Не стоит ругать реверсивные решетки
После двух последних Гран При в Великобритании и Венгрии, которые были по вкусу «приправлены» провалом записных лидеров на старте гонок, Эд Стро предположил, что не стоит действовать сгоряча, а необходимо рассмотреть все плюсы и минусы введения в Формуле 1 в будущем реверсивной стартовой решетки...
Действительно, очень легко и просто высмеять предложение внедрить в Больших Призах идею реверсивной стартовой решетки. В конце концов, это просто искусственно даст незаслуженное преимущество более слабым пилотам и командам, не так ли?
Но если основываться на недавних итогах большого опроса среди болельщиков, несложно заметить, что 24,1% респондентов не против ввести в Ф1 перевернутые решетки - и они понимают, о чем они говорят, пусть и в меньшинстве.
Во-первых, перед тем, как проводить анализ, необходимо понять, что это решение не ставит целью искусственно поощрять посредственность. Наоборот, речь идет о том, из чего, по сути, состоит истинное гоночное мастерство, или что необходимо преодолеть гонщику, чтобы взойти на вершину.
Может показаться, что это надуманные аргументы, но в обсуждении всех вариантов и состоит суть любых дебатов.
Медленные машины никогда не будут выигрывать гонки. Чтобы это понять, посмотрите еще раз гонку в Венгрии, где Роберто Мери опередил на старте обоих пилотов Sauber.
Второй круг он начал впереди обеих сине-желтых машин, но финишировал позади. И здесь речь идет о дальних эшелонах пелотона, где вторая по скорости машина с конца опередила явных аутсайдеров, пусть и использующих практически прошлогоднюю машину Marussia. Так что явного преимущества в борьбе за победу у слабых команд не будет.
При условии, что распределение машин на стартовой прямой будет сделано согласно определенным принципам, а не случайным образом, спортивная составляющая не пострадает. В конце концов, единственной причиной, по которой сегодня машины располагаются на решетке в порядке времен, показанных на последней тренировке, является то, что в далеком 1933 году на Гран При Монако организаторы решили попробовать такую схему. Так что не стоит воспринимать это как бессменную и неотъемлемую часть гонок.
В настоящее время мы слышим очень много критических замечаний в адрес Больших Призов. И большинство из них направлены на то, что гонки стали скучными, а пилотам лучших машин не требуется особенно стараться, чтобы выигрывать гонку за гонкой.
В связи с этим высказывается большое количество предложений, как можно исправить ситуацию, и это при том, что введение реверсивной стартовой решетки моментально удовлетворит всем желаниям и требованиям болельщиков.
Давайте подумаем, какие качества мы хотим видеть в лучших гонщиках современности? Очевидно, их скорость. Умение обгонять. Мужество. Стабильность. Решительность. Способность бороться с соперниками колесо в колесо и выходить победителем. И перевернутая решетка как ничто иное поможет пилотам обнажить все эти качества.
Основной причиной того, почему гонки в Англии и Венгрии получились столь захватывающими, было то, что на старте заездов квалификационный порядок был нарушен.
Но есть здесь и негативные моменты.
Во-первых, не стоит отрицать 80-летнее наследие Гран При прошлых лет - все же для многих болельщиков это не пустой звук.
К тому же, есть трассы вроде Монако, где более медленный пилот может практически бесконечно сдерживать быстрого соперника - для этого ему достаточно пилотировать аккуратно и не допускать серьезных ошибок. Так что придется либо принять все как есть, либо оставить в сезоне несколько этапов, в которых старт будет производиться "стандартно" - по итогам квалификации.
Также остается вопрос о том, что вообще в таком случае делать с субботними заездами. Идея о том, что квалификацию нужно оставить для определения реверсивной решетки и получения очков в чемпионате, просто нелепа - стартовые позиции должны определяться по спортивному принципу, которым нельзя будет манипулировать.
Но Формула 1 не должна терять субботу. Возможно, за день до основной гонки действительно можно проводить спринтерские заезды, как уже было неоднократно предложено.
И хотя здесь остается немало вопросов и уточнений, в целом эта идея может значительно разнообразить гоночные уик-энды. И речь здесь не о том, чтобы "приправить" этап быстрой и аварийно опасной гонкой.
На протяжении многих лет люди жалуются, что гонщики не могут ехать вплотную друг к другу в гонках из-за возникающей турбулентности.
Таким образом, при введении правила реверсивной решетки конструкторам придется отказаться от идеи проектирования машин, блестяще работающих на "чистом воздухе", но теряющих потенциал при движении в пелотоне.
Сегодня такой подход работает, но если стартовая решетка будет перемешана, автомобили должны будут одинаково хорошо справляться с самыми разными условиями.
К тому же, значительно повысится значимость компромисса между уровнем прижимной силы (лобового сопротивления) и скоростью на прямых. Коротко говоря, в игру вступит огромное количество самых разнообразных переменных и неизвестных, а это во все времена положительно сказывалось на гонках.
Так можно ли будет выиграть, стартуя позади? Ответ однозначный - да.
Посмотрите на Гран При Венгрии. Льюис Хэмилтон, стартовавший с поула, из-за собственной ошибки уже к концу первого круга гонки оказался десятым. При этом уже на 25-м круге он смог подняться на четвертую позицию - и это на трассе, традиционно сложной для обгонов. Таким образом, британцу потребовалось для этого всего 36% дистанции, к тому же, на своем пути ему пришлось обгонять достаточно быстрых соперников.
Так что предположение о том, что быстрый пилот не сможет прорваться сквозь столь же быстрый пелотон, ошибочно. К тому же, не стоит забывать, что лучшие гонщики будут стартовать позади, и на первый план в гонках будет выходить именно их умение "прошивать" трафик.
Таким образом, в гонках непременно повысится фактор умений и способностей пилотов, а не только их чистой скорости. Если гонщик не умеет обгонять, в заездах с перевернутой решеткой ему просто ничего не светит. Но лучшие из лучших, без сомнений, проявят себя.
Также можно отметить, что эта идея выведет на новый уровень стратегическую борьбу. В данный момент тактическая составляющая гонок весьма предсказуема. Лидеры стартуют на мягких составах Pirelli и делают один, два или три пит-стопа - различий в стратегиях наблюдается очень немного.
И, несмотря на поддержку болельщиками идеи с дозаправками, их возвращение в спорт также мало что изменило бы в этом отношении.
И совсем другой оборот приняли бы события, если бы пилотам пришлось прорываться сквозь пелотон.
Один из вариантов - стартовать на более медленных шинах, понимая, что на старте гонки перед тобой все равно будет трафик, а прорыв в скорости отложить на более поздние стадии заезда - подобно Марку Уэбберу на Гран При Китая 2011 года, когда он вынужден был прорываться с 18-й позиции на старте на подиум.
Но можно стартовать и на быстрых покрышках, чтобы атаковать с самого начала, когда соперники еще близко, и не упустить их из виду.
В первом случае борьба быстрых машин может быть отложена на поздние этапы гонки, когда лидирующие машины переобуются в более медленные составы. Во втором - сражение будет вестись на одинаковых типах резины, и на первый план выйдет умение пилотов обгонять своих соперников непосредственно на трассе - и лучшие из них в этом преуспеют.
Конечно, стратегические отделы команд довольно быстро выработают оптимальные наборы стратегий, но при этом количество неизвестных не уменьшится.
В прошлом в гонках на коротких овалах уже использовалась подобная тактика. И хотя гонки на традиционных автодромах сильно от них отличаются, посмотрите на сражения в британской серии National Hot Rod, и вы поймете, что обгоны - дело не такое уж и простое, но лучшие все равно оказываются впереди.
Есть еще один интересный нюанс, и связан он с дочерними коллективами. В конце концов, быстрые пилоты Red Bull могут ожидать, что соперники-друзья из Toro Rosso при необходимости пропустят их вперед более охотно, чем конкурентов из Mercedes. Но и этот аспект можно урегулировать при помощи регламента.
Если бы руководство Ф1 всерьез рассмотрело эту идею, можно было бы провести ряд симуляций и анализов и выяснить, к чему это может привести.
К тому же, необходимо будет потратить немало времени на составление правил, определяющих порядок старта пилотов в гонках. Порядок, обратный текущему положению в чемпионате - хорошая идея, но здесь нужно подумать о том, как быть с гонщиками, присоединяющимися к чемпионату не с самого начала.
Также необходимо обсудить, как расставлять пилотов в первых гонках сезона. Но все эти вопросы решаемы, и два года назад я уже кое-что писал на эту тему.
Суть в том, что если мы все считаем, что нынешние Большие Призы переживают не лучшие свои времена, реверсивная стартовая решетка при правильном к ней подходе может изрядно встряхнуть чемпионат и зарядить его новой энергией.
Побеждать по-прежнему будут лучшие пилоты, при этом чемпионом будет гонщик, способный не только штамповать быстрые круги, но и обгонять своих соперников непосредственно на трассе. И при этом гонки станут более захватывающими.
Если руководство хочет изменить Формулу 1 одним движением, можно обратить свой взор именно на перевернутые решетки. В конце концов, это гораздо более приемлемый вариант, чем движение по пути GP1.
Для этого нужно лишь изменить собственное мышление и подход к гонкам. В самом деле, на каком основании сегодня пилоты быстрых машин получают дополнительное преимущество в гонках, стартуя впереди своих соперников, которым и так непросто живется?
Но лично мне нравится и нынешний формат соревнований, я не считаю его неправильным. Я просто предложил вариант, который может подойти тем, кто жаждет еще большего зрелища в спорте.
Не стоит бездумно отрицать все новинки, ссылаясь лишь на традиции Формулы 1, даже если эти новшества идут вразрез с форматом соревнований, проверенным временем.