Гран При России: в полувековом ожидании
Накануне первого в истории российского этапа Формулы 1 Сергей Беднарук предлагает вспомнить историю многочисленных, но так и не реализованных проектов национального Большого Приза
Первый проект трассы, которая могла бы принимать гонки Формулы 1, был разработан еще в середине 60-х годов прошлого столетия. Авторами по заданию ЦК ДОСААФ выступили сотрудники кафедры проектирования дорог МАДИ – автодром с гостиницей и всей необходимой инфраструктурой предлагалось построить в районе поймы реки Сходня в московском Тушине. Однако из-за слишком высокой стоимости (порядка 40 миллионов рублей) от его реализации отказались.
Об идеи Гран При СССР снова заговорили в начале 80-х. После московской Олимпиады-80 Берни Экклстоун, как раз в те годы взявший под свой контроль коммерческую составляющую Ф1, загорелся идеей проведения гонки в Советском Союзе. Летом 1982-го он даже приезжал в Москву для осмотра возможного места проведения Большого приза: поймы Москвы-реки в районе Южного порта, проспект Андропова, Тушинский аэродром, дороги вокруг Кремля, ВДНХ, а также площадку перед главным зданием МГУ на Ленинских (ныне – Воробьёвых) горах.
Говорят, именно последний вариант большего всего понравился Берни. Он даже включил советский этап в предварительный календарь чемпионата мира 1983 года, но советская бюрократическая система (похоже, письма Экклстоуна просто не доходили до Брежнева и Андропова) не позволила этим планам осуществиться.
Любопытно, но именно Воробьёвы горы через десять с небольшим лет стали центральным местом проведения российских кольцевых гонок, а в 2005-м перед университетом хотели провести этап DTM – но и этого не произошло. Зато двумя годами ранее именно площадка перед МГУ приняла первые для Москвы шоу-заезды Ф1 - тогда в столицу приехала команда Renault.
В середине 80-х западными фирмами были представлены еще несколько проектов, среди которых были предложения проводить гонки Ф1 под Таллином и на Ленинских горах в Москве, но все они были изначально бесперспективны, поскольку требовали огромных затрат.
В 1988-м компания Dorna Management and Service Ltd из Люксембурга (она не имеет ничего общего с испанской Dorna Sports, организующей ныне мировые мотогоночные чемпионаты MotoGP и WSBK) разработала бизнес-план по реализации Гран При СССР. Сначала собирались строить трассу в подмосковном Подольске, но впоследствии местом сооружения автодрома для Ф1 вновь был выбран столичный микрорайон Тушино. Впрочем, до реализации проекта дело не дошло – нестабильная ситуация в стране вынудила компанию Dorna отказаться от этих планов. Хотя именно этот проект был наиболее реальным из всех, предлагавшихся до этого.
Через год после неудачно попытки люксембуржцев Ленгорисполком выпустил постановление о строительстве в районе посёлка Юкки под Ленинградом гоночного комплекса под названием Политехноюкки. Его осуществить не удалось из-за отсутствия законодательства об иностранных инвестициях. Любопытно, что в начале 90-х этот проект собирались реализовать… в Тунисе. Но и там этого сделано не было.
Почти сразу после развала Союза стали появляться новые прожекты. В 1992-м итальянская фирма Press Link обратилась к московским властям с предложением провести российский этап Формулы 1 на городской трассе неподалёку от стен Кремля. Первую гонку намеревались организовать уже в 1993-м, но Экклстоун, узнав об этих планах, как говорят, пришёл в ярость – проект был чистой воды аферой.
В это время гонки Формулы 1 стали транслироваться на отечественном телевидении. Интерес к соревнованиям в России стал расти – и стало появляться все больше новых идей о национальном Гран При. В 1993-м появились проекты строительства трасс для Ф1 в Ярославле (организатор – "Карринг-Инвест", Россия) и Калининграде (IABC, Лихтенштейн), но оба они так и остались на бумагах из-за неблагоприятной экономической ситуации, которая царила в России в первые постсоветские годы.
В 1995-м по заказу компании "ЛогоВАЗ", которой тогда руководил Борис Березовский, возник проект трассы на тракторном полигоне у посёлка Новый Быт под Чеховым, который разработали итальянские проектировщики при содействии владельцев автодрома в Имоле. Однако в последний момент "ЛогоВАЗ" отказалась от своих планов.
Спустя год, отказавшись от чеховского варианта, компания собралась было инвестировать деньги в строительство автодром в московском районе Крылатское, но после назначения Березовского на должность секретаря совета безопасности проект Формулы 1 потерял для него интерес.
Ещё один московский проект появился в 1997-м. На этот раз трассу собирались построить в районе Новоподрезково. Стоимость автодрома, который планировалось соорудить к 2001 году, оценивалась в 276 миллионов долларов. Несмотря на поддержку столичного правительства и одобрение Экклстоуна, этот проект также остался только на бумаге.
На рубеже веков возник целый ряд проектов строительства автодромов для Формулы-1 – в Санкт-Петербурге (на Крестовском острове и в Пулкове), Туле, Москве (в Молжанинове и Нагатине). Самый громкий из этих проектов – Нагатинский.
Трассу планировалось построить на небольшом полуострове в Нагатинской пойме Москвы-реки неподалёку от станции метро "Коломенская". В Москву для переговоров снова приезжал Экклстоун, а известный архитектор Герман Тильке, осмотрев местность, сделал проект будущего автодрома, который планировалось построить к 2003 году. Однако дальше геодезической разведки дело не пошло – проект оказался слишком дорогим.
Во время шоу Moscow City Racing в 2010-м был представлен план городской трассы в центре Москвы, которая бы проходила поблизости от Кремля, а в Подмосковье в завершающую фазу вступило строительство Moscow Raceway – первого российского автодрома, соответствующего самым высоким стандартам.
Однако правительство РФ поддержало другой проект – сочинский. 14 октября 2010 года Берни Экклстоун прибыл в черноморский город для подписания договора на проведение в столице зимней Олимпиады-2014 Гран При России Ф1. Спустя четыре года в Имеритинской долине было завершено строительство самого дорогого спортивного объекта страны, который в ближайшие выходные примет первую российскую гонку Формулы 1.
Сергей Беднарук, специально для AUTOSPORT.com.ru