Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Чему Формула 1 может научиться у Manchester United?

Дитер Ренкен
16 июня 2014 в 18:01

Можно проследить поразительное сходство между Формулой 1 и британским футбольным клубом Манчестер Юнайтед, переживающим в последнее время немалые сложности. Дитер Ренкен раскрывает тему

Едва ли болельщики Формулы 1 слышали о недавней кончине 85-летнего американского бизнесмена и инвестора – разве только если их спортивные интересы в равной степени касаются как соперничества 11 команд по два человека в каждой на трассах, так и двух команд по 11 человек в каждой на изумрудных газонах.

Однако при прочтении некролога, опубликованного по случаю смерти Малкольма Глейзера (скончался 28 мая 2014 года) – президента холдинга First Allied Corporation и владельца различных спортивных клубов, в том числе Manchester United – бросается в глаза поразительное сходство между подходом к ведению дел в английской команде и тем, как фонд CVC Capital Partners, владеющий коммерческими правами на Формулу 1, распоряжается своим активом посредством структуры Formula One Management.

Конечно, есть немало различий между самым дорогостоящим футбольным клубом (стоимость МЮ оценивается в £2.4 млрд.) и Формулой 1 – но, с другой стороны, сходства таковы (в особенности это касается философии ведения бизнеса), что Большим Призам стоит извлечь урок из недавнего падения Manchester United с футбольного Олимпа.

Хочется верить, что руководству FOM – организации, являющейся дочерней компанией CVC Delta Topco, точно так же, как Манчестер Юнайтед подконтрольна холдингу Red Football Shareholder Limited – удастся избежать ошибок, которые в один прекрасный миг благодаря неосторожному решению превратили клуб из гордости страны в настоящее посмешище и вызвали гнев легионов фанатов по всему миру.

В своё время мир Формулы 1 был потрясен, когда инвестиционный фонд приобрел права на спорт при полном молчаливом согласии FIA во главе с её президентом Максом Мосли. Между тем, тут есть немало общего с рядом прецедентов, включая первичное размещение акций футбольного клуба на лондонской фондовой бирже в 1991-м году, в то время как в США стремление извлечь доходы из коммерческих прав уже давно стало нормой во многих видах спорта.

Американская формульная серия CART, выставленная (абсолютно неудачно) на торги в 1998-м, обанкротилась уже через пять лет. Когда этот процесс еще только находился в проработке, фонд CVC впервые опробовал возможности получения доходов от спорта, приобретя долю в испанской компании Dorna, владеющей коммерческими правами на серию MotoGP.

Правда, когда Берни Экклстоун – только что заполучивший в свои руки контроль над Формулой 1 на десять лет – предложил фонду приобрести права на Большие Призы на невероятный столетний срок всего лишь за 20% от номинальной стоимости, те мигом переключили свой интерес с двух колёс на четыре, дабы соблюсти антимонопольные директивы ЕС. Не забыв, правда, шестикратно окупить свои первоначальные вложения в MotoGP благодаря пакету в 71% акций на восемь лет.

Примечательно, что только после этого промоутерский контракт самого Экклстоуна без дополнительных затрат увеличился по продолжительности в десять раз с подачи администрации Макса Мосли, с которым Берни связывали тесные дружеские отношения последние 30 лет.

Берни Экклстоун © LAT
Берни ЭкклстоунФото: LAT

Глейзер же совершил свой первый "набег" на спорт четырьмя годами ранее, когда неожиданно в самом конце аукциона предложил рекордные $192 млн. за обанкротившийся на тот момент клуб NFL (Национальная лига по американскому футболу) Tampa Bay Buccaneers, пока в 2005-м году не переключил внимание на Манчестер.

Очевидно, что разрастающиеся аппетиты Глейзера – как и фонда CVC – к высокодоходным видам спорта появились ещё во времена ведения бизнеса по купле-продаже прав на телевизионные трансляции, получению доходов от проведения мероприятий и сервиса уровня экстра-класса для состоятельных посетителей, после чего решено было пойти ещё дальше.

Подходы Глейзера и CVC абсолютно идентичны: приобретение контроля над желаемым объектом в период вражды между владельцами, а также при наличии долгов свыше $1 млрд. При этом по прошествии восьми лет ведения бизнеса задолженности МЮ не были уменьшены даже наполовину – из-за платежей по процентам это омрачает общие показатели эффективности инвестиций.

Ежегодные выплаты в десятки миллионов долларов ежегодно тормозят развитие объектов инвестиций – и ситуация вряд ли изменится, по крайней мере, до 2017 года. Особенностью такой формы управления является постоянная и непрерывная реструктуризация долга, что в свою очередь вызывает недовольство болельщиков, которые готовы поддержать любимый спорт, но в то же время возмущены огромными поборами со стороны владельцев, движимых чисто спекулятивными интересами.

Ещё одним общим моментом двух этих ситуаций является стремление владельцев осваивать новые территории в поисках быстрых денег: МЮ, к примеру, заключил партнёрское соглашение с российской авиакомпанией "Аэрофлот", а Формула 1 в этом году дебютирует в России. Многие азиатские страны оказывают серьезное влияние на будущее как Больших Призов, так и английского клуба. Особое место в этом списке занимает Китай – как с коммерческой точки зрения, так и в плане принимающей стороны.

В 2011 году планы выйти на сингапурскую фондовую биржу в обоих случаях были объявлены примерно в одно и то же время, но затем оба IPO были отменены. Акции МЮ в итоге были размещены на нью-йоркской бирже. Каков результат? Первоначально объявленная цена в $16-$20 за акцию в августе 2012-го (как раз перед самым началом торгов) была резко снижена в силу негативных комментариев аналитиков и недавнего неудачного IPO сети Facebook.

