Как зажечь для Ferrari свет в конце тоннеля
Прославленная итальянская команда не может выиграть титул в Формуле 1 с 2009 года, но теперь у нее появился новый руководитель, имеющий собственный план выхода из кризиса. Марко Маттиаччи рассказал в интервью Джонтанату Ноблу, что именно он планирует сделать
Поскольку Ferrari является неотъемлемой частью истории Формулы 1, руководству компании было бы проще всего обратиться к анализу славных деньков прошлого, чтобы понять, что сейчас мешает добиваться успеха.
Но для нового руководителя Скудерии Марко Маттиаччи ответ на этот вопрос никак не связан с уроками былых дней. Наоборот, он считает, что для новых побед нужно строить будущее, которое будет радикально отличаться от прежнего опыта.
Примчавшись в Маранелло спустя всего несколько часов после телефонного звонка от президента Ferrari Луки ди Монтедземоло, раздавшегося в его нью-йоркском доме ранним утром, Маттиаччи с того самого момента внимательно слушал, разбирался и анализировал всё, что происходит внутри команды.
И сейчас он готов поделиться собственным планом по возвращению команды на вершину Ф1. Причем Марко не намерен идти легким путем, а настроен принести в коллектив новую культуру, которая не будет иметь практически ничего общего с её прежними принципами работы.
«Эти перемены имеют особое значение, - пояснил Маттиаччи. – Мы четко понимаем, чего хотим достичь. Не знаю, можно ли назвать грядущие перемены масштабными, но они точно станут для нас очень важными.
Мне кажется, Ferrari станет абсолютно другой командой. Но только время покажет, правильный ли выбор мы сделали. Изменения коснутся руководства – очень важно поменять менталитет и отказаться от преемственности. Это ключевые факторы».
Отказ от преемственности – важная деталь. Ведь самого Маттиаччи пригласили на замену Стефано Доменикали именно потому, что новый руководитель был готов всё делать по-другому. У Ferrari нет причин оставлять всё как раньше: этот вариант в компании уже пробовали раньше.
Еще один ключевой фактор в выборе в пользу Маттиаччи – он отлично знает изнутри, как работает Скудерия. Лука ди Монтедземоло еще до назначения Марко говорил: для перемен в команде необходимо найти того, кто осведомлен обо внутренней кухне Маранелло, и это даже важнее, чем знание законов паддока Ф1.
Маттиаччи согласен с позицией президента Ferrari: «У меня определенно есть преимущество. Команде нужен был человек, который не имел прежде отношения к Ф1, но отлично знает компанию.
Я никогда не работал в Формуле 1, но следил за чемпионатом, слышал о нем и пытался вникнуть в его суть. Поэтому знаю о процессах внутри этого спорта. Но куда лучше осведомлен о жизни компании.
Ferrari – итальянская марка, которая имеет свои национальные особенности, но за 20 лет работы там я понял, насколько разнообразна культура этой компании.
Это помогло мне найти точки соприкосновения и построить организацию таким образом, чтобы на первом месте был бы не ваш паспорт, а способность генерировать идеи. Не столь важно, какой пост вы занимаете в этой компании, главное – приносить ей максимальную пользу своим трудом. Я не могу назвать себя серьёзным специалистом в технических вопросах, но мне под силу наладить эффективную работу. И как в любых видах спорта, я понимал, что наш главный ресурс – это собственные сотрудники».
Если пообщаться рядом с Маттиаччи вне рамок официальных мероприятий, то вы увидите человека, который трезвостью мысли сразу заслуживает доверие. При этом он является внимательным слушателем, что помогло ему в первые недели работы в Маранелло, когда новый босс пытался разобраться в тонкостях жизни команды.
«Очень важно не бояться задавать вопросы, - объяснил Маттиаччи. – Я не стесняюсь спросить что угодно. Люди знали, что я новичок в Ф1, поэтому готовы были к любым моим вопросам.
Я старался выслушать как можно больше мнений, чтобы получить полную картину. После этого формировалось моё собственное мнение, причем я старался максимально использовал опыт людей, которые окружали меня. Постепенно мне стало понятно, кто из них заслуживает полного доверия.
Я не люблю созывать совещания, предпочитая сесть за стол с главой департамента аэродинамики, механиком или с кем-то из отдела финансов, не имея конкретного списка вопросов. Для меня важно, чтобы каждый сотрудник был в курсе событий и понимал, к чему мы стремимся.
Конечно, нам нужно менять менталитет, чтобы раскрыть свой потенциал. Я призвал всех быть готовыми к риску, пусть и с известной осторожностью. Но только так мы сможем вернуться на вершину – отказавшись от прежних принципов».
Маттиаччи не потребовалось много времени, чтобы в общих чертах понять проблемы Ferrari. Одна из них – нежелание идти на риск. Команда не стала использовать более агрессивные решения в дизайне шасси и конструкции двигателя, боясь возможных негативных последствий. В результате был выбран консервативный подход, что в Формуле 1 равносильно созданию заведомо неконкурентоспособного автомобиля.
Еще одна проблема – сотрудничество между подразделениями команды при разработке автомобиля. Как и в случае с Renault и Red Bull Racing, Маттиаччи обратил внимание, что мотористы и конструкторы шасси слишком часто винят друг друга в ошибках.
«Может, это не очень вписывается в философию Формулы 1, но должен сказать вот что: речь не должна идти об эффективности отдельного элемента, важно иметь хорошую их комбинацию, - продолжил Маттиаччи. – Мне не нравится, когда говорят об аэродинамике, шасси, двигателе или силовой установке в отдельности. У нас один автомобиль и одна команда. И мы должны работать вместе.
Меня не устраивает, когда мотористы на протяжении пяти минут говорят мне про сложности с шасси. А специалисты, отвечающие за разработку последнего, пытаются указывать на проблемы с двигателем.
Нам следует рассуждать об автомобиле в целом. Все должны нести полную ответственность. Нельзя утверждать, будто одни сделали больше или ошиблись, потому что их попросили внести такие изменения коллеги с другого отдела. Все несут равную ответственность за общие характеристики машины.
Именно так я привык работать, поэтому хочу, чтобы команда взяла на вооружение такой принцип. С другой стороны, мы говорим о производстве едва ли не самых сложных автомобилей в мире, поэтому у каждого подразделения компании должны быть ясные задачи и четкая ответственность.
Распределить их – обязанности руководства, которое отвечает за налаживание эффективных рабочих процессов. Лишь после этого можно говорить о том, за счет каких изменений мы можем улучшить свою работу».
Одна из ключевых задач, стоящих перед Маттиаччи – правильное распределение огромных ресурсов Ferrari с приоритетом в те области, которые дадут максимальный эффект на трассе. Сейчас перед Скудерией стоит задача сократить отставание в полторы секунды от Mercedes, но добиться этого одним простым действием не удастся.
«Вы можете единожды посмотреть на своих преследователей, однако не стоит этим увлекаться, – говорит итальянец. – Мы больше внимания уделяем анализу того, как работают команды впереди нас. И здесь нельзя обойтись беглым анализом.
Я считаю, что в нашем распоряжении есть уникальная инфраструктура, ресурсы и средства, и теперь нам необходимо четко обозначить области, инвестиции в которые принесут максимальную выгоду. В Формуле 1 от этого зависит, будете вы на секунду опережать соперника или полсекунды проигрывать ему.
Но чтобы добиться своей цели, нужно принять важные решения по инвестированию. Также всегда необходимо искать баланс между качеством и количеством. В данный момент я не знаю, сколько средств и на что потребуется».
Важный фактор успеха состоит в том, чтобы научиться применять чужие знания и навыки с пользой для себя, даже когда речь идет о сотрудничестве с людьми, вроде бы далекими от Формулы 1.
«Современный мир быстро меняется, - добавляет Маттиаччи. – Сложно даже представить, сколь тесным оказывается сотрудничество с поставщиком: он не просто дает вам какую-то продукцию или предоставляет услуги, но делится знаниями. В Северной Каролине есть производители, которые открыли передо мной возможности, о которых я раньше даже не знал. Но именно это, может быть, мне и необходимо.
Мы – Ferrari. Это бренд с мировым именем, поэтому я хочу быть открытым для сотрудничества со всей планетой, чтобы иметь лучшее из лучшего, причем необязательно это будет прямо связано с Ф1. Нужно честно признать, что есть компании, которые в некоторых областях работают эффективнее нас. Да, у них может быть всего 300 сотрудников – но сколько при этом светлых голов занимаются конкретным проектом? Сейчас доступ к ресурсам открыт.
Ситуацию можно сравнить с программным обеспечением, которое вы можете взять в открытом доступе или купить у известного разработчика. В открытом доступе могут быть программы, с которым поначалу возникнут небольшие сложности, но зато оно будет быстрее дорабатываться и в итоге принесут вам преимущество. Современные методы работы сильно отличаются от прежних».
Всё это описывает новые принципы мышления, которые Маттиаччи хочет привить команде, чтобы наконец-то отказаться от условностей и рамок прошлого, когда люди не хотели брать на себя ответственность.
«Мы не должны бояться рисковать, - отметил Марко. – Нужно максимально сотрудничать. Общаться. Действовать решительно. Это главные принципы для меня».
Этими словами Маттиаччи объясняет, что открыть чековую книжку и переманить топ-специалистов – далеко не лучший способ усиления штата команды.
Одним из ключевых изменений в руководстве Ferrari с приходом нового руководителя стало увольнение главного моториста Луки Марморини, который был назван ответственным за слабые показатели турбомоторов V6. Сейчас структура департамента по разработке двигателей стала совсем иной.
«Очень важно создать правильную платформу, - уверен Марко. – Я не пытаюсь искать громкие имена. Для меня главное, чтобы новый сотрудник принес максимум пользы.
Иногда известный специалист может испортить отношения внутри отдела своим приходом, или он не соответствует той модели команды, которую вы строите. Я хочу лишь сказать, что мы хотим осторожно и взвешено менять коллектив, сделав его сильнее».
Одним из самых громких имен в стане Ferrari остается Фернандо Алонсо, который старался не комментировать перестановки на руководящих постах команды. Маттиаччи уверен, что характер испанца, который порой делает неоднозначные заявления, не станет причиной проблем. При этом Фернандо и руководитель Скудерии регулярно общаются по поводу ситуации в коллективе, а после Гран При Великобритании они детально обсудили планы на будущее.
Конечно, это не первый подобный разговор в карьере Алонсо: двукратного чемпиона мира и прежде всячески уверяли, что перемены вернут команду на вершину.
«Конечно, это так, но мне важно убедить в таком развитии событий не только Фернандо, но и всех остальных, - пояснил Маттиаччи. – Я должен убеждать в скором успехе сотни людей, которые находятся в моем подчинении. Каждую секунду они смотрят на меня, а я должен вселять в них уверенность. Равно как и в миллионы поклонников команды.
Но это не значит, что я просыпаюсь каждое утро с мыслями о том, что же им сказать. Я просто делаю свою работу».
Маттиаччи понимает, что вера в успех проекта не появляется в одночасье. Пусть он и не является ведущим специалистом по Формуле 1, но уже определил для себя долгосрочный план изменений в команде.
«Только посмотрите, кто сейчас лидирует в чемпионате и сколько времени у них ушло на это, - сказал Маттиаччи. – Формула 1 изменилась в этом компоненте. Важно это осознать. Сколько времени нам потребуется для достижения успеха? Пока я не знаю точного ответа».
Читая между строк, можно понять, что команде можно будет задумываться о титулах самое раннее в 2016 году. Именно поэтому МАрко избегает прямых ответов на вопрос, какой будет цель Скудерии в следующем сезоне.
«Очевидно, что я хочу сделать команду более конкурентоспособной, - считает Маттиаччи. – Мы говорим о Ferrari. А значит, нашего успеха ждут миллионы поклонников, акционеры, руководство и все остальные. Все хотят, чтобы Ferrari вернулась на вершину, что пойдет на пользу чемпионату».
Может быть, это единственное, что Маттиаччи точно не планирует менять в команде – желание поклонников как можно скорее увидеть пилотов в алых комбинезонах на самой вершине.
Что думают о планах Ferrari
Джеймс Эллисон, технический директор
«Нам нужны изменения – и масштабные, и точечные одновременно. Любая команда в Формуле 1, сильная или не очень, по своей сути является хорошо организованной структурой. И испортить что-то перестановками здесь куда проще, чем внести коррективы, которые пойдут команде на пользу.
Поэтому следует очень осторожно подходить к вопросу перемен, причем некоторые из них могут претворяться в жизнь на протяжении многих месяцев. Появление Марко позволило упорядочить эти процессы, и как мне кажется, изменения в руководстве команды окажутся очень полезными, позволив Скудерии двигаться в правильном направлении.
Если бы вы постоянно находились рядом со мной или кем-то еще из руководителей команды, то проводимые изменения показались бы вам незначительными. Но если суммировать все происходящие перемены, общий эффект окажется весьма весомым. А поскольку мы говорим о чемпионате с крайне высокой конкуренцией, подобные вещи имеют огромное значение».
Фернандо Алонсо
«В августе все команды делают невероятно смелые прогнозы на следующий сезон, в ноябрь оптимизма становится еще больше, а в январе все выглядит просто превосходно. И только в феврале становится понятно, что лишь две или три команды способны бороться за победы. Так что в действительности вам понадобится магический кристалл, чтобы заглянуть в будущее и сказать точно, каким выйдет следующий год.
Конечно, остается много неизвестных, поэтому можно говорить лишь о перспективах и оптимистичных ожиданиях касательно того, на какой уровень мы сможем выйти в 2015-м. Наша задача – продолжить прогрессировать и максимально использовать гонки этого сезона, экспериментируя с идеями, чтобы в дальнейшем сталь сильнее.
Команда Mercedes продемонстрировала, что в новую эру Формулы 1 по-прежнему можно доминировать. А значит, мы недостаточно хорошо адаптировались к новым правилам, поэтому у нас есть потенциал для роста. Нынешняя ситуация отличается от предыдущих чемпионатов, когда все были практически на пределе своих возможностей.
Разница между сезонами 2014 и 2015 годов будет куда большей, чем мы видели раньше. И это наш шанс. Но я думаю, что остальные команды видят ситуацию аналогичным образом, поэтому летом все как всегда настроены оптимистично».
Кими Райкконен
«Мы знаем о своих проблемах и понимаем, где нам следует прибавить – но некоторые недостатки достаточно серьезные, поэтому быстро их не исправить. Кроме того, новый регламент ограничивает возможность оперативно вносить коррективы.
Нам нужно убедиться, что мы разберёмся со всеми трудностями, я даже не сомневаюсь в потенциале своей команды, которая обладает всем необходимым для создания хорошего автомобиля. Новый чемпионат – это совсем другая история по сравнению с нынешним сезоном. Повторюсь, я полностью доверяю нашим специалистам, поэтому уверен, что новый автомобиль позволит прибавить в скорости».