Плюсы и минусы концепции клиентских шасси

Мало кто в паддоке так хорошо разбирается в вопросе клиентских шасси, как босс Scuderia Toro Rosso Франц Тост. Дитер Ренкен в личной беседе обсудил со специалистом ряд вопросов, касающихся Стратегической Группы, бюджетов и многого другого
Руководитель Scuderia Toro Rosso Франц Тост в гонках всю свою жизнь: в молодости он выступал в Формуле Ford и Формуле 3, затем работал инструктором автошколы Walter Lechner и боссом одноимённой команды в серии GT. После был одной из ключевых фигур Weber Management во времена, когда компания занималась карьерами обоих братьев Шумахеров, затем занимал должность менеджера по операциям с моторами BMW, когда бренд дебютировал в Формуле 1 в 2000-м, а с сезона-2006 исполняет обязанности руководителя дочерней команды Red Bull.
Таким образом, когда 59-летний специалист, родившийся в Италии в городке Тринс, находящемся ближе к Монце, нежели к “родному” автодрому Red Bull Ring, спокойным голосом рассуждает на разные темы, его точку зрения, безусловно, игнорировать нельзя.
Мы встретились во время гоночного уик-энда в Монако на специальной “барже для вечеринок”, как её шутливо называют в Red Bull. Главной темой нашей беседы, безусловно, стало то нашумевшее заседание Стратегической Группы – вопрос, горячо обсуждавшийся во время пресс-конференции в княжестве в четверг.
Когда стало ясно, что у Тоста есть чёткое видение будущего Формулы 1, мы решили придать нашей беседе несколько более формальный характер.
Если бы не проблемы Renault, Toro Rosso в данный момент уверенно находилась бы на шестом месте в Кубке конструкторов, а значит, претендовала бы на вхождение в Стратегическую Группу, занимая так называемую “плавающую” вакансию. Какими были бы действия Тоста, если бы его команде удалось закончить сезон на пятой строчке, о чём он заявлял перед стартом сезона?
«Я уже об этом говорил: неважно, кто станет пятой или шестой командой, поскольку другие коллективы своими голосами могут отвергнуть любое предложение. – начал Франц Тост. - Топ-команды ничего не хотят менять. Им нравится текущее положение вещей.
Смотрите, в Стратегической Группе заседают четыре команды с огромными бюджетами, а голосов двух оставшихся коллективов просто недостаточно, поэтому мы и не видим изменений».
Даже несмотря на присутствие в Стратегической Группе материнской команды Red Bull Racing, точка зрения Тоста говорит о многом: «Для меня Стратегическая Группа не имеет никакого смысла…»
Логика в этом проста: по мнению Тоста, правилами в Формуле 1 должны заниматься руководящий орган автоспорта (FIA) и держатель коммерческих прав (FOM).
«Жан Тодт и Берни Экклстоун должны сесть вместе, найти решение и заявить остальным: “Вот новые правила. Или вы их принимаете, или покидаете спорт”. Если же в процесс вовлечены команды, то согласия в таком случае достигнуто не будет», - аргументировал Тост.
Босс Toro Rosso признаёт, что ранее найти консенсус было проще из-за дружеских отношений Берни Экклстоуна и бывшего президента FIA Макса Мосли, тогда как сейчас в случае с Жаном Тодтом есть некоторые трения, однако Тост остаётся непреклонен: «Определять правила должны FIA и FOM, поскольку именно они руководят спортом. Как я уже утверждал, команды неспособны договориться, поскольку никто не хочет уступать свою выгоду».
Хотел бы Франц Тост в таком случае расформирования Стратегической Группы?
«Меня не волнует её судьба, - ответил специалист. – Определённая единица, которая обсуждает вопросы спорта, обязана присутствовать в Формуле 1.
Будет ли это Стратегическая Группа или что-нибудь другое – неважно, но, в любом случае, этот орган должен предлагать дельные и качественные решения.
Пока что ничего такого нет. Мы лишь видим бесконечные встречи и собрания. Как я говорил ранее, нам необходимо в срочном порядке решить проблемы с расходами. Нет смысла тратить такие баснословные деньги».
Toro Rosso уже доказала, что может бороться за места в первой пятёрке командного зачёта, обладая бюджетом даже меньше той суммы, которую Ferrari получает только лишь в виде призовых FOM. Таким образом, Тост хотел бы внедрения потолка бюджетов. Но как, по его мнению, выглядела бы данная концепция на практике?