Именно результат размещения мировой социальной сети в CVC назвали главной причиной отмены выхода на рынок, хотя в любом случае уровень доверия инвесторов к FOM никогда не был высок, особенно в свете судебных разбирательств по делу дачи взятки Берни Экклстоуном. Но складывается впечатление, что кто-то всё же внимательно следил за результатами IPO Manchester United…

Накопленного за предыдущие успешные годы импульса – как в случае с CVC, так и с МЮ – хватило, чтобы сохранить свои спортивные и коммерческие позиции, несмотря на гнев болельщиков и заинтересованных сторон, хотя в случае с футбольной командой уже видны первые негативные признаки – клуб не нашёл денег на новых игроков, а у руля команды встал Дэвид Мойес, сменивший харизматичного сэра Алекса Фергюсона, тренировавшего манчестерцев с 1986 по 2013 годы. Как говорили, Фергюсон был просто запрограммирован на победы…

Показатели МЮ стали чрезвычайно удручающими – команда в течение 15 последних лет на своём поле выиграла 77 матчей (девять из десяти за последние пять лет), но в прошлом сезоне этот показатель упал до 40%. Мойес ушёл, а его обязанности временно исполнял бывший звёздный игрок МЮ Райан Гиггз, пока не было названо имя нового главного тренера команды, которым стал известный специалист Луи ван Гал.

Клуб не только не сумел защитить свой титул чемпиона Премьер Лиги, но и впервые за 20 лет не сыграет в самом престижном европейском турнире – Лиге чемпионов UEFA. Кроме того МЮ "пролетел" даже мимо Лиги Европы, а значит впервые за четверть столетия стадион Олд Траффорд не увидит команд из других стран.

Если все сказанное выше кажется вам весьма знакомым, то ничего удивительного тут нет: FOM в своё время сделала лишь минимальные долгосрочные инвестиции в Формулу 1, а затем вкладывала деньги только в определённые проекты, на которые был спрос - как, например в высококачественное HD-телевидение, полностью проигнорировав новые медиа-каналы, имеющие решающее значение для привлечения молодой аудитории. За последние пять лет по разным оценкам количество зрителей, следящих за Формулой 1 по телевизору, упало на 30%.

Телеадутория Формулы 1 стремительно сокращается © LAT
Телеадутория Формулы 1 стремительно сокращаетсяФото: LAT

Экклстоуну уже 83, и он стоит во главе Больших Призов с 1982 года – уже на пять лет дольше Фергюсона у руля МЮ, кроме того, британец борется за свою репутацию в Мюнхенском суде.

Преемником Берни называют звёздного руководителя Red Bull Racing Кристиана Хорнера, однако, хотя многочисленные шкафы в просторных кабинетах офиса FOM заполнены всевозможной документацией, контрактами и соглашениями, настоящий план игры в действительности знает лишь один Экклстоун.

Каким же образом можно получить эту информацию, пока не стало слишком поздно? Если в CVC следили за IPO Manchester United, то, вероятно, все же будут сделаны соответствующие выводы…

Заинтересованные лица внимательно изучают финансовые показатели МЮ, так что в CVC могут задуматься о телевизионных выплатах – эквиваленте футбольных отчислений 20 командам, играющим в английской Премьер-лиге, – которые частенько называют "деньгами Берни".

Давайте же сравним доходы футбольных клубов от телевизионных трансляций с той же статьёй поступлений в бюджеты команд Формулы 1.

В общей сложности 20 английских команд делят между собой 1,56 млрд. фунтов. Рейтинг возглавляет Ливерпуль с суммой в £98 млн., далее с £96.5 млн. следует Манчестер Сити (заметьте – не Юнайтед), который, впрочем, был оштрафован на рекордные £50 млн. за нарушение норм финансового "фэйр-плэй" – эквивалента Договора об ограничении ресурсов в Формуле 1.

Челси замыкает первую тройку, получив £94.1 млн. На шестом месте в списке находится Манчестер Юнайтед – клуб заработал £89 млн., а доход Стоук Сити составил £75 млн.

Последним в списке идёт клуб из Кардиффа, занявший 20-е место по итогам завершившегося чемпионата и получивший при этом £62 млн. Из приведённых цифр следует, что чемпионы заработали всего в полтора раза больше денег, чем худшая команда. А теперь сравните эти данные с "деньгами Берни" по результатам 2013-о года:

Выплаты командам в 2013 годуСумма (млн £)
Ferrari99,6
RBR97,2
McLaren57,1
Mercedes55,2
Lotus39,0
Force India35,4
Sauber32,2
Williams33,6
STR30,0
Caterham18,6
Marussia  7,2
Итого:506


Команды Ф1 получили £506 млн. из общей суммы доходов спорта, которая оценивается в £800 млн. – разницу в свой карман положил фонд CVC.

Но куда больше в глаза бросается разница между доходами лидеров и аутсайдеров: в то время как в Премьер-лиге эта разница едва ощутима, то в Формуле 1 Ferrari [не став чемпионом] пополнила свой счет суммой, в 14 раз большей, чем досталась Marussia. Есть ли ещё вопросы, почему в Формуле 1 столь велика пропасть между командами?

В футболе уже есть готовое объяснение на этот счёт: после поражение Уэст Хэм от Манчестер Юнайтед со счётом 3-1, главный тренер команды Сэм Эллардайс резонно заметил: «Ваша позиция в чемпионате зависит от того, сколько денег вы потратили на команду. Это статистический факт».

Как говорится, существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика…

Чему Ф1 может научиться у футбола?
Чему Ф1 может научиться у футбола?

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle