Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Нужны ли Формуле 1 шины Michelin?

Бен Андерсон
15 июня 2015 в 14:52

Не так давно в компании Michelin заявили, что готовы вновь вернуться в Формулу 1, на что глава менеджмента спорта Берни Экклстоун ответил, что не хотел бы расставаться с Pirelli. Бен Андерсон постарался взвесить все за и против возвращения в Большие Призы забавного надувного человечка Бибендума...

В последние месяцы все больше действий предпринимается по коренному изменению внешнего облика и технической составляющей Формулы 1 в стремлении повысить зрелищность и популярность спорта.

Помимо инициатив по возвращению в Большие Призы дозаправок и моторов мощностью свыше 1000 лошадиных сил (что, безусловно, важно), ведутся разговоры и о шинах для обновленной Формулы 1. И это неудивительно, ведь какие бы новинки ни внедряло руководство спорта, единственной точкой взаимодействия шасси с дорожным полотном - вернее, четырьмя точками - останутся шины.

Пока о каких-то шинных войнах в их классическом понимании говорить рано, но сам факт, что в Michelin выразили готовность вернуться в Гран При с 2017 года говорит о том, что у Pirelli, контракт которой заканчивается по окончании следующего сезона, появился конкурент, что само по себе интересно.

В последний раз, когда французская компания поставляла шины Формуле 1, она вела ожесточенную конкурентную борьбу с японцами из Bridgestone. Это были очень интересные времена, ведь именно тогда доминирующие в спорте Ferrari, обутые в резину Bridgestone, начали терять позиции - сначала о своих амбициях заявили клиенты Michelin из McLaren и Williams, а затем подключились и в Renault.

Многие не против вернуться к такому шинному противостоянию в чемпионате, вынуждающему производителей резины постоянно стараться поднять планку. Однако в нынешних условиях финансового кризиса и постоянного урезания расходов о возвращении к конкурентной парадигме даже и думать нечего.

Гран При Канады 2010 года выдался очень интересным © LAT
Гран При Канады 2010 года выдался очень интереснымФото: LAT

Так что из реалистичных вариантов остается лишь возвращение компании Michelin на правах единственного поставщика шин Ф1, но именно такая перспектива побудила французов по окончании сезона-2006 покинуть спорт и оставить в качестве монополистов бывших соперников Bridgestone.

При этом глава спортивного подразделения Miсhelin Паскаль Куанон дал понять, что компания вернется в спорт лишь в том случае, если шины снова станут объектом технической мысли, а не только средством развлечения зрителей в гонках.

К сожалению для него, в современной Формуле 1 шины как раз и призваны выполнять именно эту роль. В Pirelli заработали себе дурную репутацию тем, что вынудили пилотов сбрасывать скорость и постоянно экономить резину. Но ведь на этом настояли сами держатели акций спорта, которым надоело смотреть гонки с одним пит-стопом.

Вспомните Гран При Канады 2010 года, когда в Pirelli подписали свой контракт с руководством Ф1. Всем пришлась по душе та гонка, потому что она проходила словно "против шерсти". Шины Bridgestone постоянно перегревались, и расклад сил постоянно менялся из-за вмешательства различных тактических схем команд. Pirelli сразу попросили сделать резину в стиле Канады-2010.

Тем временем Куанон примкнул к рядам тех, кто критикует нынешние шины Pirelli за их недолговечность (а куда ему было деваться?)

«Шины в спорте должны обладать стабильными характеристиками и хорошими сцепными свойствами, - сказал француз. - Это ненормально, когда через пару кругов гонщик жалуется на то, что ему придется снизить скорость, иначе шины не выдержат.

Так быть не должно. Сегодня пилоты просто не могут демонстрировать свой талант из-за ограничений резины. И это происходит из-за монополизации поставок шин в Ф1 - у производителя просто нет мотивации.

Сильверстоун-2013 стал низшей точкой в спорте для Pirelli © LAT
Сильверстоун-2013 стал низшей точкой в спорте для PirelliФото: LAT

В итоге продукция получается посредственной, а не высокотехнологичной».

Это означает лишь одно - в Michelin предлагают Большим Призам резко изменить свой курс и направиться в сторону жестких шин с отсутствием необходимости в пит-стопах. Те, кому не нравится нынешнее состояние дел в спорте, вполне могут встать на их сторону.

Но прежде необходимо задаться вопросом - станут ли гонки интереснее, если шины будут жесткими, и пилотам не придется за ними следить? Есть распространенное мнение, что нет…

Гран При Малайзии этого года, например, получился весьма увлекательным именно по причине разнообразия тактических схем лидирующих команд. В сезоне-2012 кто только не выигрывал гонки - и тоже благодаря тому, что шины очень быстро выходили из строя. Тот же пресловутый Гран При Канады 2010 года привлек к себе столько внимания, поскольку гонщикам никак не удавалось заставить шины работать стабильно.

У людей короткая память. Уверен, что пилоты и инженеры будут всеми руками за возвращение в спорт компании Michelin. Французский производитель всегда славился отличными стабильными шинами - это позволило бы пилотам ехать быстрее, да и настройки искать было бы куда легче.

Но в этом случае мы вернемся к гонкам "паровозиком" - особенно если регламент в отношении аэродинамики не будет серьезно меняться. И именно поэтому Берни Экклстоун столь скептически отнесся к идее возвращения французов в чемпионат - ведь он главным образом печется о зрелищности шоу и популяризации спорта.

«Все, что могут сделать в Michelin, это произвести "каменные" шины, которые можно будет поставить на машины в январе, а снять - в декабре, - сказал 84-летний функционер. - Они не любят, чтобы их критиковали.

И если сейчас есть хоть какой-то шанс, что пилоты Mercedes не выиграют в гонке, то в этом случае можно будет на это и не надеяться.

В Michelin стараются "протолкнуть" в Ф1 колесные диски большего диаметра
В Michelin стараются "протолкнуть" в Ф1 колесные диски большего диаметра

В общем, они сделают все наоборот, и у них не хватит смелости предпринять те же шаги, которые сделали в Pirelli. Итальянцы выполнили все наши требования, и это привело к ряду очень захватывающих гонок».

Проблема в том, что многие хотят и на ёлку залезть, и ничего себе не ободрать. Они хотят сверхбыстрые машины и гонки с тапкой в пол, но это означает, что шины должны быть "лучше", а прижимной силы - куда больше.

Они требуют захватывающих и непредсказуемых гонок, но не хотят при этом, чтобы шины быстро изнашивались, что приводило бы к необходимости заезжать в боксы.

Они желают, чтобы пилоты ехали одинаково быстро на всех без исключения отрезках гонки, но не согласны принимать неизбежные в этом случае процедуры дозаправок, которые в свое время привели к скучным гонкам.

«В Формуле 1 всегда стояла задача выжать максимум возможного из имеющихся шин на длинной дистанции, - отметил технический директор Mercedes Пэдди Лоу. - Я не помню, когда были такие шины, на которых пилоты могли бы давить на полную на каждом круге.

С нынешними шинами гоняться интересно - с приходом в спорт Pirelli мы видели не одну захватывающую гонку.

Да, не все пилоты довольны тем, что они не могут ехать на полную мощность на протяжении всей дистанции, но так было всегда. Возможно, сегодня этот фактор играет чуть большую роль, но здесь тоже требуются определенные способности от гонщика. Ну а в квалификации они по-прежнему ничем не ограничены».

В Ф1 не собираются отказываться от Pirelli © LAT
В Ф1 не собираются отказываться от PirelliФото: LAT

Кроме того, во время заседания Стратегической Группы обсуждался вариант свободы выбора командами типов резины для каждого конкретного этапа. Звучит заманчиво, пока не понимаешь, что в командах быстро проанализируют ситуацию и безошибочно определят оптимальные варианты для каждой трассы. В итоге никакой интриги не получится.

«Если дать командам свободу выбора, получим следующую картину, - пояснил глава Pirelli Motorsport Пол Хембри. - Сначала топ-команды выберут одинаковые типы резины на гонку, поскольку пользуются теми же средствами анализа, что и мы, а затем появятся те, кому нечего терять - и они решат пойти на риск. Безрассудный, опрометчивый риск. Более того, это приведет к значительно большим издержкам на логистику.

При принятии решений важно понимать, чего именно вы хотите добиться, а не просто перебирать все возможные варианты вслепую».

И он абсолютно прав. Можно бесконечно спорить о том, что первично для Формулы 1 - паритет в спортивном состязании или яркое шоу, но для начала нужно поинтересоваться, чего все-таки хотят болельщики...

Michelin
Michelin

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle