Гран При Кореи: любопытная статистика
Какое достижение Альберто Аскари и Джима Кларка смог повторить Себастьян Феттель благодаря очередной уверенной победе в Корее? Можно ли говорить, что из-за Red Bull Racing в карьере Льюиса Хэмилтона длится самая длинная черная полоса? На эти и другие вопросы ищет ответ Микеле Мерлино
Еще один "большой шлем" для Феттеля
Гран При Кореи ознаменовался 34-й победой в карьере Себастьяна Феттеля, которая, к тому же, оказалась четвертой подряд – похожая серия уже была у пилота RBR год назад от Сингапура до Индии, а на стыке 2010-2011 годов от Бразилии до Малайзии. А вот подниматься на вершины подиума в пяти гонках кряду немцу не удавалось еще никогда…
Поул, лучший круг и лидерство на протяжении полной дистанции позволили Себу вновь добиться высшего статистического достижения – "Большого шлема". Теперь у него в коллекции их уже четыре. Столько же за все время выступлений в чемпионате удалось заработать еще трем чемпионам мира, Джеки Стюарту, Айртону Сенне и Найджелу Мэнселлу.
Не менее примечательно, что Феттель стал всего третьим пилотом за 64 сезона, кому удалось примерить "шлем" дважды подряд.
Прежде такого же выдающегося результата смогли на заре времён добиться Альберто Аскари в 1952-м (Германия и Голландия) и Джим Кларк в 1963-м (Голландия и Франция).
Если вспомнить, что в прошлом году Себ стартовал в Японии с поула, лидировал до самого финиша, показал лучшее время круга и выиграл, то сейчас его шансы на третий кряду "шлем" весьма высоки.
Еще до нынешнего этапа в Йонаме Феттель мог похвастать впечатляющей статистикой лидирования (за три года немец провел во главе пелотона 153 круга из 155, что физически проехал – при том, что общая дистанция трёх гонок составила 165 кругов).
Теперь цифры выглядят еще более внушительно: на счету немца 208 из 220 кругов лидерства на корейской трассе (94%), а из его собственной пройденной дистанции гонщик оставался первым и вовсе 99% времени. Стоит напомнить, что в дебютном для этого этапа 2010-м Феттель сошел из-за поломки за десять кругов до финиша, возглавляя к тому моменту пелотон.
Себастьян остается на дистанции первым с 28-го круга Гран При Италии – после этого он не пустил в лидеры никого из соперников в Сингапуре и Корее. Таким образом, общее количество кругов на первой позиции достигло уже отметки '142' (что составляет 768 км).
В прошлом году пилот лидировал с 23-го круга в Сингапуре до финиша в Индии, что составляет 205 кругов (1111 км).
Вот уже в 40-й раз Феттель завершает Гран При, имея больше всех очков в активе. Еще до конца этого сезона он непременно преодолеет показатель Ники Лауды: трёхкратный чемпион мира 42 раза в карьере оставался лидером после очередной гонки.
проклятие поула
Вот уже в 16-й раз за время выступлений в Ф1 Льюис Хэмилтон оказывается в квалификации вторым – уступив только пилоту Red Bull Racing. В 13 случаях британца опережал в споре за поул Себастьян Феттель, остальные случаи приходятся на долю Марка Уэббра.
Это немалая цифра, близкая к 23 эпизодам, в которых Михаэль Шумахер оказывался вторым позади соперника из Williams – это наивысший показатель в соперничестве пилота и команды за поул.
Уже 26 раз с момента дебюта Льюис оказывался на решетке вторым. Кроме 16 уже описанных случаев в шести эпизодах его огорчали гонщики Ferrari (все эпизоды датируются 2007-08 годами, причем быстрее неизменно оказывался Фелипе Масса), и всего четырежды британца обгоняли собственные напарники.
Подобные эпизоды имели место в дебютном для Льюиса сезоне-2007, когда в Монако и Италии быстрее оказывался другой пилот McLaren Фернандо Алонсо. А в нынешнем сезоне Нико Росберг огорчал партнёра в Испании и Монако.
Вообще же вторым чаще всего в истории Формулы 1 стартовал четырёхкратный чемпион мира Ален Прост – на счету Профессора 53 позиции с четной стороны первого ряда решетки.
Понятно, что чаще всего француза огорчал его непримиримый соперник Айртон Сенна – 26 раз, из которых 19 приходятся на два сезона 1988-89 годов, когда они были напарниками. Всего в девяти случаях за 14-летнюю карьеру Проста его опережали в споре за поул все остальные его напарники, вместе взятые.
Всего на одну позицию опережает Хэмилтона по числу вторых стартовых позиций его соотечественник Дэймон Хилл. Британец не так долго выступал на действительно быстрой машине, причем это происходило в самом начале его карьеры.
Потому неудивительно, что уже в первом полном сезоне 1993 года Хилл 10 раз оказывался на решетке сразу за своим напарником Простом. Еще девять раз Дэймона огорчал его главный протагонист середины 90-х Михаэль Шумахер.
Сам немец по рассматриваемому параметру, что удивительно, не является абсолютным лидером в истории. Правда, Просту он уступает немного, имея в списке достижений 48 стартов со второго места. Причем всего шесть раз случалось так, что немец оказывался позади напарника.
Вообще же у семикратного чемпиона не нашлось соперника, который огорчал бы его много чаще других. В списке тех, кто стартовал первым впереди Михаэля, значится 17 разных фамилий. Хилл возглавляет его с семью эпизодами.
Как и Хэмилтон, 26 раз позиция сразу следом за лидером по итогам квалификации доставалась Дэвиду Култарду. В этом случае – едва ли это кого-то удивит – главным "злодеем" стал напарник шотландца на протяжении многих сезонов, Мика Хаккинен. 15 раз он выигрывал спор за поул только во время трёх их совместных чемпионатов в составе McLaren в 1998-2000 годах.
Феттель и Хэмилтон уже в 20-й раз вместе начинали гонку с первого ряда. Столько же раз коллегой Себа во главе решетки оказывался Марк Уэббер.
ЦИФРЫ против Алонсо
Квалификационные неприятности Фернандо Алонсо продолжаются. Уже в десятый раз подряд испанцу не удается пробиться в квартет сильнейших по итогам субботней сессии, а с первого ряда в нынешнем сезоне он не стартовал вовсе.
Это недвусмысленно свидетельствует, что шансов завоевать чемпионское звание у гонщика практически не осталось. История знает всего один случай, когда пилоту Ф1 удавалось стать сильнейшим по итогам сезона, ни разу не начав гонку с первой или второй позиции: в далеком уже 1984 году подобное проделал Ники Лауда.
В том сезоне австрийцу не удалось подняться выше пятой позиции на решетке в девяти первых Гран При, и лишь на британском этапе он показал третью скорость на одном круге.
Феттель, с другой стороны, в этом году регулярно присутствовал на субботней пресс-конференции троих быстрейших гонщиков, сделав исключение лишь в Китае, где команда приняла решение не выезжать в финальном сегменте, чтобы сберечь шины.
Именно там, в Шанхае, Red Bull Себа единственный раз в нынешнем сезоне располагался на решетке позади Ferrari Алонсо.
Статистика Гран При Кореи
• Кими Райкконен уже в шестой раз в сезоне финишировал вторым. Рекордом являются семь "серебряных" результатов за год. Сам финн добился подобного в 2003-м, также отличились Прост в 1988-м и Баррикелло в 2004-м. Остальные случаи приводили гонщиков к титулу: Пике в 1987-м, Хаккинена в 2000-м и Алонсо в 2006-м.
Райкконен впервые побывал на подиуме в Мокпхо, и теперь в его коллекции нет трофеев всего с двух трасс из нынешнего календаря: Нью-Дели и Остина
• Для Ромена Грожана третий в сезоне пьедестал стал точной копией двух первых. В Бахрейне и Германии он также финишировал третьим, уступив Феттелю и Райкконену. Всего же француз финишировал в призовой тройке уже шесть раз, но в пяти из них проигрывал напарнику. К эпизодам 2013 года надо добавить Бахрейн и Венгрию-2012
• Renault также в третий раз в сезоне может похвастать, что её моторы использовали все призеры Гран При, а победа стала для компании уже 160-й с дебютного 1977 года. В 1996-м французы добивались "эксклюзивного" подиума пять раз
• Нико Хюлькенберг стал четвертым, повторив лучший результат в карьере, которого впервые добился в прошлогодней Бельгии. Это же относится и к 11-й позиции его напарника Эстебана Гутьерреса (ранее он оказался на этой же строчке итогового протокола в Испании)
• Избежав контакта с потерявшей управление машиной своего напарника Массы, Фернандо Алонсо, тем не менее, потерял позиции по итогам стартового круга – такого с ним не случалось ни разу после Гран При Индии 2011 года. В 35 гонках подряд испанец обгонял кого-то из конкурентов или как минимум оставался при своих (в эту статистику не включены прошлогодние Спа и Сузука, где гонщик не закончил первый круг). Итоговое шестое место стало худших результатом лидера Ferrari в Корее
• Пастор Мальдонадо, напротив, выдал лучший старт в сезоне, выиграв на первом круге девять мест
• Уэббер не может выиграть уже 25 гонок. Аналогичный отрезок у него уже был с бельгийского этапа 2010 года до Абу-Даби в 2011-м. С первой победы Марка на Гран При Германии 2009 года это рекордно длинная серия без выигрышей
• Для Force India еще один этап закончился двойным сходом. Такое уже случалось в Малайзии, Венгрии и Италии. Из десяти последних стартов пилотов лишь два, у Адриана Сутиля в Спа и Сингапуре, заканчивались проездами под клетчатый флаг.
По пройденной дистанции Force India безнадежно уступает всем другим командам, добравшись только до отметки '6958'. Вторая с конца позиция у Toro Rosso, но результат заметно выше - 7269. Больше всего километров общими усилиями преодолели гонщики McLaren – 8431. У них было всего три схода: в Малайзии (Баттон), Монако (Перес) и Великобритании (Перес).
Причем в каждом из случаев пилот успевал проехать достаточно, чтобы попасть в итоговую классификацию. Таким образом, у McLaren пока нет в нынешнем сезоне ни одного этапа, на котором хоть кто-то из её гонщиков не был бы официально классифицирован на финише
• Для Феттеля корейский поул стал уже 42-м в карьере, а для двигателей Renault – 208-м. Это позволило французам сравняться с Ferrari в исторической таблице. Кроме того, для представителей Германии эта квалификационная победа стала 125-й за время проведения чемпионатов мира. Немцы догнали бразильцев на второй строчке, тогда как лидируют подданные Великобритании с 217 поулами
• После того, как Жюля Бьянки наказали за блокировку Пола ди Ресты, Феттель остался единственным пилотом, кто стартовал впереди напарника во всех 14 гонках сезона
• В четвертый раз выступая в Йонаме, Алонсо теперь занимал на старте все места с третьего по шестое. В 2010-м гонщик был третьим, затем шестым, четвертым, а сейчас – пятым. На пятой позиции решетки испанец оказался уже в 28-й раз в карьере, догнав по этому показателю бывшего единоличного лидера Рубенса Баррикелло.