«Думаю, потолок бюджета команды стоит установить в размере $150 млн. Этого будет вполне достаточно, чтобы на достойном уровне справляться с работой. Для таких коллективов, как наш, годовые расходы, включая цену на двигатели, не должны превышать этого порога».
По мнению Тоста, максимальное количество сотрудников в команде должно быть не больше 400 человек, при чём 300 специалистов будут заниматься исключительно шасси, а 100 должны быть задействованы в работах с двигателем.
Если бы Тост обладал соответствующими полномочиями, он бы ограничил время работы в аэродинамической трубе и использование средств вычислительной гидродинамики, сократив количество персонала, задействованного в этих отделах. Кроме того, босс Toro Rosso не видит смысла в том, что команды привозят новинки на каждый этап – эта норма также должна, по его мнению, быть чётко регламентирована правилами.
«Возможно, стоит позволить лишь раз в год обновлять переднее крыло, заднее крыло, какие-то элементы кузова. Работу по развитию машины от одного этапа к следующему следует запретить».
Команда Scuderia Toro Rosso – это бывшая Minardi, которая в 2005 году была приобретена австрийским производителем энергетических напитков в качестве дочерней команды Red Bull Racing. Ещё в то время была образована общая для обоих коллективов единица под названием Red Bull Technology, поскольку FIA намеревалась двигаться именно в этом направлении развития спорта.
Однако главные команды сумели настоять на своём, и в Формуле 1 появился специальный список компонентов, которые каждый коллектив должен производить самостоятельно, поскольку детали эти были определены термином “интеллектуальная собственность”. В список входит монокок и другие основные элементы шасси.
Таким образом, STR пришлось организовывать собственное производство. Тост, успевший побывать по обе стороны баррикад, имеет полное право давать оценки намерению Формулы 1 перейти на концепцию клиентских шасси с целью решения целого ряда злободневных проблем.
«Как вы знаете, у Toro Rosso есть опыт работы с клиентскими шасси – мы использовали их с 2006 по 2009 год. Это были лучшие годы для нашей команды в Формуле 1, поскольку мы получали машины и чертежи от Red Bull Technology, а моторы - от Ferrari.
Конечно, у нас никогда не было такой же машины, которая использовалась в Red Bull, но сходство имелось, благодаря чему мы во многом и выиграли в Монце в 2008 году (первая победа Себастьяна Феттеля). Также мы удачно выступили и в Кубке конструкторов (шестое место), но наши соперники, заявив, что “такой подход – это не ДНК Формулы 1”, потребовали изменений.
Им удалось переписать правила, внедрить концепцию списка компонентов и так далее. Тогда я говорил, что будущее Формулы 1 – это шесть сильных заводских команд и шесть их клиентов, но никто со мной не был согласен.
Недавно данную тему подняли вновь, но теперь у Toro Rosso есть вся необходимая инфраструктура, так что нам такое предложение уже неинтересно».
Комментируя идею клиентских команд с бюджетами в £40 млн, Тост приводит некоторые цифры, так как знает, о чём идёт речь, поскольку его Toro Rosso пришлось наращивать в своё время мощности до такого уровня, что теперь на базе в Фаэнце производится 80% всех элементов шасси.
«Я слышал предположения, что в Формуле 1 можно выступать с бюджетом в 20-30 млн евро. Это абсолютный нонсенс. Топ-команды и производители, которые ходят продавать машины, работают на очень высоком техническом, а следовательно, и финансовом уровне. Тем не менее последнее слово, конечно, будет за Дитрихом Матешицем. Однако команды не должны заблуждаться: клиентские машины – это не такое дешёвое удовольствие, как многим кажется.
Шасси, построенное топ-командой, будет стоить раза в два больше машины команды-середнячка, собранной ею самостоятельно. Поэтому я хочу ещё раз указать оптимистам на то, что Формула 1 – очень дорогостоящий вид спорта, даже с концепцией клиентских команд».
Это становится очевидным, если проанализировать расходы STR в её будущность клиентской единицей. В сезоне-2008, когда команда одержала победу в Монце и заняла шестое место в Кубке конструкторов, бюджет Toro Rosso составлял около $110 млн, половину из которых Тосту и компании выделяла материнская Red Bull. В прошлом сезоне коллектив из Фаэнцы потратил уже почти $140 млн, причём лучшим финишем в гонке стало шестое место, а в общем зачёте Toro Rosso заняла седьмую строчку.
Проанализируйте эти две цифры через призму изменившихся экономических условий и серьёзно завышенной стоимости современных двигателей, и тогда поймёте, почему Тост не согласен с утверждениями, что идея клиентских машин является панацеей для Формулы 1. Специалист видит корень проблемы в схеме распределения призовых, которая негативно влияет на уровень зрелищности шоу по воскресеньям. В этом с ним согласны болельщики, спонсоры и многие коллеги.
«Ситуация такова, что горстка команд получает львиную долю средств от держателя коммерческих прав и от спонсоров, а мы все знаем, что уровень расходов в спорте очень высок, - продолжает Тост. – Нет смысла в том, чтобы тратить $300-400 млн в год.
Нет надобности платить зарплату 800 специалистам, задействованным в работах над шасси, и 400 - в отделе двигателя, поскольку только две машины гоняются всего 20 раз в году. Чтобы устроить хорошее шоу, нам совсем необязательно такое количество сотрудников в команде. Мы должны помнить, что Формула 1 – это, прежде всего, развлечение, и болельщики хотят видеть ситуацию, при которой минимум у пяти-шести пилотов есть шансы одержать победу в гонке.
Они хотят зрелища, баталий, а современная Формула 1 неспособна дать им это воскресным днем».
По мнению Тоста, ситуация усугубляется доминированием одной команды (Mercedes), значительно опережающей соперников в техническом развитии. «Они прекрасно справляются, тогда как другие команды делают недостаточно, чтобы догнать их», - считает Тост.
Здесь он, наряду с другими причинами, указывает на систему жетонов. Как бывший специалист отдела по двигателям, Тост выступает против ограничений на доработку моторов.
«Из-за правил, а точнее из-за ограничения в количестве жетонов, соперники Mercedes практически ничего не могут поделать, а такая ситуация недопустима. Я помню, когда они рассматривали эту норму на собрании, я спросил их: “Если кто-то окажется сильно впереди, как его догонят остальные?”
Ответ был следующим: "Мы должны экономить”, но в Формуле 1 просто невозможно это делать. Взгляните на историю спорта и вы увидите, что всегда была команда, переигрывавшая соперников, однако такой разницы, какая сейчас есть у Mercedes, я не припоминаю. Текущая ситуация делает Формулу 1 неинтересной – люди не хотят смотреть такие гонки».
Тост также затронул другие вопросы касательно концепции клиентских шасси: «Сколько денег таким командам будет платить держатель коммерческих прав? Нельзя допустить, чтобы клиенты получали столько же, сколько и производители. Также многое будет зависеть и от итоговой суммы призовых к распределению. У меня нет чётких идей по этому поводу…»
По мнению Тоста, возникнет множество противоречий относительно начисления очков участникам такого биполярного пелотона. Стоит ли давать клиентам столько же очков в Кубке конструкторов, что и производителям?
«Такие вопросы никто ещё не обсуждал. У нас нет даже базового проекта. Нельзя допустить ситуации, когда конструктор и клиент получают равное количество очков за одинаковые результаты», - приводит аргументы Тост.
В завершение босс Toro Rosso, никогда не боявшийся выражать своё мнение, заявил, что концепция клиентских машин приведёт к постепенному разрушению Формулы 1.
«Не думаю, что идея клиентских команд или концепция франшизы решит проблемы Формулы 1. Представьте себе ситуацию, если бы в Mercedes заявили о готовности пойти на такой шаг. В итоге мы получили бы четыре шасси Mercedes во главе пелотона.
В Формуле 1 очень много разных эгоистичных интересов, особенно среди топ-команд. Чего они хотят? Им нужно больше денег, им нужны третьи машины, они хотят избавиться от остальных команд.
Возможно, их устроил бы формат чемпионата с пятью командами и тремя или четырьмя машинами от каждой, что, естественно, принесёт им больше дохода. Но это приведёт к гибели Формулы 1, поскольку людям неинтересна борьба пяти команд. Они хотят видеть много разных коллективов, ведущих борьбу друг против друга.
Возьмите пять футбольных клубов - Реал, Барселону, Манчестер Юнайтед, Челси и Баварию - и заставьте их играть каждый уик-энд между собой. Люди быстро утратят интерес к этому чемпионату.
Болельщикам нужны такие команды, как Force India, Sauber, Toro Rosso. В этом суть Формулы 1. Что, если одна из топ-команд впоследствии покинула бы спорт? Они бы попросили оставшихся выставить уже по шесть машин?
Нет, нам необходимо принять изменения в правилах, позволяющие сократить расходы и обеспечить относительное равенство между разными командами. Этого вполне можно добиться».