Как может Формула 1 променять Монцу на Баку?
У Берни Экклстоуна нет ни малейших сомнений по поводу появления в календаре Формулы 1 Гран При Азербайджана, однако при этом он всячески приуменьшает масштабы катастрофы от потери Большими Призами исторического этапа в Монце. Дитер Ренкен пришёл в ужас от такой перспективы…
Накануне гонки на Сепанге перспективы этого азиатского Гран При в Формуле 1 были весьма туманными.
Малайзийское правительство не горело желанием и в дальнейшем финансировать проведение Гран При, который окупился лишь в первые два сезона, после чего был перенесен с конца сезона на март-апрель.
В беседе с журналистами в пятницу перед Гран При Малайзии босс Формулы 1 Берни Экклстоун выразил надежды по поводу того, что детали нового договора будут согласованы, однако “официального подписания в этот уик-энд ожидать не стоит”.
В субботу вечером он улетел в Лондон. Вероятно, детали тогда уладить так и не удалось, и это неудивительно, поскольку правительство Малайзии и без того находится под огромным внешним давлением из-за падения цен на нефть и двух катастроф с малайзийскими самолётами, случившимися в прошлом году. К тому же, стоимость контракта на проведение этапа MotoGP в разы меньше аналогичного права в Формуле 1, и при этом мотогонка практически всегда окупается.
Гонка Ф1 на Сепанге и без того не пользовалась высоким международным интересом, а из-за авиакатастроф в стране резко упал приток туристов, да и расходы на поиски обломков авиалайнера MH370 достигли заоблачных сумм. Вдобавок ко всему гламурный Гран При Сингапура, дебютировавший в Формуле 1 в 2008 году, негативно сказывается на статистике посещаемости Гран При Малайзии, несмотря на то, что ночная гонка проводится на шесть месяцев позже. Ситуация в целом выглядит не просто плохо, а катастрофично.
Во время церемонии награждения после гонки премьер-министр Малайзии заявил, что удалось достичь договорённостей на проведение этапа ещё на три сезона. Конечно, контракт на пять лет был бы идеальным вариантом, однако порою лучше синица в руках, поскольку Сепанг вовсе рисковал лишиться Формулы 1...
"Как Экклстоуну это удаётся?" – спросил кто-то в паддоке, тогда как другие не скрывали удивления от установленной платы за проведение этапа в размере $47 млн. в год.
Однако, по информации одного из ресурсов, организаторы Гран При Малайзии будут платить порядка $36 млн, тогда как минимальная ежегодная плата в Формуле 1 составляет $30 млн, и лишь только Монако, как поговаривают, ничего не платит из-за своего уникального статуса.
Повышение платы за Гран При будет большой проблемой для организаторов: в последнее время на трибунах не собирается и двадцати тысяч человек при ценах на билеты в 220$, тогда как большинство болельщиков предпочитает наблюдать за гонкой из зоны свободного размещения, пропуск на которую на все три дня стоит лишь 30$. Вдобавок ко всему многочисленные представители титульного спонсора Гран При компании Petronas, естественно, не платят за билеты. Так как же Экклстоуну удалось договориться?
«Представьте себе бритвы Gillette или принтеры, - приводит пример один из маркетологов Формулы 1, работающий в этой отрасли многие годы. – Вы покупаете модную бритву или принтер за небольшие деньги, получая также лезвие или картридж. Производители делают это с целью подсадить вас на крючок. Когда приходит время замены расходных материалов, вам приходится уже выкладывать целое состояние.
Формула 1 работает таким же образом: организаторы, зачастую правительства, строят автодромы, стадионы, тратя заоблачные суммы, в качестве туристических инициатив.
Затем цены растут, поскольку Берни подцепил их на свой крючок - и власти лучше будут продолжать платить, нежели спишут свои многомиллионные инвестиции, что сродни политической катастрофе.
Зачастую ежегодные потери бывают не настолько болезненными, как постоянные напоминания о провале. Проведение Гран При можно всегда объяснить инициативами по развитию туризма, тогда как пустующий автодром – это словно огромный белый слон...»
Вспомните судьбу Турции, Валенсии, Южной Кореи и Индии, а затем задумайтесь об умении Формулы 1 привлекать туристов.
Экклстоун, комментируя ситуацию с Гран При Германии, обвинил во всем именно “пассивных немецких болельщиков”, а не иностранцев, также игнорирующих гонку.
Давайте поговорим об Азербайджане и о планах провести гонку на улицах Баку. Многие специалисты сходились во мнении, что проект будет заморожен из-за падения цен на энергоресурсы, что больно ударило по стране, находящейся в богатом на нефть регионе на берегу Каспийского моря на пересечении между восточной Европой и западной Азией.
При этом географическое положение не помешает стране принять первые европейские легкоатлетические игры в июне. В 2012 году Азербайджан принял финал конкурса Евровидение, однако попытки заполучить Олимпийские Игры 2016/20 годов потерпели неудачу.
К тому же, столица Азербайджана с радостью выразила готовность заплатить требуемую сумму за проведение этапа Формулы 1, а ведь именно это уже давно играет ключевую роль в Больших Призах, а отнюдь не традиции.
Гонка должна пройти под вывеской Гран При Европы - в 2012 году Валенсия утратила этот статус. Для этапа, который должен был состояться в 2015 году, планировалось организовать гоночное кольцо вдоль береговой полосы Каспийского моря, чтобы охватить как можно больше достопримечательностей города.
Причины переноса гонки на трассу, где проходит этап серии GT, заключались в том, что само кольцо получилось довольно коротким и скучным, кроме того, оно не охватывало все значимые достопримечательности столицы. Герман Тильке был вынужден добавить несколько кварталов в конфигурацию “автодрома”, после чего разговоры стихли.
За последние годы количество уличных гонок растёт как на дрожжах, и причина проста: этапы MotoGP обосновались на автодромах, которые изначально планировалось использовать для Гран При. И если Формула 1 испытывает проблемы со зрительским интересом и высокой платой за право проведения гонки, двухколёсные соревнования обеспечивают своим поклонникам острые ощущения за гораздо меньшую цену.
«Вот почему Берни уделяет большое внимание уличным трассам: он понимает, что там не удастся провести этап MotoGP по соображениям безопасности, - заявил один из источников. – Невозможно себе даже представить гонки на мотоциклах в Альберт-Парке или Сингапуре. А билеты на Гран При на автодромах, принимающих этапы обоих чемпионатов, продаются очень плохо, и Сепанг - яркий тому пример».
Когда в канун этапа в Бахрейне Берни Экклстоун и представители FOM поставили свои подписи под договором с организацией “Американцы за демократию и права человека”, выразив тем самым свою поддержку идеям сообщества, казалось, шансы на проведение Гран При Азербайджана исчезли навсегда, так как эту страну вряд ли можно назвать образцово-показательным примером соблюдения прав человека.
Вдобавок ко всему, в своем докладе 2015 года правозащитная организация Human Rights Watch указала на усиление давления со стороны властей Азербайджана в адрес недовольных действующим режимом. Одного этого должно быть достаточно, чтобы FOM и владельцы её контрольного пакета фонд CVC Capital Partners задумались о необходимости проведения этапа в этом регионе.
Соглашение с организацией “Американцы за демократию и права человека” в очередной раз указывает на беспринципность Формулы 1: Берни Экклстоун заявил, что Гран При Азербайджана включён в проектный календарь на следующий год, и что в этой стране нет никаких проблем с соблюдением прав человека.
«Баку? Никаких проблем, - заявил Берни в беседе с AUTOSPORT. – Это будет ещё одна отличная гонка!»
На вопрос о том, знает ли он о ситуации с правами человека в Азербайджане, Экклстоун ответил: «Мы проверяли информацию. Думаю, все остались довольны. Не думаю, что это будет большой проблемой...»
Вслед за этим он без малейшей паузы подтвердил самые худшие опасения Формулы 1: Большие Призы могут лишится этапа в Монце, когда у автодрома в 2016 году истечёт действующий контракт.
«У них нет соглашения после истечения в следующем году действующего контракта, так что нам необходимо ждать и следить за развитием событий, - добавил Экклстоун. – Всё это сильно напоминает ситуацию с Гран При Германии».
На самом деле нет: Германия выпала из календаря после начала процедуры банкротства автодрома Нюрбургринг, поскольку суд аннулировал все действующие соглашения.
Ситуация усугубилась чрезвычайно высокой платой за право принимать Гран При. К тому же, чередование этапа с трассой в Хоккенхайме означало, что капитальные инвестиции и расходы на обновление инфраструктуры автодрома необходимо изыскивать раз в два года - каждый год принимать у себя этап Ф1 Нюрбургринг просто не в состоянии с экономической точки зрения. В то же время Монца за все годы начиная с 1950-го пропустила Гран При лишь однажды, когда автодром подвергся реконструкции.
Как только Эккслтоун понял, что Нюрбургринг, находящийся в частном владении, не может/не хочет (нужное подчеркнуть) платить астрономические суммы, он переключил своё внимание на Хоккенхайм, где, в свою очередь, ожидаемо отказались брать на себя финансовые расходы Нюрбургринга. Так в чём же здесь сходство с Монцей, контракт которой подходит к концу, в связи с чем Берни Экклстоун пытается выбить для себя более выгодную сделку?
В эксклюзивном интервью с автором данной статьи во время прошлогоднего этапа в Монце бывший пилот Формулы 1 Иван Капелли, возглавляющий теперь рабочий комитет автодрома, описал ситуацию следующими словами: «Как я уже сказал, гонка в Монце состоится в 2015 и 2016 годах. Нам предстоит очень постараться, чтобы договориться о проведении Гран При в 2017 году и далее до 2020 года.
При этом я сделал господину Экклстоуну предложение на перспективу. Я сказал ему: “Смотрите, в 2022 году автодрому исполняется сто лет, и мы уже думаем наперёд. Нас не интересует краткосрочный контракт, мы надеемся на длительное сотрудничество”. Это демонстрирует нашу готовность к абсолютно новому формату взаимодействия».
Иван Капелли уверен, что празднование столетия автодрома в Монце без Гран При Формулы 1 просто немыслимо.
Однако, похоже, Капелли дал Экклстоуну сильный козырь в переговорах, упомянув о вековом юбилее трассы, ведь в Формуле 1 такого рода событие случится впервые в истории. Теперь 84-летний британец может занять позицию “платите столько, сколько предлагает Баку, иначе никакого вам юбилея”.
В Бахрейне Экклстоун попытался сгладить масштаб катастрофы от потенциальной потери Монцы: «То же самое мне говорили по поводу этапов во Франции и Германии. Теперь у нас есть очень хорошие альтернативные варианты, не так ли?»
Да, Берни, падение телевизионных рейтингов прекрасно доказывают правоту твоей точки зрения, не так ли?..
Возможно, вся история с Баку является сплошным блефом и фарсом, как в случае с этапом в Кейптауне, о котором в Бахрейне не вспоминали. Всё это, возможно, делается для оказания давления на Монцу с целью получения желаемой суммы. Поговаривают, что организаторы Гран При Италии платят самую маленькую сумму среди всех этапов календаря (порядка $11 млн), и, учитывая интерес босса Fiat Серджио Маркионе к Формуле 1 и Стратегической Группе, надо полагать, этап всё же останется в Больших Призах.
Но от Берни никогда не знаешь, чего ожидать - и эта неопределённость точно не идет на руку спорту в целом.