Логике вопреки, или Как Макс Ферстаппен пошёл против Red Bull в Монце и выиграл

Джонатан Нобл
Вчера в 21:20
Фото: Getty Images / Red Bull Content Pool

Победа на Гран При Италии однозначно войдёт в список одной из самых гениальных в карьере нидерландского гонщика…

Четырёхкратный чемпион мира Формулы 1 Макс Ферстаппен и команда Red Bull Racing впервые с Имолы в середине мая вернулись на вершину подиума. Причём выиграли они с отрывом в 19 секунд, прямо как в свои лучшие годы. Как им это удалось? Знаете, этот успех не поддаётся никакой логике.

Ещё два этапа назад, в Венгрии, лидер «Красных быков» без каких-либо видимых проблем финишировал девятым с отставанием в 1 минуту и 12 секунд от победителя Ландо Норриса на McLaren. Парадоксально, да? Но ещё удивительнее выглядит успех на Гран При Италии в свете технических подробностей из стана Red Bull Racing. Макс выиграл гонку с настройками, которые, по идее, должны были отбросить его за пределы подиума. Слово журналисту The-Race Джонатану Ноблу.

Максимальная скорость против прижимной силы

Первые признаки прогресса Red Bull Racing наметились ещё на пятничных тренировках. Обновлённый аэродинамический пакет с антикрыльями под Монцу сработал. По итогам дня Макс Ферстаппен уступил менее двух десятых секунды пилотам McLaren, которые на скоростной итальянской трассе явно чувствовали себя не в своей тарелке.

«Мы конкурентоспособнее, чем на других трассах. Я доволен машиной», — сказал четырехкратный чемпион мира Формулы 1.

В поисках дополнительных десятых и сотых долей секунды Red Bull Racing опробовала в заключительной тренировке в субботу утром экстремальную версию заднего антикрыла с низкой прижимной силой. Это крыло имело агрессивный вырез на основной плоскости — явно для обеспечения более высокой максимальной скорости за счёт уменьшения прижимной силы в поворотах.

Секундомер показал: экстремальная концепция работает. Если с предыдущей конфигурацией крыла Макс проехал свой лучший круг за 1.19,688, то с новой установил 1.19,513, а под клетчатым флагом прибавил ещё — 1.19,498, что было всего на 0,002 секунды медленнее лидера чемпионата Оскара Пиастри на McLaren. То есть Макс снял почти две десятые секунды! Здорово, ничего не скажешь. Только было несколько спорных моментов.

Да, на старт/финишной прямой Ферстаппен прибавил на 6-8 км/ч и к первому повороту отыгрывал 0,050 секунды, но он сильно терял в скорости на втором секторе, где расположены практически все повороты Монцы. Более того, в Parabolica, поворот, выводящий на главную прямую, он въезжал со скоростью на 10 км/ч медленнее, чем раньше!

Ещё и баланс заметно ухудшился. Из-за дефицита прижимной силы автомобиль вел себя нервно в поворотах, и Ферстаппену приходилось прикладывать немалые усилия, чтобы удерживать его на трассе. Но действующему чемпиону мира Ф1 эта конфигурация машины понравилась.

© Red Bull Content Pool
Фото: Red Bull Content Pool

Вопреки логике

На брифинге Red Bull Racing после третьей части свободных заездов разгорелись жаркие дебаты о том, что делать дальше. Инженеры настаивали на возвращении к пятничной конфигурации с менее экстремальным задним крылом. В общем-то они были правы.

Да, в квалификации с опробованной в субботу конфигурацией можно было «выстрелить». Но в гонке такие параметры априори должны были привести к постоянному скольжению, перегреву шин, потере их эффективности и скатыванию Макса Ферстаппена куда-нибудь в середину пелотона. Нидерландский гонщик выступил против и настоял на втором варианте, вопреки мнению технических специалистов.

«Нам казалось, что с таким низким прижимом нереально добиться оптимального баланса. Но Макс продавил это решение, убедив команду, что это возможно», — объясняет новый глава «Красных быков» Лоран Мекис.

Судя по всему, перед квалификацией проблема баланса была частично решена добавлением ещё нескольких закрылков на переднее крыло, чтобы Максу было проще атаковать и ввинчивать машину в повороты. Всё равно такая настройка была не совсем естественной. Тем не менее она сработала: спустя несколько часов Макс взял первый поул с майского этапа в Майами!

«Макс повёл нас по очень необычному направлению работы с настройками и оказался прав», — заключил руководитель RBR.

© Red Bull Content Pool
Фото: Red Bull Content Pool

Моменты истины

По-настоящему доказать правоту или, наоборот, неправоту действующего чемпиона мира Формулы 1 должна была гонка. С экстремально низким прижимом машина обычно скользит везде и всюду, а это очень плохо для шин. И запредельный износ резины означал бы, что риск не окупился. В команде, опять же, не верили в успех.

«Приятно было опередить McLaren в квалификации, но все наши расчёты указывали, что в гонке соперники будут быстрее нас. Мы рассчитывали, что Максу придётся ехать от обороны, и придумали даже несколько сценариев действий. Но они не пригодились, потому что преимущество в скорости оказалось на нашей стороне», – говорит новый руководитель Red Bull Racing.

Как так получилось, в Милтон-Кинсе ещё предстоит выяснить. Но основные факторы успеха очевидны: конфигурация машины, подбор настроек, выбор антикрыла по настоянию Ферстаппена и его безупречный пилотаж.

«Похоже, мы недооценивали свои возможности в Монце. RB21 работала намного лучше, чем на других трассах, а Макс был просто безупречен. Идеальный этап для нас», — заключил Мекис.

Теперь вопрос в том, что дальше. Удастся ли Red Bull Racing сохранить эту прекрасную форму в следующих Гран При? Покажет время. По крайней мере четырёхкратный чемпион мира Формулы 1 впервые за многие месяцы заговорил о своей машине в положительном контексте, и это уже о многом говорит.

«Раньше я чувствовал себя пассажиром в RB21, — сказал Макс в воскресенье вечером. — В некоторых гонках у машины баланса вообще не было. В Монце она наконец-то стала сбалансированной, да и с шинами с проблем стало намного меньше».

© Red Bull Content Pool
Фото: Red Bull Content Pool

Источник: the-race.com/formula-1/the-unusual-demand-verstappen-made-to-thump-mclaren

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle
*/ ?>