Стоит ли переворачивать Ф1 с ног на голову?
Наша недавняя публикация о том, что можно изменить в Формуле 1, вызвала активные дискуссии среди болельщиков – в особенности полярными были мнения по поводу использования реверсивной стартовой решетки. Сегодня мы призвали к барьеру Эндрю ван де Бёргта и Кевина Тёрнера, которые постараются пояснить и отстоять свои позиции
Порассуждать о том, что бы стоило изменить в гонках Ф1, нас подтолкнуло весьма спорное решение FIA удвоить со следующего сезона начисляемые по итогам заключительного этапа чемпионата очки.
Среди прочих предложений, выдвинутых авторами AUTOSPORT, значилось и введение в Больших Призах перевернутой – или реверсивной, как её еще называют – стартовой решетки. Цель в данном случае проста: быстрые пилоты будут вынуждены прорываться вперед сквозь пелотон, что сделает гонку более зрелищной и динамичной.
Что бы мы изменили в Формуле 1
Но все же, окажется ли такое нововведение благом для спорта? Двое наших экспертов взялись защищать свои взгляды по этому вопросу.
ДА - уверен главный редактор Эндрю ван де Бёргт
Во-первых, это станет для спорта настоящей проверкой на состоятельность. Мир значительно изменился с тех пор, как вы начали смотреть Формулу 1. Рост популярности интернета и множество каналов получения информации серьезно разнообразили интересы зрителей и снизили концентрацию их внимания на чем-то одном.
В наши дни весь профессиональный спорт является частью индустрии развлечений. И для того, чтобы сохранить свои позиции в сетке телевизионного вещания - будь то бесплатные или кабельные каналы, - Формула 1 должна по-прежнему привлекать большую аудиторию.
Разумеется, борцы за чистоту идей предпочли бы, чтобы машины распределялись на стартовой решетке в строгом соответствии – чтобы затем в течении двух часов наблюдать борьбу на трассе и финиш в той же последовательности. Если именно таков ваш выбор, – добро пожаловать на гонки Формулы 3 (которые мне, кстати, весьма по душе). Можете не сомневаться, там вы легко отыщете свободное место на трибунах.
В моем утопическом представлении о Больших Призах сезон должен стартовать с коллективной презентации. Затем каждая команда - в строгом соответствии с итоговым протоколом прошлогоднего Кубка конструкторов, начиная с аутсайдеров и заканчивая чемпионом - представляет свою новую машину, на которой пилоты тотчас проезжают по одному квалификационному кругу.
Результаты определяют стартовое поле первого этапа сезона. В дальнейшем же нет вообще никаких квалификаций: решетка каждой последующей гонки определяется текущим положением в личном зачете чемпионата, причем его лидеры получают место в последнем ряду, а отстающие стартуют с первого.
Я уже слышу голоса, что такой принцип неизбежно девальвирует победу – и не согласен с ними. Ведь такая схема вовсе не означает, что гонщики Caterham или Marussia смогут финишировать первыми просто потому, что стартуют с выгодных позиций.
Напротив, есть весомые основания полагать, что в концовке сезона-2013 Себастьян Феттель одержал бы те же девять побед кряду, даже если бы старт всякий раз давался в порядке, обратном положению пилотов в личном зачете чемпионата. Но при этом сами заезды получились бы куда более интересными и, к слову, наверняка заставили бы поумолкнуть критиков, готовых по поводу и без обвинять немца в неумении ездить.
Вспомните, например, прошлогодний этап в Китае – там в Red Bull Racing знали, что их пилоту предстоит прорываться, а потому настроили свою машину на обгоны. Если бы так было в каждой гонке, глядишь, со временем дизайн автомобилей Ф1 изменился бы настолько, что не было бы нужды прибегать к таким искусственным уловкам, упрощающим обгоны, как DRS.
Представьте на миг, как выглядела бы стартовая решетка Гран При Малайзии 2013 года: с первого ряда стартовали бы Пастор Мальдонадо и Нико Хюлькенберг, а вслед за ними в бой ушли бы Нико Росберг и Даниэль Риккардо. В то же время Фернандо Алонсо и Кими Райкконен замыкали бы пелотон. Для меня такой вариант звучит куда интереснее!
НЕТ – настаивает РЕДАКТОР КЕВИН ТЁРНЕР
Делая ставку только на зрелищность, мы рискуем столкнуться с пагубными последствиями. Просто вспомните, что произошло в чемпионате мира по ралли после появления центральных сервисных парков и более коротких допов. Также можно привести в пример ситуацию, когда гонщиков торопят стартовать при неблагоприятных условиях только из-за телевизионных трансляций.
Если вы продадите душу автогонок, то рано или поздно люди потеряют к ним интерес.
Формула 1 – это вершина автоспорта. И победа здесь должна доставаться лучшему симбиозу пилота и автомобиля. Когда это приводит к доминированию одного участника – что ж, ничего хорошего в этом нет. Все мы жаждем следить за упорной борьбой на трассе, но порой этого просто не происходит.
Усейн Болт не выступал в финале стометровки на Олимпийских играх в более тяжелых ботинках и не ставил свои стартовые колодки в 10 метрах позади остальных участников забега, поскольку все должны находиться в равных условиях – в этом суть спортивного соревнования. Больше всего удовольствия зрителям доставляет возможность следить за теми, кто действительно являет собой нечто особенное. Это же касается и Формулы 1.
Перемешивание позиций на стартовой решетке может привести к тому, что победа достанется пилоту "несправедливо", что в какой-то степени принизит её значимость. Конечно, самый быстрый гонщик в состоянии прорваться сквозь пелотон, но только при наличии значительного преимущества над соперниками.
Но если борьба на протяжении сезона складывается достаточно плотной, такие прорывы зачастую оказываются практически невозможными. Как тут не вспомнить бесплодные попытки Алонсо найти хоть какую-то возможность опередить уверенно ведущего гонку Виталия Петрова на Гран При Абу-Даби в 2010 году – а ведь на кону для испанца тогда стоял титул чемпиона мира!.
Реверсивные стартовые решетки приемлемы для "младших" чемпионатов, поскольку дают пилотам дополнительную возможность изучить новые для себя аспекты гонок – но примечательно, что сами спортсмены называют "настоящими" лишь те победы, когда старт давался согласно результатам квалификации.
Даже в таких чемпионатах, как британский Туринг, где всё делается с прицелом на зрительский интерес, организаторы стремятся избегать перегибов. Формат уик-энда с квалификацией и двумя «нормальными» гонками позволяет рассчитывать, что больше всего очков по итогам уик-энда достанется лучшему пилоту, пусть даже финальный заезд дня и начинается с частично реверсивной решетки.
Это позволяет повысить зрелищность, не искажая в целом расстановку сил.
Когда дело доходит до нововведений в Формуле 1, я готов согласиться с KERS/ERS, поскольку системы рекуперации энергии позволяют развивать "зелёные" технологии. Мне даже удалось подавить в себе неприязнь к DRS на том основании, что с появлением этой системы потоки возмущенного воздуха, срывающиеся с антикрыльев мчащегося автомобиля, перестали быть столь непреодолимой преградой для соперников.
Но полностью реверсивная стартовая решетка – это просто перебор.