Упустил ли Росберг свой единственный шанс выиграть титул?
Пока Льюис Хэмилтон наслаждается жизнью, осваиваясь в ранге двукратного чемпиона мира, Нико Росберг должен вынести правильные уроки из своего поражения в борьбе за титул. Эд Стро даже не сомневается, что немецкий пилот будет еще сильнее, когда вернется на трассу в 2015 году
Способность Нико Росберга удивлять кажется неисчерпаемой. Вот и в минувшем сезоне после очередной серьезной неудачи, которая, казалось бы, должна полностью выбить его из колеи, гонщик собирался и показывал, что проблемы сделали его только сильнее.
Это правда, в драматичном сражении за титул немцу не хватило самой малости, чтобы остановить Льюиса Хэмилтона. Росберг старался изо всех сил и порой был по-настоящему хорош, но его соперник всё же оказался чуть сильнее и заслуженно выиграл чемпионат.
Сразу по завершению финальной гонки Нико без промедлений указал на ту область, где ему следует прибавить – гоночный темп. Ибо только он позволит воспользоваться в воскресенье плодами хороших квалификационных результатов. В этом году Росберг демонстрировал по воскресеньям действительно хорошую скорость далеко не каждый раз.
Вторая половина чемпионата показала, что гонки и впрямь удаются Хэмилтону лучше, однако анализ позволяет говорить, что в 2015-м его немецкого напарника нужно будет воспринимать максимально серьёзно.
Перед началом нынешнего сезона создалось впечатление, что Нико наконец-то получил лучший в карьере шанс завоевать титул. И дело не только в явном техническом превосходстве Mercedes, а еще в том, что правила чемпионата сильно изменились – причем в большинстве случаев перемены должны были сыграть на руку Росбергу. Так что многие считали именно его фаворитом в борьбе с Льюисом.
Поскольку от пилотов в 2014 году требовалось экономно расходовать топливо, бережно работать с резиной и правильно распределять дополнительную энергию по ходу круга, звучали предположения, что Хэмилтону будет сложнее за счет одной лишь потрясающей скорости переиграть разносторонне развитого Росберга.
Однако в итоге именно немцу была уготована судьба догоняющего – но каждый раз, когда казалось, что соперник отправил его в нокаут, Нико поднимался на ноги и становился лишь сильнее.
Уже на Гран При Испании появились опасения, что в конце сезона Росбергу придется отбывать роль второго номера, поскольку Хэмилтон выдал серию из четырех побед и не собирался останавливаться. Безусловно, дважды борьба за вершину пьедестала складывалась предельно остро, но Нико не мог позволить себе и дальше финишировать вторым. Поэтому ему пришлось срочно менять подход.
Во время квалификации в Монако Росберг выехал за пределы трассы в повороте Mirabeau. На счастье, в тот момент он уже был временным обладателем поула, а Хэмилтон, находясь на решающем быстром круге, как раз приближался к этому месту.
Был ли маневр умышленным? Нельзя ответить на этот вопрос со 100%-ной уверенностью. Факт в том, что судьи не нашли доказательств вины Росберга, который сумел-таки остановить в Монако победную поступь Хэмилтона и явно вывел своего напарника из равновесия.
В любом случае, для немецкого пилота эта ситуация оказалась выгодной со всех точек зрения.
Если он просто ошибся, то в итоге ему удалось гарантировать себе поул и днём позже обратить его в победу, перехватив инициативу в споре за титул.
Ну а если гонщик действовал умышленно, то мы увидели классический пример хладнокровного расчета, который присущ многим великим чемпионам. Вам это может не понравиться, но некоторые очень успешные спортсмены часто переступали такую же черту. В конце концов, еще недавно Росберга считали мягкотелым даже некоторые его коллеги. Больше о подобном никто не заикался.
Самым же ярким выступлением немца в минувшем сезоне, а может быть и вовсе с начала его карьеры в Ф1, стоит признать Гран При Канады. Несмотря на то, что Нико показал в монреальской гонке лишь второй результат, то была лучшая работа пилота в 2014 году.
Лишившись системы ERS, он смог не только адаптировать свое пилотирование к повышенным нагрузкам на задние тормоза, но и поддерживать хорошую скорость, когда силовая установка разом лишилась 160 л.с. мощности!
Его темп после возникновения проблем с рекуператором резко упал, но спустя довольно небольшой промежуток практически восстановился – пилот смог справиться с ситуацией. При этом Нико оказался чертовски близок к тому, чтобы выиграть с такими неполадками гонку, но все же стал вторым.
Это достижение, возможно, даже в чем-то сопоставимо с памятным выступлением Михаэля Шумахера на Гран При Испании в 1994 году. Тогда легендарному немцу пришлось довольно долго ехать (и даже проводить пит-стоп!) на пятой передаче без возможности переключиться вверх или вниз.
На отрезке между Монако и Венгрией Росберг выглядел явным фаворитом в борьбе за титул. Он проиграл в Сильверстоуне из-за поломки коробки передач (хотя Хэмилтон имел все шансы обойти его на трассе и без этих проблем), но в остальных случаях как минимум не уступал напарнику.
Если бы не появление автомобиля безопасности в Будапеште, ставшее следствием аварии Маркуса Эрикссона, Росберг должен был выиграть и там – однако в итоге финишировал позади британца, который решил, что не станет подчиняться приказу команды, когда от него потребовали без сопротивления пропустить Нико вперед.
Однако по-настоящему переломным стал этап в Спа, где немец допустил серьезный просчет. Несмотря на то, что Росберг серьезно прибавил в этом году, его всё же сложно назвать одним из лучших пилотов с точки зрения умения бороться за позицию колесо в колесо. И столкновение с напарником в связке в Les Combes на втором круге Гран При Бельгии стало лишним тому подтверждением.
Комментарии Льюиса после гонки были некорректно трактованы СМИ. Я был среди журналистов во время того самого группового интервью. По словам Хэмилтона, у него не было сомнений в умышленности действий Росберга, приведших к столкновению – но он вовсе не говорил, будто Нико заранее спланировал аварию.
Только полный идиот решил бы ударить соперника в колесо краем своего переднего антикрыла. Конечно, шины Pirelli имеют склонность к проколам даже при незначительном контакте, но ведь такой маневр мог перечеркнуть гонку самому Росбергу.
В любом случае, немец все же постарался в последний момент уйти от столкновения. Но едва ли можно сомневаться, что несколькими секундами ранее в нём явно взыграли эмоции от воспоминаний о Бахрейне: там Нико уступил, именно уходя от неминуемого контакта. Потому в Les Combes в нем действовал не разум, но чувства.
Но что бы ни стало её первопричиной, ошибка Росберга стала переломной в борьбе за титул. Немца наказали в команде, и с тех пор он с трудом поддерживал темп напарника. Локальная выгода в виде 18 очков за второе место, с глобальной точки зрения оказалась бессмысленной.
В Монце, Сочи и Остине Росберг имел шансы выиграть, но каждый раз допускал серьезные промахи. Сход в Сингапуре – не его вина, но на Сузуке он вчистую проиграл Хэмилтону на сырой трассе. Годом ранее он пару раз опережал Льюиса в аналогичных условиях, но в этот раз отставал от напарника на добрую секунду на круге.
В итоге Льюис сумел выиграть пять гонок подряд, а Нико выглядел подавленным таким результатом. Но затем он смог воспрянуть вновь – вопреки всем ожиданиям.
В Бразилии Росберг опережал Хэмилтона на тренировках и в квалификации. И пусть его гоночный темп вновь оказался чуть ниже, Нико блестяще справился с пилотированием в условиях колоссального прессинга.
Это гарантировало ему поездку в Абу-Даби с относительно неплохими шансами на титул, пусть даже Льюису уже не требовалось каких-то особых сверхусилий.
Это клише, но Росберг действительно вернется на трассу в следующем году еще более сильным пилотом. Главный его навык – умение изучать, анализировать и разбираться в том, что он сделал неправильно и как это исправить.
Периодически в 2014 году создавалось впечатление, что прессинг чемпионской гонки мешает Нико действовать в привычном стиле. Но с его нынешним опытом можно не сомневаться: в следующий раз все получится куда лучше.
Конечно, в ключевые моменты Росберг не мог ехать быстрее Хэмилтона или хотя бы в одном темпе с ним. Но завершить сезон так близко к напарнику и вести плотную борьбу на протяжении всего чемпионата – уже огромный успех. И даже в Абу-Даби он достойно принял свое поражение.
Вы можете поставить на Хэмилтона в чемпионате-2015. Но как показал прошедший сезон, решительности Нико не занимать, а потому будет ошибкой не учесть потенциальный прогресс немца.
Он будет много работать, анализировать, разбираться, пробовать и экспериментировать, чтобы лишить Льюиса главного преимущества – превосходства в темпе на длинной дистанции. В этом вся сила Нико, за что он и заслужил уважение к себе.
Но чтобы отобрать у Хэмилтона титул в 2015 году, Росбергу безусловно придется сделать то, на что он оказался неспособен в минувшем сезоне – хоть раз опередить напарника в очной борьбе на трассе во время гонки.