Гран При Австрии: обзор гонки от Эда Стро

Эд Стро
2 июля 2014 в 6:03

На первом отрезке гонки в Шпильберге Фелипе Масса и Вальттери Боттас возглавляли пелетон. Эд Стро рассуждает о том, стоило ли Williams избрать более рискованный подход – и чем же в итоге для них закончился этап, завоеванным подиумом или упущенной победой?

Если пара ваших пилотов стартует с первого ряда и лидирует на протяжении первых 14 кругов, а затем финиширует лишь на третьей и четвертой позициях, невольно встает вопрос: "Что пошло не так?"

Руководитель гоночной бригады Williams Роб Смедли, когда его спросили, сожалеют ли они об упущенной в Австрии победе или празднуют финиш в квартете сильнейших, высказался так: "Мы не были бы спортсменами, если бы сейчас не испытывали легкого огорчения".

Смедли подчеркнул, что Mercedes располагала самой быстрой машиной, и тут с ним сложно спорить. По его расчетам, в квалификации лидеры чемпионата имели преимущество около 0,3 секунды на круге. Но в субботу команда из Брэкли не смогла воплотить его в первый ряд на стартовом поле.

И хотя в гонке темп Mercedes был чуть ниже, все равно они оставались немного быстрее конкурентов. Смедли также отметил, что лидеры чемпионата превосходят их в плане организации. Можно ли из всего этого сделать вывод, что в теории для пилотов Williams существовала более агрессивная тактика, которая позволила бы им выиграть? Или хотя бы отодвинуть одного из представителей Mercedes со второго места?

ГОРЯЧИЕ ОПАСЕНИЯ MERCEDES

Нико Росберг и Льюис Хэмилтон квалифицировались соответственно третьим и девятым, но даже несмотря на это в Mercedes были уверены, что победа у них в кармане – и в преддверии гонки ни на секунду не сомневались в дубле. Все складывалось прекрасно, пока не обнаружились серьезные причины для опасений, связанные с охлаждением задних тормозов и всего блока силового агрегата, особенно скрытого в недрах машины запасника энергии.

В Канаде Mercedes уже столкнулась с этой проблемой. На относительно коротких прямых Red Bull Ринга также не было возможностей для достаточного охлаждения, особенно с учетом большой нагрузки на тормоза. Так что уже в начальной фазе гонки и Нико, и Льюис получили из боксов приказ не переусердствовать.

Проблемы с энергоблоком несколько отличались от тех, что двумя неделями ранее лишили Mercedes верной победы в Канаде. Тогда перегревшиеся элементы управляющей электроники отключили мотор-генератор MGU-K, поэтому в этот раз команда прибегла к более консервативным настройкам параметров критических температур. Но суть проблемы осталась той же.

На старте Масса сохранил первую позицию © LAT
На старте Масса сохранил первую позициюФото: LAT

«Сегодня в гонке мы поступили таким образом [использовали консервативные регулировки], чтобы наверняка оставаться в рабочем диапазоне, который считаем безопасным, – пояснил глава автоспортивного подразделения Mercedes Тото Вольф. – Но едва вы начинаете применять подобные параметры, многие пилоты других команд догоняют вас и прессингуют гораздо плотнее, чем раньше.

Но из-за того, что круг здесь очень короткий, тормоза сильно нагреваются. К тому же, сегодня жарко, да и после неудачи, постигшей нас в Канаде, мы все же предпочли перестраховаться».

Под "многими другими пилотами" Тото наверняка имел в виду Фелипе Массу и Валттери Боттаса.

атака по ходу ПЕРВОЙ СЕРИИ ПИТ-СТОПОВ

Порядок на первом отрезке: Масса, Боттас, Росберг, Хэмилтон

В Williams начинали гонку, не питая иллюзий относительно того, что побить Росберга будет крайне сложно – а шансы финишировать впереди Хэмилтона есть только в случае, если чемпион 2008 года застрянет на начальном отрезке за более медленными машинами. Однако сам Льюис времени терять не собирался – и уже на первом круге пробился с девятой позиции на четвертую, оказавшись всего в секунде от напарника.

Масса сохранил лидерство, Боттас стартовал довольно посредственно и выпустил вперед Росберга, но сохранил хладнокровие и уже перед вторым поворотом смог контратаковать немца. Пара Williams легко держалась на первой и второй позициях, во многом благодаря феноменальной скорости своих машин на прямых.

Никто не сомневался, что резина SuperSoft долго не продержится. К десятому кругу, когда все говорило о совсем скором начале первой волны пит-стопов, Боттас на секунду отставал от лидирующего напарника, на хвосте у финна был Росберг, а занимавший четвертую позицию Хэмилтон уступал Массе не более трех секунд.

В Mercedes знали, что их соперники из Williams не поднимались на подиум с мая 2012 года, а в этом сезоне по разным причина уже упустили большое количество очков. Так что по логике вещей команда сэра Фрэнка должна была действовать очень осмотрительно. Оставалось не до конца ясно, сколь аккуратно шасси FW36 работает с резиной, но в Mercedes рассчитывали, что лишь состояние шин может вынудить гонщиков Williams первыми провести пит-стопы. Это было на руку команде из Брэкли.

Росберг остановился на 11-м круге, Льюис – на два позже. На круге заезда в боксы Нико уступил напарнику 0,15 секунды, но команда обслужила его за 2,6 с, а британца – за 3,5 с. Таким образом, статус-кво в Mercedes остался прежним.

Williams держалась избранной тактики и не стала отвечать тотчас. Лидировавший Масса остановился на 14-м круге. Сворачивая на пит-лейн, он проехал на 0,6 секунды медленнее Боттаса, сам пит-стоп длился 3,3 с.

Росберг, остановившийся на четыре круга раньше, легко смог выйти вперед. Фелипе же, едва вернувшись на трассу, увидел в своих зеркалах стремительно приближающегося Хэмилтона. Уже во втором повороте британец смог пройти Массу, когда тот оставил достаточно места для атаки внутри поворота.

После первой волны пит-стопов Боттас остался впереди Хэмилтона © LAT
После первой волны пит-стопов Боттас остался впереди ХэмилтонаФото: LAT

Боттас, когда пришло время останавливаться и ему, круг заезда провел наилучшим образом, а сам пит-стоп прошел за рекордные для Williams 2,1 сек. Так что финн вернулся в бой, опережая и своего товарища по команде, и Хэмилтона.

Валттери понимал, что Льюис предпримет во втором повороте попытку атаки, а потому тормозил позднее. Почти что слишком поздно. Но все же смог вовремя погасить скорость и сохранил позицию.

Теперь лидировал стартовавший на более жестком комплекте резины и прекрасно пилотировавший свою Force India Серхио Перес. Но борьба за победу шла между пилотами, расположившимися со второго по пятое место, при этом недавний лидер Масса замыкал эту группу.

Вопрос в том, стоило ли Williams попробовать использовать более агрессивную тактику и остановиться раньше, чем Mercedes – или, по крайней мере, немедленно ответить, когда те скомандовали своим пилотам ехать в боксы?

«Нет, потому что по информации, которой мы располагали на тот момент и которой располагаем сейчас, в этом случае мы просто не смогли бы добраться до финиша, – объяснил Роб Смедли, - даже при использованной нами тактике приходилось предельно аккуратно работать с резиной [на втором и третьем отрезках] и беречь ее, минимизируя пробуксовки и продольное ускорение».

Было бы слишком оптимистично остановиться на том круге, что и соперники – мы потом выглядели бы полными идиотами, когда за пять-шесть кругов до финиша шины у наших ребят не выдержали бы, и им пришлось пропускать одного соперника за другим».

Не имея полного представления о масштабах проблем у Mercedes, а также учитывая, что температура дорожного полотна в гонке поднялась до куда больших значений, чем в предыдущие дни, в Williams предпочли не рисковать и не продлевать два своих коротких отрезка.

Это верное решение. Остановись они раньше, может быть, Фелипе и Валттери и остались бы впереди неще а какое-то время, но ближе к финишу это могло бы им очень неприятно аукнуться.

атака по ходу вторОЙ СЕРИИ ПИТ-СТОПОВ

Порядок на втором отрезке: Росберг, Боттас, Хэмилтон, Масса

На втором отрезке стало очевидно, что Mercedes действительно испытывает сложности из-за перегрева, а не просто бережет силы. Хэмилтон подгонял Боттаса, так что когда на 30-м круге Росберг пустил машину в занос при заходе на апекс первого поворота, и ему пришлось экстренно "ловить" её заднюю часть, Валттери приблизился к нему на критическое расстояние.

Финн попробовал обойти соперника по внешнему радиусу в третьем повороте, и хотя атака не прошла, этот эпизод стал весомым подтверждением того, что Боттас в этой гонке реально боролся за победу.

Все должно было решиться во время второй волны пит-стопов. И хотя в Mercedes существует строгое правило, что пилот, лидирующий на трассе, первым заезжает на пит-стоп, в этот раз раньше позвали Хэмилтона, чтобы дать ему шанс отыграть еще одну позицию. Когда пилоты один за другим начали отправляться на пит-лейн, чтобы во второй раз сменить шины, Боттас отставал от Росберга всего на две секунды, а Льюис следовал за ним как тень.

Британец остановился в конце 39-го круга. Пит-стоп вновь получился длинным – четыре секунды. Причиной тому стало незначительное подтверждение кожуха тормозного механизма, предположительно вызванное тем, что механикам пришлось менять свои позиции, когда на первом пит-стопе Льюис немного промахнулся мимо них. Но, вернувшись на трассу, Хэмилтон сразу же показал хорошее время, а следующий его круг и вовсе стал быстрейшим за всю гонку.

Более ранний пит-стоп мог бы помочь Боттасу сохранить позицию © LAT
Более ранний пит-стоп мог бы помочь Боттасу сохранить позициюФото: LAT

Боттас оставался на трассе еще два круга. В борьбе с Льюисом за второе место против него сыграли два обстоятельства. Во-первых, он потерял полторы секунды на 40-м круге, обгоняя Жюля Бьянки на Marussia.

Кроме того, сам пит-стоп занял 3,4 с, то есть на 1,3 секунды медленнее, чем в первый раз – с учетом того, что Хэмилтону на новых шинах удалось резко взвинтить темп, неудивительно, что Валттери вернулся на трассу только третьим, уступая Льюису 2,5 с.

Так стоило ли Williams в этот раз реагировать мгновенно и сразу приглашать Боттаса в боксы? Наверное, да. Конечно, ему пришлось бы пройти на третьем комплекте 31 круг – в этом был определенный риск, но не чрезмерный, ведь второй отрезок составил 26 кругов, а машина под финиш стала гораздо легче. Правда, обгон Бьянки все равно отнял бы время, потому, возможно, Льюис все равно мог его переиграть.

А что если остановиться даже раньше Росберга, таким образом попробовав обойти лидера и как минимум удержать Хэмилтона позади? Опять же, это было рискованно, так как тогда последний отрезок получился бы длиннее запланированного.

И с учетом того, что у Williams возникали сложности с прогревом шин, на круге выезда из боксов финну пришлось бы нелегко. Но все же это давало бы ему шанс остаться впереди Льюиса.

Между тем, с учетом проблем Mercedes, возможно, стоило бы оказывать больше давления на Росберга и Хэмилтона, чтобы их машины перегревались, и тогда, не исключено, на обеих W05 могли бы возникнуть механические проблемы.

Но для Williams на кону стояли 27 очков – так много за одну гонку они не зарабатывали с тех пор, как в 2010 за победу стали давать 25 зачетных баллов. Так что для команды, у которой дела только-только пошли на лад, момент для того, чтобы идти на крайний риск, был явно неподходящим. И тот факт, что ближе к финишу Массу стал нагонять Алонсо, лишний раз доказывает это.

«Мы решили, что если у нас есть шанс заработать 27 очков, мы хотим именно этого, - сказал Смедли, - Такая возможность выпадала нечасто, так что для нас эти очки очень важны».

Порядок на третьем отрезке: Росберг, Хэмилтон, Боттас, Масса

"Заговор" Mercedes

Не стоит забывать о том, что на заключительном отрезке впереди Боттаса и Массы вообще-то шла борьба лидеров чемпионата. В Mercedes все еще требовали от своих пилотов держаться в безопасных температурных режимах, но разрешил им обоим использовать при случае кнопку "ускорителя", дающую кратковременную прибавку в мощности (для поддержания статус-кво обоим сообщили об этом в одно время, так что Нико мог использовать ее для обороны, а Льюис – для атаки).

Росберг старался держаться в секунде с лишним от напарника, чтобы тот не мог использовать DRS. На последнем круге произошел весьма драматичный момент, когда Нико заблокировал колеса в третьем повороте и широко вышел из него, но Льюис допустил ту же ошибку, а потому не смог атаковать.

В социальных сетях сразу же началось безумие: появились многочисленные обвинения команды в подыгрывании Росбергу. Дескать, он опередил Льюиса на финише на 1,9 секунды, а именно столько британец потерял на пит-стопах. Но не стоит забывать, что Хэмилтон сам виноват в том, что во время первого заезда в боксы остановился не в точности там, где надо – и именно это, возможно, стало причиной повреждения, из-за которого и второй пит-стоп пилота затянулся.

Пилоты Mercedes получили команду не рисковать © LAT
Пилоты Mercedes получили команду не рисковатьФото: LAT

В реальности же Хэмилтон не смог выиграть прежде всего из-за ошибок, допущенных им в квалификации. Если бы в субботу он все сделал правильно, то в гонке ему хватило бы темпа, чтобы финишировать впереди Росберга. Mercedes позволила своим пилотам бороться ровно настолько, насколько это делала возможным техника. Но Льюис так и не сумел наверстать того, что потерял в субботу.

В итоге впервые в этом сезоне в центре гонки оказалось не соперничество двух лидеров. В Австрии главным героем стала команда, возрождающаяся из пепла. В 2013 году Williams за весь сезон смогла набрать всего лишь 5 очков. В прошедшее же воскресенье они почти на равных боролись с Mercedes, что в 2014 году еще никому не удавалось.

Возможно, в команде действительно могли использовать более агрессивную тактику, и, кто знает, это принесло бы свои дивиденды.

Боттас вполне мог финишировать вторым. Существовала даже вполне реальная вероятность финиша на втором и третьем местах, если бы Масса не потерял время на первом пит-стопе. Также было ошибкой оставаться на трассе еще целых два круга после того, как во второй раз остановился Хэмилтон.

Но можно ли всерьез говорить об упущенной победе? Абсолютно точно – нет, особенно если учесть, что перед вторым пит-стопом, когда потребовалось увеличить отрыв, Росберг продемонстрировал: при необходимости он может ехать куда быстрее.

Для команды, находящейся на переходном этапе и располагающей второй по скорости машиной в пелотоне, третье и четвертое место стали прекрасным результатом. В следующий раз они могут попробовать сыграть более активно. Как сказал Смедли, Williams вновь учится побеждать, но в этот раз они просто не могли себе позволить потерять столь высокий результат.

С учетом того, как растут показатели Williams в этом году, для них это явно не последний шанс побороться в нынешнем сезоне за победу.

ГП Австрии: обзор гонки от Эда Стро
ГП Австрии: обзор гонки от Эда Стро

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle