Гран При Абу-Даби: технический обзор
На заключительную гонку сезона в большинстве команд предпочли привезти хорошо отработанные спецификации автомобилей, но технический эксперт AUTOSPORT Крэг Скарборо пригляделся к машинам повнимательнее – и отметил ряд новинок
McLAREN
С учетом того, что гонка в Абу-Даби станет заключительной в нынешнем сезоне, а сразу за ней последуют традиционные тесты, команды решили не привозить в Эмираты особых новинок. Однако нашлось одно исключение – коллектив из Уокинга.
В McLaren на славу поработали в финале чемпионата и подготовили абсолютно новое переднее антикрыло MP4-29, выполненное по образу и подобию элемента команды Red Bull Racing. Кроме того, не так давно в состоялась первая обкатка шасси, оснащенного новым двигателем Honda.
К разработке нового крыла, которое является лишь частью масштабного осеннего обновления, позволившего пилотам команды регулярно претендовать на место в пятёрке, приложил руку Питер Продрому, перешедший в стан McLaren как раз из Милтон-Кинса.
Первые плоды его работы в плане аэродинамике мы могли наблюдать уже во время сочинского этапа в начале октября, но то был промежуточный этап, а в финале сезона изменения оформились в абсолютно новый аэродинамический пакет в передней части шасси.
При этом надо понимать, что доработки коснулись не только крыла, но также тормозных воздуховодов, и дефлекторов.
Всего за девять недель пребывания в Уокинге Питеру удалось спроектировать, смоделировать, построить и опробовать совершенно новое переднее антикрыло.
Используя наработки времён RBR, он создал весьма похожую конструкцию, которая не имела характерных особенностей прежнего крыла MP4-29.
Она серьезно отличается по своей конструкции от прежнего решения команды: старое крыло содержало четыре главных плоскости, а также открылок на торцевой пластине, который направлял воздушный поток в обход шин.
В новом варианте крыло состоит из пяти элементов, один из которых раздваивается с внешней стороны, образуя у торцевой пластины шесть аэродинамических плоскостей.
Если анализировать два варианта антикрыла, то глобально оба служат одной цели: оптимизировать протекание потоков воздуха вокруг машины, в особенности её задней части.
И хотя создание новинки потребовало серьезных усилий, так как она не является эволюцией прежней модели, старания на этот раз были оправданы.
При этом, несмотря на первое впечатление, это вовсе не копирование решения Red Bull. Отличия кроются и в геометрических размерах, и в очертаниях кромок, и в структуре небольших элементов.
В команде ожидали от этого крыла значительного шага вперед – иначе не стали бы рисковать по ходу уик-энда Гран При, а отложили бы его испытания до тестов, которые стартуют на этой же трассе двумя днями позже.
Первая проба сил мотора honda
Кроме того, неделей ранее в команде провели "съемочный день", по сути ставший презентацией переходного шасси с мотором Honda, получившего индекс MP4-29H.
По регламенту тест-пилот Оливер Тёрви мог преодолеть не более 100 км на специальных шинах.
В целом внешний вид машины остался прежним - так проще сравнивать данные по двум моторам. Из новинок можно было отметить лишь доработанную систему охлаждения, смонтированную на капоте двигателя.
Однако в области, не видимой снаружи, произошел целый ряд изменений в компоновке, призванных разместить абсолютно новый японский силовой агрегат.
В данном случае команде сыграл на руку пункт регламента, жестко фиксирующий геометрию и точки крепления силового агрегата и коробки передач. Однако, похоже, это едва ли не единственное сходство между Mercedes и Honda.
Судя по опубликованным (и очень ощутимо отретушированным) изображениям, турбина в новом двигателе Honda размещается традиционно – по принципу силовых установок Renault. В реальности же компоновка, впрочем, может оказаться совсем иной.
TORO ROSSO
Команда Toro Rosso привезла на заключительный этап сезона прежнюю спецификацию машины, при этом в пятницу они провели довольно необычные тесты в области выхлопной системы.
А именно – позади выхлопной трубы были установлены крестообразные датчики с отходящими от них проводами.
Можно предположить, что эти сенсоры определяют плотность потока выхлопных газов, часть которого попадает на открылок, получивший название "сиденья для обезьянки" – это позволяет точнее установить аэродинамическую эффективность этого небольшого элемента.
WILLIAMS
Изменения в системе охлаждения, сделанные командой Williams с утра в пятницу, привели к довольно любопытной проблеме.
Внешняя крышка бокового понтона на машине Валттери Боттаса просто отвалилась, обнажив компоновку силовой установки.
Согласно заявлению главы гоночной бригады Роба Смедли, новая конструкция корпуса машины создала разницу давления между верхней и нижней плоскостями понтона, что привело к поломке креплений.
В результате механикам пришлось ремонтировать панели, прикрепленные непосредственно к монококу, и другие детали из углеволокна.
Пока "раздетая" машина финна возвращалась в боксы, все могли наблюдать за компоновкой системы охлаждения, размещённой в боковинах FW36.
В левом отсеке располагаются системы охлаждения моторного масла, воды и ERS.
Радиаторы системы ERS меньше в размерах и расположены в передней части понтона. Они содержат также небольшую накладку, частично закрытую термолентой. Это сделано для того, чтобы поддерживать рабочую температуру батарей.
Чтобы освободить место для этих радиаторов, на машине установлен топливный бак продолговатой формы, вмещающий на 30 литров горючего меньше по сравнению с прошлым годом.
На картинках также видно, насколько миниатюрно выглядит силовой агрегат Mercedes под обшивкой шасси. Свободное пространство над двигателем используется для отвода горячего воздуха от радиаторов к задней части капота.
При этом поток воздуха спрямляется при помощи тепловых экранов, которые ныне используются командами не только для термической защиты внутренней конструкции шасси, но и для улучшения аэродинамики.
Кроме того, выходящему воздуху нисколько не мешает выхлопная система, которая на машинах, оснащенных двигателями немецкого производителя, также отличается завидной компактностью.
LOTUS
Вслед за Force India в команде Lotus также решили обновить рулевое колесо своей машины, снабдив его большим жидкокристаллическим дисплеем, что очень поможет коллективу в следующем сезоне, когда будут значительно ужесточены требования к радиообмену между пилотами и боксами.
В некоторых командах с начала сезона оборудовали руль большим экраном, другие остались верны старым однострочным дисплеям на светодиодах.
В Lotus прежняя диодная версия, без особых изменений работавшая с 2008 года, отправлена на заслуженный отдых.
Новое рулевое колесо Lotus содержит экран с диагональю 4,3 дюйма и карбоновым креплением.
CATERHAM
С учетом того, что в команде до последнего момента не знали, будут ли участвовать в заключительной гонке сезона, ни о каких технических новинках речи здесь быть не может.
Коллектив привез с собой переднее антикрыло, использовавшееся на Гран При Японии, да и остальные детали шасси были собраны из того, что оставалось на базе. Не то, что разработать, а даже просто произвести что-то специально для финала в команде возможности не имели.