бы гораздо более хлопотно: обеспокоенность членов Ассоциации пилотов Гран При вопросами безопасности звучало бы в десять раз громче, так как следующий этап календаря – скоростная Монца.

Организовать же в авральном режиме какие-то дополнительные тесты для оценки прототипов резины, призванных заменить опасные образцы, до Гран При Италии оказалось бы ой как непросто.

Следует также учитывать вероятность возникновения настоящего политического коллапса, если бы командам в целях безопасности позволили использовать в тестах машину 2013 года – за что ранее была наказана Mercedes.

В Монце нагрузка на резину также очень велика © LAT
В Монце нагрузка на резину также очень великаФото: LAT

Пришлось бы перекраивать календарь? Отменять Гран При? Ставить под угрозу продолжение чемпионата? Возможно.

К счастью, Формуле 1 удалось избежать сценария с вышеуказанными неприятностями.

Благодаря сложившимся обстоятельствам и оперативной реакции FIA и Pirelli, участники Больших Призов может смело отправляться на такие сложные для шин автодромы, как Спа, Монца и – чуть позже – Сузука, испытывая при этом уверенность, что разговоры во время Гран При будут идти о шинных тактиках, а не о шинных инцидентах.

Хотя чемпионат и избежал крупных неприятностей, нельзя считать, что для окончательного решения проблем в данной ситуации сделано достаточно.

Все команды в индивидуальном порядке выразили желание помочь Pirelli, сделать для компании всё возможное, но пока что далее слов дело так и не пошло.

Pirelli приглашала всех желающих предоставить машину для частных тестов на минувшей неделе на автодроме Поля Рикара, однако в итоге компании вновь пришлось использовать устаревшую Renault 2010 года. Данная ситуация может повториться и через неделю в Барселоне во время следующих запланированных итальянскими шинниками тестов.

Предложение FIA и Pirelli провести дополнительную сессию в Бразилии сразу по окончанию сезона также получило от команд лишь незначительную поддержку – даже при том, что в 2014 году Формулу 1 ждут огромные изменения, которые, без сомнений, окажут большое влияние на требования к резине.

Если ситуация не изменится, и Pirelli так и не получит реальной помощи в разработке резины на 2014 год, то кто в таком случаем сможет гарантировать, что проблемы 2013-го не повторятся и в следующем сезоне с новым поколением машин и двигателей?

Пол Хембри хочет ощущать реальную поддержку со стороны команд © LAT
Пол Хембри хочет ощущать реальную поддержку со стороны командФото: LAT

Начали ли задумываться команды над тем, как поведут себя дождевые шины в следующем году на машинах, двигатели которых развивают такой большой крутящий момент? Или пилоты действительно собираются дождаться дождевой тренировки Гран При Малайзии, чтобы выяснить это непосредственно на трассе?

Директор автоспортивного подразделения Pirelli Пол Хембри поведал, что разговоров о готовности помочь итальянским шинникам было много, однако в данный момент среди команд по-прежнему витает идея-фикс по поводу планов возвращения к использованию кевларовой ленты в резине этого года.

«Один из заметных пилотов недавно заявил мне, что гонщикам не нравятся дождевые шины, и я сказал ‘А давай проведём тесты’. Но на такое предложение наверняка никто не откликнется.

Я понимаю причины их замечаний, но мы не в состоянии разобраться с проблемами [в нынешних условиях]. Ситуация должна измениться. Мы не можем допустить повторения сценария, когда нам приходится действовать со связанными руками».

Лишь небесные силы (в прямом смысле) помогли Формуле 1 избежать серьёзных проблем в этом году, будь то в Сильверстоуне, в Спа или в Монце.

Однако нельзя лишь полагаться на капризную госпожу Удачу, если спорт хочет избежать повторения неприятностей с шинами в следующем году.

Счастливый исход шинной драмы
Счастливый исход шинной драмы

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle